Новая Москва - пространство диалога

Светлана Брызгалова
Сегодня «Новая Москва» является настоящим опытным полигоном в социальном проектировании. Это своебразный синтез города и деревни, пространство, сочетающее в себе современные микрорайоны и деревенскую застройку. Как обустроить данную территорию и при этом избежать характерных ошибок?
Наиболее острые проблемы Новой Москвы – экологические, социальные, транспортные – зачастую наслаиваются одна на другую [1] [2]. Так, активная жилая застройка в Троицком административном округе привела к многокилометровым автомобильным пробкам и загрязнению лесопарковых зон. В этой связи большую роль играет обеспечение транспортной доступности присоединенных в 2012 г. территорий. Например, план реконструкции Киевского шоссе включает строительство дополнительных выездов, как для автомобилистов, так и для общественного транспорта. После открытия юбилейной (двухсотой) станции Сокольнической линии Московского метрополитена «Саларьево» жители получают дополнительные варианты проезда в центр столицы. Уже сегодня «Саларьево», фактически находящаяся в чистом поле, является основным транспортным узлом для двух московских административных округов: ежесуточно станцией пользуется 36 тыс. пассажиров [1].
Впрочем, не все нововведения воспринимаются положительно. Дискуссионным стало намерение зарезервировать транспортный коридор, который должен пройти между поселком Института Полиомиелита и деревней Машково с выходом к Валуево. Местные жители считают, что эта дорога не только повлияет на экологическую обстановку, но и осложнит им жизнь. Сторонники проекта полагают, что данный коридор поможет избежать риска транспортного коллапса [4].
В новой Москве предполагается построить 100 млн. кв. метров недвижимости с соответствующей социальной инфраструктурой. Но главная задача – не допустить превращения присоединенных территорий в гигантский спальный район. К 2035 г. городские власти намерены создать в Новой Москве 1 млн. рабочих мест, а в «каждом новом микрорайоне и даже в малоэтажной застройке должны обязательно появиться рабочие места» [5].
Таким образом, московские власти активно работают над преобразованием новых административных единиц, в то же время осознавая, что без помощи самих жителей создать комфортную среду обитания невозможно. При этом открытый диалог все чаще происходит в интерактивной форме, чему способствует приложение «Активный гражданин». Создавать вместе – таким должен быть девиз современного градообустройства.

Литература:
1. Болтаевский А.А. Биосферно-совместимый город: прошлое, настоящее и будущее // Социодинамика. 2015. № 8. С. 23-37.
2. Прядко И.П., Орлина К.А. Транспорт в городе: организация безбарьерной и комфортной архитектурно-планировочной среды для маломобильных групп населения // Урбанистика. 2014. № 1. С. 19-29.
3. Станция «Саларьево» не будет конечной: в планах еще две [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 28.03.2016).
4. Зайченко П. Московский: экология на контроле // Новые округа. 14.04.2015. № 2. С. 8-9.
5. «Новая Москва» наращивает темпы строительства [Электронный ресурс]. URL: http://drnt.mos.ru/presscenter/news/detail/1838072.html (дата обращения: 28.03.2016).