Рождество. Вифлеемская звезда

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




На первый взгляд в “поведении” Вифлеемской Звезды (далее – ВфЗ) нет ничего загадочного – она появляется, чтобы знаменовать приход Великого Царя Иудейского, и указывает волхвам место его рождения.

Правда, само восхождение звезды окутано тайной: неизвестны ни место, ни время ее появления. Место обозначено магами весьма приблизительно – «на востоке». Время появления – предшествует смерти Ирода Великого. Предшествует, но на сколько? Неизвестно, предвосхитила ли звезда рождение Мессии*, сразу ли волхвы заметили ее «на востоке», как долго добирались они до Вифлеема. В принципе между возжиганием звезды и прибытием волхвов могли пройти месяцы и даже годы. За это время в Иудее появились на свет тысячи младенцев и безошибочно определить того единственного, к которому относилось знамение, стало значительно сложнее.

Смысл этого знамения, если вдуматься, тоже представляет собой загадку: если где-то «на востоке» действительно воссияла новая звезда, то почему она знаменует именно рождение Великого Царя иудеев? Традиционные объяснения бесхитростны и наивны:
        • Во-первых, - так утверждают колдуны с Востока.
           Эти таинственные пришельцы появляются ниоткуда и исчезают в никуда. Неизвестны ни имена, ни родина, ни
           вероисповедание, ни происхождение свидетелей. Неизвестен даже источник их знаний. Вероятнее всего, они
           получили информацию о ВфЗ с помощью магии и колдовства. С каких же пор христиане почитают колдунов и
           чародеев за пророков?
        • Во-вторых, - это вытекает из поведения Вифлеемской звезды.
           После своего восхождения «звезда Востока» (ЗВ) надолго исчезла из поля зрения волхвов и они заблудились
           (вместо Вифлеема они сначала забрели в Иерусалим). Потом, когда паломники уже направлялись в
           Вифлеем, над их головой засияла какая-то звезда и они сразу признали в ней ЗВ. Признали, хотя местная
           ВфЗ отличалась от их ЗВ положением на звездном небе и, вероятно, размерами и яркостью (см. ниже).
           Т.о.путеводная звезда ведет себя странно: бросает волхвов, когда надо вести, и подхватывает, когда в
           этом уже нет необходимости.

Так можно ли считать оба эти аргумента убедительными? Пожалуй, вся их «доказательность» построена только на яркой образности. Можно лишь посочувствовать Матфею: не имея надежных свидетельств, евангелист - а вслед за ним адепты христианства – вынужден обращаться за поддержкой к магии и колдовству, с которыми христианская церковь будет яростно бороться на протяжении всей своей истории. Дружественные восточные маги дарят новому учению звезду, а к ней впридачу – вопросы, вопросы, вопросы…

-----------------------------------------------------
  *ВфЗ могла опередить на 3 года рождение Христа, как звезда Моисея, или появиться на свет одновременно
   с Иисусом.
-----------------------------------------------------

Предположим, что звезду эту действительно возжег на востоке сам Господь Бог, чтобы указать человечеству место и время рождения своего Сына. Поскольку человечество не заметило нового светила, Господь раскрывает его смысл языческим магам из восточной страны. Они идут в Иудею, чтобы указать богоизбранному народу новорожденного Мессию, а Всевышний направляет их путь и приводит… в Иерусалим!? Странно поступает Светоч Небес, не «спрямляя», а запутывая стези своих подопечных*. Теперь волхвы вынуждены разыскивать неизвестного младенца не в крошечном Вифлееме, а в громадном мегаполисе. Лишившись путеводной звезды и откровений, пришельцы бродят по Иерусалиму в поисках Великого Царя - Иисуса, но попадают к Великому Злодею - Ироду. Из дворца не по своей и божьей воле, а по царскому приказу паломники отправляются в Вифлеем. По дороге звезда будто спохватывается и возглавляет шествие, хотя в этом нет особой необходимости (волхвы уже узнали от Ирода маршрут и расчитывали своими силами найти ребенка в городе Давида).

Зачем же Бог избрал такой кружной путь к цели, если он действительно вел волхвов к новому Царю Иудейскому?

В Вифлееме путеводная звезда, наконец, исполняет свое предназначение - прямо указывает путникам дом, где находится Богомладенец…. По мнению Матфея, их путь был прост и прям:
        «Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как
          наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.Увидев же звезду, они возрадовались
          радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его» (Мф2 9-11)

Хотелось бы верить, но смущают очевидные неувязки. Если звезда Вифлеемская и впрямь перемещалась по небосводу, то она никоим образом не могла оттуда, из поднебесья указать местонахождение младенца с точностью аж до дома. Значит, сопровождая магов, она спустилась с космических высот совсем низко (недаром волхвы заметили, что ВфЗ шла не над ними, а «перед ними») и в конце пути зависла над самым жилищем. Для этого она, как видно, резко сократилась в размерах от звезды до крохотного астероида. Одновременно с «усушкой» ей пришлось сильно убавить свою яркость и температуру, иначе пылающая звезда спалила бы всю округу вкупе с новорожденным. Исполнив свою миссию, ВфЗ вернулась к себе на небеса и там постепенно угасла (в противном случае ее - висящую над домом или упавшую рядом - непременно заметили бы горожане**).

-----------------------------------------------------
     *Почему бы не послать с ними в качестве провожатого столп облачный, как во времена Моисея?
  **Быть может, звезда была крошечной и тусклой с момента своего появления на небосводе?   Но как удалось
      волхвам со своего востока разглядеть крошечный и тусклый светильник и признать в нем знамение о рождении
      великого царя?    
      Загадка…
-----------------------------------------------------

И что же, все эти грандиозные космические метаморфозы Господь Бог задумал только для того, чтобы извилистой тропой привести нескольких иноземных гоим к Иисусу? Не проще ли было наделить волхвов внутренним чутьем, вроде «вдохновения» Симеона Богоприимца?



                * * * * * * * * * * * * * * * *


     Ликующее сияние звезды Великого Иудейского Царя видят язычники на востоке, но не замечают иудеи у себя над
     головой.
     Она уводит и приводит, словно исполняет волю не Предвечного Владыки, но царя Израиля. Посему
     богоизбранный народ пребывает в неведении и получает знамения из чужих рук.

     По воле Всевышнего звезда нового Царя открывается не всем, а только неким колдунам из далекой восточной
     страны.
     Должно быть, своей достойной жизнью и благочестием они так прославили себя в глазах Господа, что Он
     предпочел иноверцев «сынам Израилевым». Их паломничество обрекло на гибель многих детей, едва не
     стоило жизни младенцу Христу и самим волхвам. Зато иерусаимская чернь подхватила слух о рождении
     Мессии.


                * * * * * * * * * * * * * * * *


РЯЖЕНЫЕ

Паломничество волхвов неразрывно связано с блужданием ВфЗ и столь же противоречиво. Буквально каждая строка этой знаменитой истории вызывает недоумение и вопросы. В этом нетрудно убедиться, если внимательно проследить за всеми поворотами сюжета, который открывается визитом волхвов в Иерусалим.
       «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и
         говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться
         Ему”. (Мф 2 1-2)

Паломники заявляют, что пришли в Иудею с востока, так как заметили звезду новорожденного царя иудейского. Предположим, на небосводе действительно вспыхнула новая звезда и восточные звездочеты посредством какой-то магии, колдовства или астрологических изысканий пришли к выводу, что эта звезда знаменует рождение иудейского царя. Поскольку не всякий иудейский царь удостаивается подобного знамения, они заключили, что родился Великий Иудейский Царь.

До этого момента события еще развиваются в русле возможного, но затем история утрачивает всякое правдоподобие.
Восточные колдуны (вероятно, язычники из Персии или Аравии) почему-то направляются в другую страну, чтобы поклониться новорожденному царю иудеев. Заметим, не собственным богам, а чужому царю, к тому же - иноверцу! Такой противоестественный порыв вызывает некоторый скептицизм. Но допустим, что волхвы были иудеями из диаспоры* (например, аравийской или египетской), что они крайне набожны и патриотичны, а звезда возвестила рождение Величайшего царя всех времен и народов, который освободит Израиль от гнета язычников… В общем, с большой натяжкой волхвы-патриоты иудейского вероисповедания действительно могли тронуться на родину предков.

Гораздо удивительнее другое. Держа курс на Вифлеемскую звезду, они почему-то сбиваются с пути и оказываются не в городе Давидовом, а в Иерусалиме**. В столице «восточные гости» просят жителей указать им дорогу к новорожденному царю, как будто все горожане уже осведомлены об этом событии***. Быть может, обращаются они не к первым встречным, а к посвещенным, «своим» людям, единомышленникам? Может, звезда воссияла давным-давно, и волхвы решили, что благая весть успела облететь всю Иудею?
Так или иначе, но в чужой стране восточные мудрецы ведут себя опрометчиво, поскольку их расспросы привлекают всеобщее внимание:
       «Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним”. (Мф 2 3)

Не надо быть мудрецом, чтобы догадаться, как отреагирует дряхлый иудейский тиран на слухи о новом претенденте на царский престол. Всю жизнь подозрительный Ирод беспощадно пресекал малейшие признаки покушения на его единовластие. Никакие отцовские чувства не помешали ему уничтожить трех своих сыновей. После долгих колебаний он умертвил даже горячо любимую жену, а вслед за ней – и ее мать. Еще раньше Ирод казнил тестя и шурина… Царственный младенец, о котором толкуют чужестранцы, сам по себе не представляет опасности, но он может стать центром опасной смуты. Поэтому церемониться с ним Ирод, конечно, не будет.

Странно, что мудрецы не понимали таких простых вещей и не скрывали от властей своих планов****.
Разговорчивые маги встревожили не только Ирода, но и все население огромного Иерусалима. С некоторой натяжкой можно понять волнение царя, но что испугало его подданных? Разве не они веками мечтали о пришествии Освободителя? Похоже, иерусалимский обыватели опасаются, что вместо долгожданного освобождения сей младенец навлечет на них кровавые потрясения – «падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий».

-----------------------------------------------------
        *Хотя их занятия, форма поклонения и дары, принесенные младенцу, присущи скорее язычникам.
      **Некоторые теологи считают, что до Иерусалима волхвы дошли без ВфЗ.
    ***Интересно, что НЗ не упоминает ни одного человека, видевшего ВфЗ, кроме волхвов. Ради своего сына Бог
           зажигает на небе звезду, но видят ее лишь несколько колдунов где-то на востоке!
  ****Возможно, «волхвы не боятся могучих владык». Тогда им следовало побеспокоиться о других -
           новорожденном Иисусе и тех невинных младенцах, что вскоре падут жертвами их бесстрашия и
           безрассудства!
-----------------------------------------------------

В отличие от обывателей встревоженный царь не выжидает, а действует на опережение:
«Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».(Мф 2 7-8)

Царю уже передали слухи о рождении необычного младенца и теперь он желает знать подробности. Это означает, что первые известия о новом «царе» Ирод получил не от волхвов, а от своих информаторов. Затем у первосвященников Ирод узнал вероятное место рождения Мессии и только тогда призвал к себе возмутителей спокойствия, чтобы выведать у них дату его рождения. Вызывать их раньше не было никакого смысла: они расспрашивают людей Иерусалима, значит, сами не знают, где искать. А вот он, Ирод, уже знает – в Вифлееме, городе Давидовом. Но как найти младенца среди множества ему подобных и не ошибиться? Волхвы подсказывают царю примету: этому ребенку не более 2 лет от роду.

Теперь Ироду известны и место рождения, и возраст ребенка. Остается всего лишь отыскать подходящего малыша и тут опытнейший правитель вдруг поступает безрассудно: взамен опытных шпионов отправляет на поиски в соседний город наивных чужестранцев. Он не засылает в их караван своих филеров, его люди не следуют за волхвами на расстоянии! Странная доверчивость со стороны мнительного Ирода в столь важном деле (а по пустякам он бы не стал собирать на совещание всех первосвященников и книжников).
Царская беспечность резко контрастирует с атмосферой таинственности, окружающей пришельцев. Повелитель Израиля скрывает свои контакты с волхвами, встречается с ними тайно. Его поручение напоминает инструкцию для царских соглядатаев – “тщательно разведайте, известите меня» (иными словами, Ирод велит прислать гонца, не отлучаясь с места событий). В придачу ко всему экспедиция выступает на поиски ночью, словно группа захвата*. 

Не появись ВфЗ, чужеземцам пришлось бы ночью в незнакомом городе разыскивать неведомого младенца, зная лишь то, что он не старше 2 лет от роду. Но поиск ребенка в иудейском городе, где каждая семья насчитывала 5-10 детей, подобен поиску иголки в стоге сена! Если эти странные восточные мудрецы обладали элементарным здравомыслием, они наверняка отклонили невыполнимое поручение царя. Гораздо вероятнее, что вместо них
=================================================
из царского дворца ночью в Вифлеем под видом волхвов
тайно отправились совсем другие люди,
гораздо более надежные и осведомленные.
=================================================

           «и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв
             сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну”. (Мф 211)

Вообразим себе эту сцену: посреди ночи раздается стук в дверь и чужой голос с иностранным акцентом просит принять путников. Хотя в доме только Мария с младенцем, она не колеблясь отодвигает засов. В горницу входят незнакомцы в экзотических одеяниях, осматриваются и заявляют, что они прибыли из далекой страны поклониться ее сыну. Заспанная Мария протирает глаза, разбуженный ребенок плачет, а гости деловито распаковывают свои баулы. Что и говорить, они выбрали идеальное время для поклонения!

Но если в действительности они намеревались застигнуть Иосифа и Марию врасплох, их поступки обретают смысл. Тогда испуганная Мария ночью непременно откроет дверь сыщикам, которые именем царя потребуют впустить их. Тогда поблекнет умилительная сцена вручения даров ночною порой. Ведь никогда более на протяжении всей земной жизни Иисуса Христа никакие чужеземцы не приносили ему даров**. Даже правоверные иудеи, «чающие утешения Израилева», не балуют божественного младенца своими подношениями. Традиционно считается, что семья Иисуса всегда была бедна - Иосиф плотничал, Мария то ли шила, то ли стирала. Они явно не были избалованы подарками от своих сограждан – иудеев. Поэтому действительная подоплека «даров» восточных «данайцев» могла быть весьма прозаичной: например,
==================================================
посланцы Ирода предлагали Марии мзду за какую-то услугу
==================================================

          «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою”. (Мф 2 12)

Итак, по словам Матфея усердные царские порученцы-волхвы отправляются ночью в Вифлеем (до которого всего 8 км, то есть 1.5-2 часа пешего хода), быстро находят искомого младенца под зависшею ВфЗ, поклоняются ему и… ложатся спать. Не бросаются обратно, чтобы согласно приказу известить царя, не отправляют гонца, а преспокойно засыпают. Причем, засыпают они с намерением поутру вернуться в Иерусалим к Ироду***!
 
Если это подлинные волхвы, то их неспешность просто удивительна. Поражает и их послушание: увидав во сне чужого иудейского Бога, эти язычники беспрекословно выполняют его указания! Надо думать, во сне этим бесхитростным чародеям объяснили, что Ирод вовсе не собирается поклоняться Мессии, а «ищет души младенца». Теперь они должны предостеречь Иосифа и Марию от грозящей опасности, но бросают Святое семейство на произвол судьбы: как выясняется, после ухода гостей Иосиф сладко спал и Богу пришлось предупреждать его персонально.

А если в действительности перед нами все же не волхвы, а верные слуги Ирода? Что с ними приключилось и в какие «иные края» они отправились (или их отправили, распознав шпионов)? Дальнейшие события скорее подтверждают, чем опровергают такие предположения.
        «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в
         Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов”. (Мф 2 16)

Что сделал бы Ирод, если бы подлинные волхвы действительно не оправдали его ожиданий? Очевидно разгневанный правитель догнал бы и сурово наказал двурушников. Предательство могло обнаружиться уже наутро и конному отряду не составило бы труда настичь беглецов****. От них царь выведал бы точное местонахождение младенца и ограничился его «избиением».
В самом худшем случае, даже упустив неверных волхвов, владыка сохранял шансы найти новорожденного Мессию. Достаточно было установить, что волхвы все-таки приходили в Вифлеем и останавливались на постой в доме Иосифа. А у Иосифа (какое совпадение!) как раз имеется подходящий по возрасту ребенок, которого смогут опознать и престарелый Симеон, и пророчица Анна, и окрестные пастухи, и все, кто их слышал.

-----------------------------------------------------
         *Волхвы дожидались ночи не потому, что надеялись увидеть свет ВфЗ:  в Иерусалиме ее не было, на Вифлеем
           разведчикам указал сам царь, а появление ВфЗ по дороге на Вифлеем стало для них приятным сюрпризом
           (“Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою ”).   
       **Разве что финикийцы платили за лечение, но об этом Писание не сообщает ни слова (к тому же плата за
           услугу по определению не является подарком).
    ***Ииначе Богу не пришлось бы вразумлять их во сне.
 ****Ирод наверняка знал, из какой страны прибыли волхвы. Кроме того, царь давно расставил на всех дорогах
          заставы и дозоры, а все свои многочисленные крепости связал системой сигнализации.
-----------------------------------------------------

Однако, непредсказуемый Ирод поступает иначе: подобно моисееву Богу, наказующему египтян поражением их первенцев, Ирод почему-то обращает свой гнев на вифлеемских детей, словно карает жителей Вифлеема за какую-то тяжкую провинность. Нетрудно догадаться, что тирана выводит из равновесия призрак мятежа. Из этого города распространяются бациллы опасной смуты, которые затронули даже Иерусалим. Мало того, отсюда уже пропадают верные царские слуги, а это похоже на зарождение бунта. Если вначале царь рассчитывал аккуратно устранить источник смуты, то теперь он спешит погасить разгорающийся пожар во что бы то ни стало.


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

       Странные, очень странные волхвы… Их история своей нелепостью превосходит даже историю пастухов, а
       маскарадность сего действа буквально бросается в глаза.
       Эти гоим так жаждут склониться перед еврейским ребенком, что будоражат весь Иерусалим. Вскоре их
       нарочитая публичность сменяется глубокой секретностью. «Волхвы» тайно встречаются с царем и по его
       приказу ночью разыскивают в Вифлееме неведомого младенца. Разведав, они собираются к Ироду, но той же
       ночью бесследно исчезают. Царский приказ грубо нарушен, однако, свирепый Ирод даже не пытается схватить
       ослушников…
       «Волхвы» мудры и глупы, набожны и сервильны, они - иеговисты и язычники, служат одновременно и старому
       царю и новому Освободителю… Но старому царю угождают все-таки больше. Так может именно в этом и
       состоит их миссия?
       Может быть, под пестрыми нарядами волхвов скрываются мундиры?

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


Нетрудно заметить, как постепенно радикализуется благая весть, проникая в широкие массы народа. Сначала священник Захария лишь намекает своим гостям на Спасителя:
      «благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог
       спасения нам в дому Давида, отрока Своего”. (Лк 1 68-69)

Захария, как и все остальные, опасается царских шпионов, поэтому выражается очень осторожно. Из его пророчества можно понять лишь то, что Бог даровал спасение народу Израиля то ли в городе, то ли в роду Давида. О том, что представляет собой этот «рог спасения» и когда конкретно наступит избавление, Захария благоразумно умалчивает.

Через полгода пастухи сообщают, что в «дому Давида» - Вифлееме  - родился Мессия
        «ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь”. (Лк 2 11)

В их устах благая весть приобретает определенность, но пастухи отваживаются на это только ночью в узкому кругу.

Спустя 40 дней во дворе храма праведный Симеон показывает верующим младенца Иисуса и провозглашает его Спасителем и «предметом пререканий», то есть причиной будущих волнений.

Проходит еще несколько месяцев и волхвы в Иерусалиме открыто провозглашают появление на свет нового иудейского царя. Чужеземцы ведут себя так дерзко, что больше напоминают подстрекателей и провокаторов. В самом деле,
       • Волхвы заявляют, что ищут царя иудейского. Так могли бы говорить иудеи, которые веками ждут прихода
          Владыки Израиля, но не персидские маги, которые грезят о Владыке Мира.
       • Волхвы разыскивают не сына царя, не будущего царя, а нового Царя Иудейского. Иначе говоря, они
           де-факто возводят на иудейский престол нового царя, а дряхлого Ирода объявляют низложенным.
       • Волхвы готовы поклоняться не нынешнему, а новому царю. Тем самым они еще раз подчеркивают
           фактическую смену власти.
       • Волхвы не ищут новорожденного царственного младенца во дворце. Нет, новый царь не является
         наследником Ирода, он вообще не имеет к Ироду никакого отношения.

Не слишком ли радикальны эти удивительные волхвы? Сколь бесстрашно и даже безрассудно ведут они себя в городе, наводненном царскими соглядатаями! Ну, а если предположить, что бояться им нечего, поскольку они сами являются сексотами Ирода и выполняют его задание, вызывая собеседников на откровенность и прощупывая их настроения? Тогда указанное противоречие снимается и сюжет обретает логику.

Похоже, что реальная история заметно отличалась от новозаветной и заключалась в том, что Ирод пытался воспрепятствовать распространению мятежных мессианских настроений в Иерусалиме и по всей Иудее. С этой целью из царского дворца ночью в Вифлеем под видом волхвов отправились шпионы Ирода. Эти соглядатаи должны были выявить зачинателей смуты. Внезапное исчезновение слуг подтвердило подозрения царя, поэтому Ирод безжалостно карает жителей Вифлеема за мятежные настроения, не разбирая ни детей, ни взрослых.
 
Продолжение http://proza.ru/2016/04/08/493

(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).