Первые экспедиции В. К. Арсеньева

Олег Вороной
АРСЕНЬЕВ В ЛАЗОВСКОМ РАЙОНЕ - 3.
Продолжая внимательно перечитывать книгу В.К. Арсеньева «Китайцы в Уссурийском Крае. Очерк историко-этнографический.», переходим к разделу «Опиум и врачевание», где есть информация и про Лазовский район.
«В Китае опиум известен со времён Танской династии, куда он был впервые завезён арабами в качестве снотворного средства. Первый императорский указ о запрещении курения опиума последовал в 1729 году.
В Уссурийском Крае опиум появился очень недавно – именно, в 1870-х годах. Прежде всего он появился в Ханкайском (1) и Суйфунском (2) районах, затем на реке Сучане (3) и в верховьях Уссури и позже всего в прибрежном районе (в Засучанье) (4).
По свидетельству переселенцев-старожилов, раньше опия было очень мало, но с 1900 года маковые плантации начинают сильно возрастать в числе.
Культурой мака для сбора опиума занимались раньше одни китайцы, а теперь этим занимаются и корейцы. Это занятие представляет из себя большую выгоду. Под посевы мака китайцы снимают у местного русского населения огромные участки земли и уплачивают за это большие деньги. И эти цены на землю сильно возрастали:
- в 1900-1905 годах 5-8 рублей за десятину,
- в 1906-1909 годах 7-10 рублей за десятину,
- в 1910-1911 годах 10-15 рублей за десятину,
- в 1912 году 50-60 рублей за десятину,
- в 1913 году 90-100 рублей за десятину.
А цены на опиум наоборот падали: с 2 рублей 50 копеек в 1900-м году за один лян (16-я часть китайского фунта, который равнялся 120 русским золотникам), до 70 копеек в 1913 году. 
О количестве же земли, занятой плантациями мака в одном только Ольгинском уезде (куда входил Лазовский район), можно судить по донесениям Военного Губернатора Приморской области. В 1906 году количество десятин, засеянных маком, доходило до 80 из 200 разработанных под пашни. В 1912 году под мак было разработано 3.500 десятин!
Прельстившись высокой платой, крестьянское и казачье население сдаёт лучшие свои земли под посевы мака. Бывали случаи в Цемухинской (5) волости, что крестьяне сдавали под мак пашни с хорошими всходами: поля, покрытые зелёными всходами, перепахивались. Подённая плата у сборщиков мака доходила до 3 рублей в сутки…»
Да-а-а… Как тут революции не произойти?
В книге В.К. Арсеньева «Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского Края. 1901-1911.» есть информация про другие китайские промыслы в Лазовском районе:
1. «Трепанги (Хей-сын). Суточный улов одной лодки в среднем 120 трепангов, что даёт 6 фунтов сухого продукта. Стоимость на месте 1 рубль, в Чифу (6) около 2 рублей.
2. Морская капуста (Хей-цай). Один пучок сухой морской капусты продаётся на месте по цене до 1 руб. 50 коп. В Китае 6-7 копеек за фунт.
3. Морские крабы (Тахе-за-хеию). Суточный улов, около 500 штук, варится в котлах, очищается и высушивается на солнце. Во Владивостоке цена 1 руб. 50 коп. за фунт.
4. Маленький рачок (Сия). В массе ловится около устьев рек, квасится в сосудах, продаётся как соус. В Китае 5 копеек за фунт.
5. Большой гребешок (Мати-каля). Мускулы варятся и сушатся. В Китае 3 руб. за фунт.
6. Каменный лишай (Шито-пи), т.е. каменная кожа. В массе собирается в Засучанье (Лазовский район) и отправляется в Китай, цена 7 коп. за фунт.
7. Древесные грибы (Хый-цай). Собирается в дубняках, для чего специально валятся деревья. Цена одного фунта 1 руб. 50 коп.
8. Женьшень…»
Вот что пишет о женьшене Владимир Клавдиевич:
… «Я остановлюсь немного на Жэнь-шэне. У китайцев есть множество легенд о его происхождении. Вот одна из них, её чаще всего можно услышать в Уссурийском Крае. Жэнь-шэнь – это корень, который только есть один на всей земле; он может превращаться и в человека, и в тигра, и в птицу, и во всякое другое животное, поэтому никто его найти не может. Если человек увидал в лесу какого-нибудь зверя, какое-нибудь растение или даже неодушевлённый предмет, например, камень, и сильно его испугался, и если этот предмет тотчас же пропал из глаз – это был Жэнь-шэнь. Тогда надо молиться, запомнить это место и в будущем году прийти сюда за корнем.
Раньше Жэнь-шэнь жил в Китае, и никто не знал о его существовании. Но вот Великий пророк Лао-цзы открыл его целебную силу и указал людям его приметы. Жэнь-шэнь бежал к северу в гористые страны. Учёный Синну-Хонди ( в другой статье Лао-Хань-Ван – князь старых китайцев) при посредстве других целебных трав открыл его местонахождения. Тогда Жэнь-шэнь скрылся в Уссурийском Крае. Прошло много веков. И вот три брата Ванганго, Касавон и Лиу-у пошли к берегам Великого Океана искать этот чудодейственный корень. Там они заблудились и погибли. С тех пор души их бродят по тайге и перекликаются между собою.
Каждый жень-шеньщик, если услышит эти стоны и крики, никогда не пойдёт в их направлении и непременно свернёт в сторону, а если он рискнёт туда идти, то ничего не найдёт и наверное заблудится.
Чтобы спастись от преследования людей, Жэнь-шэнь наплодил множество корней, себе подобных – «Пан-цуй», как говорят китайцы. Вот почему такой «Пан-цуй» чем ближе будет к истинному Жэнь-шэню, тем больше похож на человека, тем больше он размерами, сильнее в нём сила и тем дороже он ценится…
… Другая легенда говорит так: в восточной Маньчжурии, в горах Нанган-Шаня жили два знаменитых рода Си-лян и Лян-серл, вечно враждующих между собою. Представителем рода Си-лян был знаменитый воин Жэнь-Шэнь; он защищал слабых, угнетённых, отличался удивительной храбростью, был справедлив и великодушен. Он унаследовал от своих предков все душевные их богатства.
Сон-ши-хо из рода Лян-серл был редкой красоты мужчина, смелый, энергичный. Он сделался хунхузом, собрал толпу разбойников и с ними совершал нападения на соседей. Жэнь-Шэнь давно собирался усмирить Сон-ши-хо, но жизненные пути их нигде не встречались. Но вот Сон-ши-хо вздумал сам напасть на Жэнь-Шэня. Судьба покровительствовала последнему. Сон-ши-хо был взят в плен, закован в цепи и посажен в глубокую яму. Долго томился Сон-ши-хо в заточении и, вероятно, погиб бы, если бы ему на помощь не пришла красавица Ляо, сестра Жэнь-Шэня. Ляо влюбилась в разбойника, освободила его из ямы и убежала с ним из дома брата. Как только Жэнь-Шэнь узнал об этом, он бросился за Сон-ши-хо в погоню и скоро догнал его в диком ущелье Сяо-ли-фаня. Услышав за собой погоню, Ляо спряталасьв кусты, а Сон-ши-хо приготовился к единоборству. Оба врага вступили в страшный бой. Силён был Сон-ши-хо, но искусен и ловок был Жэнь-Шэнь. Он нанёс Сон-ши-хо смертельный удар в грудь. В это время Ляо окликнула брата. Жэнь-Шэнь обернулся, и это его погубило. Собрав остаток своих сил, Сон-ши-хо глубоко в горло Жэнь-Шэню вонзил свой острый меч. И Жэнь-Шэнь, и Сон-ши-хо – оба упали мёртвыми. Долго оплакивала красавица Ляо своего возлюбленного и своего брата; плакала она до тех пор, пока не завяла красота её и пока она не засохла так же, как засыхает растение, а на том месте, где падали её горючие слёзы, вдруг выросло удивительное растение «жень-шень» - источник жизни.
Другие китайцы говорят, что Жэнь-Шэнь зарождается из молнии: вверху за облаками царство духов, владеющих всеми силами природы и посылающих на землю дожди, гром и молнию – огонь и воду. Эти две стихии есть два начала жизни: добро и зло, свет и тьма, огонь и вода, движение и покой находятся в вечной вражде между собою, и эта вражда создала гармонию. Если в то место, где из земли бьёт холодный источник, дающий чистую, прозрачную воду, ударит молния, источник иссякает, а могучая сила небесного огня превращается в другую, чудесную силу – в Жэнь-Шэнь. Здесь появляется растение жизни…
…Только чистый непорочный человек может найти Пан-цуй; это недоступно для человека, ведшего ранее жизнь безнравственную, это недоступно для того, кто постоянно причинял людям зло и обиды. В мгновение ока растение исчезнет, корень глубоко уйдёт в землю, гора, где рос  Жэнь-Шэнь, начинает стонать и колебаться и из зарослей выходит грозный охранитель лесов – тигр.
Завидев Жэнь-Шэнь, манза-искатель кидает в сторону от себя палку и, закрыв глаза рукою, с криком бросается ниц на землю:
«Пан-цуй, не уходи, - кричит он громким голосом. – Я чистый человек, я душу свою освободил от грехов, сердце моё открыто и нет худых помышлений».
Только после этих слов китаец решается  открыть глаза и посмотреть на растение…
… Китайцы обладают удивительной способностью с первого взгляда определять качество корня и сразу сказать, где он рос – на берегу моря или в бассейне Уссури. Определённой цены на женьшень нет. Она колеблется от нескольких рублей до нескольких тысяч. Двадцать корней примерно стоят от 500 до 2000 рублей. Цена на Жэнь-шэнь зависит от места, где корень найден, от того, насколько он мочковат, от его величины и от того, насколько он похож на человека. Жэнь-шэнь всегда в цене, потому что спрос на него превышает количество, имеющееся на рынке. Ежегодно в Уссурийском Крае этим промыслом занимаются около 30000 человек китайцев – они добывают около 4000 корней.
Один фунт Жэнь-шэня стоит 250-270 рублей. Лет двадцать тому назад китайцы вывозили отсюда женьшеневых корней около 50 пудов на 550000 рублей. В настоящее время, вследствие лесных пожаров промысел этот упал до 3-4 пудов…» (это данные на 1912 год).
В начале книги «Китайцы в Уссурийском крае. Очерк историко-этнографический» в разделе «Очерк физико-географическеий» у Арсеньева есть такое описание.
«Средняя высота Сихотэ-Алиня около 3000 футов, но отдельные вершины поднимаются значительно выше. Так, например, пик Лоонелаза (в истоках реки Судзухе) – 5500 футов…»
 А ведь это наша гора Сестра так раньше называлась! Как это переводится? Порывшись в русско-китайских словарях, удалось установить примерное значение этого названия: Настоящая Императорская Выдающаяся Вершина. (Точное название надеюсь установить, когда удастся отыскать на старых картах иероглифы этого названия, хотя, на самом деле, оно имеет маньчжурское, а не китайское происхождение.) Действительно, эту гору, вторую по высоте в Приморском крае после горы Облачной, в отличие от других высоких вершин, видно издалека и со всех сторон. Другие горы на местности в Южном Приморье так не выделяются.
Гора Мокруша называлась Иммудынза. С китайского: Инь-Мао-Дин-Цзы. Переводится как Серебряная Вершина. Почему серебряная? Кто подскажет?
Река Киевка (Судзуха) на древней карте 1735 года Д,Анвиля, «6-й особый лист Китайской Тартарии», отмечена под названием СИВАН. Хотя сам Д,Анвиль и Н.Я. Бичурин называли её ЭМУЛА-БИРА. На русских картах издания 1850-1860 годов она указана ЕМУЛИ-БИРА (7).Что это означало? Кроме этого удалось отыскать, что в китайской географии начала 18 века река Киевка известна под названием ЭМУЛИХЭ. Редкий случай, чтобы река имела столько названий! Это: ШУЦЗЫХЭ, СИВАН, ЭМУЛА-БИРА, ЭМУЛИХЭ. Бира – это эвенкийское слово, означает просто река. Неужели здесь и эвенки жили? Сразу возникает интересное предположение: Сиван – Син-Ван - княжеское озеро, Эмулихэ – Ин-му-лу-хэ – долина серебристых изюбрей.
А река Чёрная (Тауха) называлась Да-у-хе: Пятая большая река. Это считая с реки Артёмовки на восток. Но и у неё было местное до китайское ОРОЧЁНСКОЕ НАЗВАНИЕ: РЕКА САГДЫ-УГУ. Что означает ДЕДУШКИН КАМЕНЬ. Действительно, в устье реки сохранилась древняя мастерская по изготовлению жерновов. (12-й, а может даже и 10-й век!)
Река Соколовка (Сяуха) означает: Пятая малая река. Она (оказывается!) имела до китайское ОРОЧЁНСКОЕ название РЕКА УГУ, что означает РЕКА КАМЕНЬ.  Не из-за острова Орехова она так называлась, что напротив впадения реки УГУ в море? А может и вправду там лежала древняя каменная плита?
Удалось найти так же предшественников В.К. Арсеньева, изучавших наш Лазовский район. Это, кроме известного всем путешествия в 1867-1869 годах Н.М. Пржевальского,  экспедиция этнографа С. Брайловского, объехавшая в 1896 году долины рек Сучана и Судзухе. Это геологические изыскания горного инженера Д.Л. Иванова с 1888 по 1894 годы по рекам Сучан, Судзухе, Таухе. Кроме этого, в 1888 году в одно вёрстном и двух вёрстном масштабах военные топографы засняли весь Южно-Уссурийский край от Китайской границы до рек Улахе и Судзухе включительно.
Конечно же, Владимир Клавдиевич внимательно изучал всё что известно о Лазовском районе (Засучанье), прежде чем отправлялся к нам в разные экспедиции. И, конечно же, всё, что узнавал, отправлял по инстанциям. Уверен, что очень много интересного о Лазовском районе будет непременно найдено. Даже по древнейшей истории уже есть новая информация, описанная Арсеньевым, но об этом в следующей статье.
1 – Ханкайский район, тут имеется ввиду территория приханкайской низменности.
2 – Суйфунский район, имеется ввиду долина реки Раздольной. 
3 – река Сучан – ныне река Партизанская.
4 – Засучанье – нынешний Лазовский район.
5 – Цемухинская волость – нынешний Шкотовский район.
6 – Чифа – китайский крупный торговый дореволюционный центр.
7 – ЕМУЛА - БИРА - древнее орочонское название реки Киевка, переводится как «Река одержанной победы».