О двух видах одиночества

Илья Ерошенков
Мы все, рано или поздно, остаемся наедине с собой. Нам никуда не деться от той тайны, которой мы начались, и от той, которой мы закончимся. Это - действительно подлинное, остальное - лишь игра, наваждение.

Но есть два разных состояния одиночества: в первом случае человек замыкается в себе, перестает общаться с окружающими, закрывает себя от мира и обедняет себя; во втором случае человек, наоборот, именно через одиночество приходит в то состояние полноты бытия, из которого он впервые становится восприимчив к краскам мира, впервые становится способен к действительно живому, полноценному общению с другими, способен заново почувствовать множество возможностей своей судьбы. Закрыться от мира, чтобы найти себя, и затем, найдя себя, впервые выйти к миру от своего имени.   

И действительный вопрос как раз не в том, как помочь человеку избежать одиночества как то исключительно негативного состояния (как то настоятельно советуют многие психологи), а скорее в том, какими практическими рекомендациями можно переключить первое состояние во второе.

Что тут можно предложить? Либо в путешествие такого человека отправить, чтобы он подзабыл себя, обновил и вылечил свой дух, либо нагрузить учебой и работой, чтобы он испытал целительное для психики состояние сильной концентрации и собранности себя.

Наверное, прежде чем себя основательно найти, надо себя в чем-то основательно потерять.