Кусочек солнца

Карпов Виктор
Теплым, погожим, майским днем, когда снег уже сошел с пригорков, и весеннее солнышко начало прогревать мерзлую землю, пожилая женщина высыпала голубям кулек семечек, оставшихся с прошлого года.

Голуби, обрадовавшись вкусному угощению,  хлопая крыльями и урча от удовольствия, устроили «кучу-малу», топчась по просыпанным семечкам.

Незаметно три семечки были втоптаны глубже остальных в оттаявший песок. Тихо-тихо они лежали и ждали когда улетят птицы. Земля была еще очень холодная, и они жались друг к другу. Так прошло несколько дней, затем неделя.  Солнышко ласково пригревало, и начали появляться первые зеленые ростки травы, стремившиеся к небу.

К холмику, в котором лежали семечки, пришла собака. Она начала разрывать мягкий теплый песочек, чтобы спрятать куриную косточку, которую нашла возле дома. Собака была домашняя, и она понимала, что с найденной косточкой ее не пустит домой хозяйка. А косточка была такая аппетитная, но пес был сытый.

Раскопав ямку и положив туда кость, собака носом переворошила всю землю вокруг. Ей было не вдамек, что она разлучила три семечки. Одна семечка была отброшена и прикопана в полуметре от своих друзей.

А теплое солнце все сильнее грело влажную землю. Семечки разбухли и начали раздвигать своими первыми листочками землю. Двум семечкам было легче. Они вдвоем поднатужились и приподняли ком песка. И первыми выпустили свои зеленые листочки навстречу солнцу. А маленькая семечка трудилась одна. Она уже чувствовала, что может опоздать и остаться навсегда в земле. Но удача, упорный труд и желание жить принесли свои плоды: на целых три дня позже у третьей семечки появились над землей первые листочки. У ее друзей уже были первые стебельки, и они свысока смотрели на своего собрата, выбравшегося из земли.

Наступил июнь. Вокруг вся растительность бурно радовалась жизни. Цвели одуванчики и шиповник. Трудолюбивые шмели весь длинный северный день перелетали с цветка на цветок, собирая пыльцу и нектар, запасаясь на долгую зиму.

Стоявшая рядом верба, сбросив весенний серебряный наряд, вся зазеленела. Она с интересом наблюдала, как росли ее молодые соседи подсолнухи. Иногда она с негодованием качала своими ветвями. Уж очень ей досаждали своим шумом подростки. 

А два друга, бывшие две семечки, на ветру весело шуршали своими листьями, толкая друг друга, сплетаясь стеблями и стараясь наклонить друг друга к земле. Они никого и ничего вокруг не замечали в своих играх. Лишь изредка ростки смотрели на одинокий подсолнух и звали его к себе поиграть. Они прекрасно знали, что подсолнухи ходить не умеют, и эти призывы к игре звучали как  издевка.

Одинокий подсолнух очень хотел играть со своими ровесниками. Ему тоже хотелось шуметь, качаться на ветру, мериться силами со сверстниками. Стоял он, понурив голову и много думал. Думал он о том, что хорошо всем быть вместе, хорошо, когда есть рядом друзья и товарищи. Он не сильно грустил, а тихонько радовался за своих сверстников. И подражая им, шелестел листьями при каждом дуновении ветерка.

Но так как одинокому подсолнуху, стоящему отдельно, больше доставалось тепла и света от солнца, то и рос он быстрее и сильнее своих сверстников. Его ствол наливался силой, листья были крупнее и мощнее, а сама шапка «дышала здоровьем» и наливалась перед предстоящим цветением.

Короткое северное лето шагало семимильными шагами. Июль пролетел быстро, подходил к окончанию август. Вокруг листья начинали менять свою окраску. С отпусков возвращались школьники и веселыми стайками бегали по дворам…

Скоро сентябрь. А подсолнухи на кучке песка еще не цвели. В воздухе по ночам веяло холодом. Это холодное дыхание Северного ледовитого океана подкрадывалось и говорило о близком наступлении зимы.

Однажды мимо подсолнухов прошел мальчик с мамой. Они шли из школы, где смотрели расписание первых занятий. Мальчик должен был идти в этом году в первый класс. Он был очень рад. Садик кончился – а он совсем взрослый, он будет ходить в школу.

Внезапно его взгляд упал на подсолнухи. «Мама, смотри какие интересные кусты! Как они сюда попали?» До этого он видел такие растения только на картинке. Ведь на Севере никогда не росли подсолнухи. Мама мальчика улыбнулась, вспоминая свое детство и поля подсолнечника, и ответила «Это же подсолнух. Наверно кто-то обронил семечки и они взошли». А веселые ростки подсолнечника вежливо им поклонились на ветру и стали между собой шептаться, как хорошо быть человеком, ведь он умеет ходить, бегать, громко разговаривать и каждый день одевать разную одежду. А мальчик с мамой пошли дальше по своим делам.

В выходной день мальчик гулял с папой и делился впечатлениями о первых днях учебы в школе. Дорога проходила мимо стоящих подсолнухов. Папа так же заинтересовался удивительным феноменом – «южные дети солнца» и здесь на севере!
- А давай один из подсолнухов посадим дома? - предложил мальчику папа.
– Давай! А как мы его посадим? Где он будет расти? А у нас есть лопата? А где мы возьмем горшок? А можно подсолнух будет расти у меня в комнате? - радостно задавая множество вопросов, затараторил мальчик.

Папа с мальчиком ушли за лопатой и ведром. Повзрослевшие, но еще не расцветшие подсолнухи остались гадать что задумали эти люди.

Мальчик хотел посадить в одно ведро сразу все три подсолнуха,  но папа остановил его, сказав, что все три подсолнуха в одном даже большом ведре не поместятся и пропадут. И предложил взять домой одиноко стоящий подсолнух. Его можно аккуратно выкопать, не повредив корни, и на вид он выглядел помощнее оставшихся двух.

Так одинокий подсолнух стал жить возле подоконника в комнате у мальчика. Его теперь окружали незнакомые гибискусы, глоксинии и кактусы. А два его товарища остались на улице. Они вновь стали плотнее жаться друг к другу, но уже не могли расти и греться на прохладном осеннем солнце, и совсем не весело шелестели их поникшие желтые листья.

Уже на следующий день мальчик пришел в комнату к родителям и сказал, что у него в комнате поселился новый друг, которого он называет «Колей». Его новый друг все понимает, и когда мальчик с ним делится своими «взрослыми» секретами, тот с пониманием качает головой.

Мальчик каждый день оставлял своему новому другу воды из своей бутылочки, которую ему давала мама в школу. Приходя домой, он потихоньку выливал остатки воды в цветочный горшок, в котором жил его «друг». А сестра и мама не могли понять, почему у подсолнуха всегда влажная земля, хотя они его поливали так же как и все цветы два раза в неделю.

Быстро пролетели две недели. Подсолнух смотрел из окна на пригорок, где прошло его детство. Однажды с удивлением он увидел, что за окном кружит белый пух, который покрывает землю. В комнате было тепло и светло и подсолнуху было не понятно, почему вдруг все деревья поникли, сбросив свою листву. Присмотревшись, подсолнух увидел, что его вчерашние знакомые два брата подсолнуха сначала превратились в две веточки, а затем и вообще были занесены снегом, так и не успев за короткое северное лето зацвести и порадовать всех своими «рыжими шапками».

Всматриваясь в опустевший двор и белое покрывало, подсолнух тянул свою шею все сильнее и сильнее. И сам не заметил, как вдруг его макушка превратилась в сияющую цветущую корону. Он внезапно стал как маленькое солнышко с теплыми лучиками-лепестками.

И еще долго продолжалась дружба подсолнуха и мальчика. Хотя, что может быть у них общего? Это не могли объяснить ни мальчик, ни подсолнух.

17.09.2011г.