Обзор фильма Монстро

Игорь Тазеев
Монстро (Cloverfield)

"Какой хороший день!"

Что будет, если Дж. Дж. Абрамс даст кому-то деньги на съёмки очередного фантастического триллера, а этим кем-то окажется Мэтт Ривз? Оказывается, получится "Война миров" изнутри. Ну, или новая Годзилла в хрониках мобильного репортёра.
Другими словами, зрителю представится возможность понаблюдать за самыми необычными сутками самых обычных нью-йоркцев глазами видоискателя самой что ни на есть любительской видеокамеры. Борьба за жизнь жертв внезапно напавшего на город гигантского монстра. Репортаж из самого пекла.
Идея - шикарна! Нет, правда - неужели никто и никогда не задумывался: "а каково оно там", - при просмотре очередного блокбастера-катастрофы? Вот Ривз и ответил, каково. Благодаря подобной манере подачи, зрителя буквально бросает в самую гущу событий, позволяя на собственной шкуре и вестибулярном аппарате прочувствовать, если не сказать - пережить, самые страшные мгновения не самых длинных жизней героев фильма.
События показаны сумбурно, в бешеной динамике и непрекращающемся движении - как сама жизнь - и от того умело нагнетаемая атмосфера паники по-настоящему заражает, заставляет вжаться в кресло и вместе с героями проходить весь этот ад. Всё в лучших традициях Абрамса. Эмоции героев смотрятся абсолютно естественно, а качественные спецэффекты пугающе натуральны - даже в самого Монстро почти веришь. Словом, декорации, конечно, впечатляют. Особенно "зацепил" эпизод с путешествием по накренившемуся небоскрёбу.
Ривзу удалось под новым углов взглянуть на затёртую до дыр идею и подать историю инопланетной Годзиллы так, чтобы она стала для зрителя личной. И у него это удалось. Благодаря ручной съёмке "очевидцев", ленту, однозначно, можно окрестить самым камерным фильмом-катастрофой, сравнимой по накалу страстей со ставшей уже культовой "Ведьмой из Блэр".
Сам же сюжет, к сожалению, прост как амёба - несмотря на оригинальный подход и попытку добиться максимального реализма, история, всё же, развивается по классическим канонам Фабрики Грёз, а значит и бесит своей тупостью не меньше любого голливудского блокбастера. Идея - интересна, но совершенно не раскрыта в отличие от любого другого представителя тематики. Это действительно вырванное из контекста истории "документальное" свидетельство пришествия монстра на головы бедных нью-йоркцев. Без объяснения, без истории, без фабулы. Есть в этом, конечно, своя прелесть, но чувствуешь себя каким-то обманутым. Единственное, что действительно порадовало - это открытый финал.
Манера съёмки, честно говоря, выбесила - от постоянно дестабилизированного изображения (спасибо, хоть, - не в вертикальном положении) глаза откровенно вытекают из глазниц и хотят скорее закончить этот ад - смотреть на эту чехарду кадров невыносимо утомительно. Да и постоянная модная темнота здорово раздражает.
А вот актёры, напротив, порадовали - незамыленные на больших экранах сериальные лица, действительно достойная и эмоциональная игра, в которую веришь, да и сложно переиграть, когда камера большую часть времени смотрит куда-то в филейную часть.
В сумме - мне лично фильм больше понравился, чем нет. Цепляет своей эмоциональностью и псевдореализмом. Крепкие 6/10.

"... в районе, ранее известном как Центральный парк..."