Цензор сознания

Товарищ Хальген
Русский философ и психиатр Олег Бахтияров определил основные качества, которые по его мнению отличают Сверхчеловека от «просто человека». Во-первых это способность мыслить вне границ языка, при необходимости создавая для выражения идей собственный язык. Во-вторых — свобода от ограничений, накладываемых культурой, способность подниматься на уровень метакультуры, и, как следствие — творить культуру самому. В-третьих — способность к полному контролю сознания над телом (у «просто человека» сознание либо подчинено телу, либо независимо от него).
Я бы несколько расширил этот список. Например, Сверхчеловек, по моему мнению, должен обладать еще способностью проникать своим сознанием в смысловое поле своего народа, цивилизации, всего человечества. Это даст ему возможность отключать страх, возможно — чувствовать будущее и проникать своим сознанием в любой момент прошлого. Включая проникновение в мысли давно умерших людей. Все вместе эти качества можно обозначить, как психическое бессмертие. Перечисленные качества, очевидно — общие для Сверхлюдей, ибо они и слагают это понятие. Они будут стоять над всеми иными, унаследованными от «просто человека» качествами и подчинять их себе, придавая человеку сущность Сверхчеловека.
Имеется ли у концепции Сверхчеловека научная база, которая бы доказывала, что вышеперечисленные качества — не плод фантазии, а вполне достижимые вещи? Безусловно. В качестве таковой мы можем рассматривать учение К.Г. Юнга об архетипах и одно из направлений развития юнгианского учения — трансперсональную психологию Г. Грофа. Ведь создание Сверхчеловека может произойти только на уровне его психического начала, которое, несомненно, выше энергетического и материального, и, в конце концов, должно подчинить их себе (тезис Бахтиярова о контроле сознания над телом).
Метаязык и метакультура, на уровне которых работает сознание человека, лежит в области коллективного бессознательного. На уровне тех психических структур, которые К.Г. Юнг обозначил, как архетипы. На этом же уровне располагается и открытая С. Грофом трансперсональная память, то есть способность проникать сознанием в память других, как живущих так и умерших людей. И как максимум трансперсональной памяти — в коллективную память народа, цивилизации, всего человечества.
Ключ к контролю сознания над телом лежит в области индивидуального бессознательного.  Здесь же расположен еще один вид памяти, открытый С. Грофом — перинатальная. Это — память о самом себе с самого момента зачатия, недоступная в обычном состоянии сознания.
Простор архетипического внутреннего космоса, конечно, лежит в каждом человеке. И, вместе с тем, почти для всех людей он является — абстракцией. Ибо существует структура сознания, не допускающая контакта с ним. Ее К.Г. Юнг обозначил, как «цензор сознания», отграничивающий обыденное «я» от психических глубин.
Эту структуру, по сути закрывающую путь к Сверхчеловеку, можно, конечно, рассматривать как зло. Но ничего не может присутствовать в человеке просто так, и если структура есть, значит — она имеет некий смысл.
На мой взгляд, цензор сознания в чем-то подобен силе земного притяжения. Всю историю человечества до 20 века эта сила препятствовала проникновению человека в космос. Но без нее на Земле не могло бы быть жизни, да и самой планеты не могло бы существовать. Кроме того, попадание в состоянии невесомости неподготовленного к ней человека представляет для него значительную опасность. Вследствие дезориентации и дезорганизации движений тела. Потому хоть преодоление силы земного притяжения — многовековая мечта людей, но проникать в пространство, где она отсутствует, могут далеко не все и не всегда. Очевидно, цензор сознание играет для проникновения во внутренний космос роль такого же ограничителя, что и гравитация для пути в космос внешний.
Если цензор играет роль «двери», закрывающей путь к Сверхчеловеку, то его изучение, соответственно, будет играть роль «ключа». Потому надо подробно рассмотреть, в чем заключается его смысл на уровне отдельной личности и общества, построить гипотезы относительно его нормального функционирования и различных его нарушений. Наконец, определить целесообразность его временного «отключения» и предположить возможные соответствующие методы.
Цензор сознания стоит на границе внешнего и внутреннего миров. Соответственно, его назначение состоит в том, чтобы обеспечить ответы человека на вызовы внешнего мира, то есть — сформировать активные действия и оценить их результаты. Именно в нем происходят процессы, получившие название логических. Ведь самая простая из логических схем это — вызов — ответ. От внешнего мира цензор сознания отбирает только ту информацию, которая связана с данным человеком в текущий момент времени и определяет ее, как вызов. Из всей  информации, которую несет сознание, он отбирает только ту, которая может сформировать ответ на этот вызов. Вся остальная информация, разумеется — отбрасывается, ибо ее попадание в текущий информационный процесс может лишь нарушить его. По большому счету, область действия цензора сознания это — формирование функциональных систем, определенных Анохиным, в основе которых лежат условные рефлексы, открытые Павловым.
Безусловно, данная структура необходима для самого выживания человека во внешнем мире. Душевнобольные люди, а также люди, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, оказываются беззащитны по отношению к внешнему миру именно из-за расстройства работы цензора сознания.
Во времена мифологии цензор сознания представлял собой (глядя из современности) по-видимому не очень мощную структуру. В те времена сознание человека, по-видимому, могло контактировать непосредственно с коллективным бессознательным, из-за чего человек жил в пространстве мифа. Мифология древних именно потому сегодня кажется нам несуразной, что мы можем ее воспринимать исключительно через развитый цензор сознания. Оценивая «алогичность» мифов мы на самом деле оцениваем сегодняшнее развитие цензора сознания в нас.
Создание технологической и социальной сферы, отделяющих нас от внешнего мира вовсе не устранило внешние вызовы, но лишь изменило их в сторону усложнения. Теперь для постижения вызовов и формирования ответов требуются серьезные логические усилия, которые занимают практически все время жизни взрослого человека. Сам процесс психологического взросления по большому счету в современном его понимании тождественен формированию цензора сознания, необходимого для жизни в современном мире.
В том мире, каким он сделался на начало 21 века, логика стала избыточной, уже не соответствующей потребностям техносферы. Ибо над всей общественной жизнью стали доминировать логические игры — финансовые, политические и т. д. Эти игры не имеют внешней цели и потому не имеют они и завершения, один раз вступив в игру человек остается в ней до самого конца жизни. Количественный рост продолжительности жизни в сравнении с временами наших предков — явление весьма обманчивое, ибо все ее годы прессуются в мгновение игры, в мгновение вечного настоящего. В итоге прожитые жизни зачастую не оставляет после себя никакого наследия, включая потомство. Пространство игры — плоское, оно по определению лишено глубины прошлого и высоты будущего.
Итак, проследим историю развития цензора сознания на протяжении поколений наших предков. Во времена мифов он был слаб, действия людей больше зависели от наследия предков, от коллективного бессознательного, чем от логических операций сознания. То состояние человека можно было бы назвать райским, если бы не его беззащитность перед  угрозами природной среды. Становление науки и техники привело к усилению рационального мышления и развитию цензора сознания. Правда в тот период 18-19 веков архетипы еще играли большую роль, направляя деятельность ученых и людей искусства, порождая памятные истории науки прозрения. Прозрения требовали воплощения в реальную жизнь, которое требовало приданию открытиям и изобретениям окончательного, пригодного к внедрению вида, в чем активно участвовал цензор сознания, играя весьма полезную роль. Но диктат финансового рынка, возрастание значения товарно-денежных отношений деформировали эту психологическую структуру. Постепенно цензор сознания развился настолько, что вышел из подчинения бессознательного, зажил собственной жизнью, отвечая теперь на вызовы виртуальной, «игровой» среды. Даже представление человека во внешний мир (по Юнгу - «персона») превратилось в игру, и  не сыскать ныне более неудачливого человека чем тот, который позволяет себе «быть самим собой», то есть игнорировать игровые правила. Такая жизнь-игра со всеми ее негативными последствиями весьма удачно описана психологом В. Макаровым. В итоге бессознательное оказалось безнадежно отделено от сознания человека и его энергия из созидательной стала разрушительной.
Безусловно, состояние современного «игрока» в наибольшей степени отдалено от Сверхчеловека. Они по сути даже не человеческое, а если так можно выразиться — недочеловеческое. Ибо игрок лишен главного качества, присущего человеку и реализующего в нем образ и подобие Создателя — способности творить. Творить вообще что-либо, включая зачастую и свое потомство, в чем по моему мнению и лежит главная причина современного демографического кризиса. Отсутствие связи с коллективным бессознательном породило потерю чувства психического бессмертия, отчего возник страх смерти, охвативший сегодня практически всех людей развитых стран. Причем, что может казаться парадоксальным, этот страх вовсе не увеличивает жизненные силы охваченных им народов, напротив — он их подрывает. Избавившись от болезней, порождаемых воздействием природной среды, мы вовсе не сделались здоровее, получив большое количество заболеваний, в возникновении которых очевидное значение играет психогенный фактор. От гипертонической болезни и атеросклероза до онкологических заболеваний. Психическая энергия, запертая цензором сознания в пространстве бессознательного, не находя выхода во внешний мир, совершает свою разрушительную работу. Как это нередко бывает в патологической физиологии, изначально полезная структура при определенных условиях превращается в болезнетворную, опасную для организма. Так, к примеру, обстоит дело с симпатическими ганглиями при развитии гипертонической болезни.
В настоящее время сознание человека не способно обойти цензор и соприкоснуться с бессознательным. Это — одна из причин общей деградации человека, который практически полностью обратился в функцию, выполняемую им в обществе. По этой же причине в современном мире практически затормозился научно-технический прогресс. Ученые больше не совершают прорывных, изменяющих жизнь всего человечества открытий. Равно как средний человек не способен определить и реализовать даже минимальную цель своей жизни (такую, как самовоспроизводство). Таким образом, болезни человека и болезни общества имеют одни и те же глубинные причины. Потому в данном случае лечение отдельных людей оказывается теснейшим образом связано с лечением общества в целом, выходом из цивилизационного тупика.
Казалось бы, сейчас, во времена катастрофической деградации человека, нет никакого смысла говорить о создании Сверхчеловека который по своему определению представляет более высокую ступень развития. Сейчас бы восстановить «просто человека». Но «просто человек», как мы уже писали, есть состояние неустойчивое, склонное к деградации. Потому, единственный путь к восстановлению человека (разумеется, в высшем значении этого слова) это, как не удивительно — создание Сверхчеловека. 
 Теперь перейдем к практическим вопросам, связанным с проникновением сквозь цензор сознания. Стремление преодолеть цензор сознания, погрузиться в глубины бессознательного,  всегда сопутствовало человеку. Методы этих проникновения закреплялись в традициях народов, хотя часто выходя из-под контроля, они делались общественным злом. Самые известные из них — употребление алкоголя и опиатов. Эти вещества в какой-то степени ослабляют цензор сознания и позволяют заглянуть в глубину бессознательного. Но беда в том, что вместе с цензором сознания они подавляют и само сознание, уничтожая субъект познания и, в конечном итоге, ликвидируя познавательный процесс. В процессе адаптации организма к этим веществам их специфическое воздействие на цензор сознания — ослабевает, зато растут негативные эффекты, связанные с действием на весь организм в целом. Таким образом, ни алкоголь ни опиаты нельзя рассматривать в качестве средств, позволяющих преодолеть цензор сознания и проникнуть в бессознательное.
В индуистской традиции имеется свой рецепт достижения внутреннего космоса, именуемый йогой, из направлений которой следует особенно выделить кундалини-йогу. Элементы которой применяются в некоторых методах лечения опиатной наркомании. Но тут следует заметить, что в силу цивилизационных особенностей цензор сознания у индусов, очевидно, не имеет большого развития, соответственно и его преодоление требует много меньше усилий, чем для человека нашей цивилизации. Вдобавок, за несколько веков технотронного развития у нас развилось недоверие к собственным возможностям и вера во всемогущество техники и фармакологии.
Отдельно следует упомянуть о применении галлюциногенов, распространенных во многих традициях. Об их использовании индейцами Центральной Америки писал К. Кастанеда, но, что менее известно, похожие средства применялись и в зороастрийской Персии, и даже — на Руси. Своеобразной квинтэссенцией этого направление стали работы швейцарского химика Хоффмана, увенчавшиеся синтезом ЛСД-25. Очевидно, что предшественник этого вещества — лизергиновая кислота, содержащаяся в спорынье, была известна людям и ранее, и использовалась в колдовских практиках народами, выращивавшими злаковые культуры (соответственно — и русским народом).
Для применения в области психологии и психотерапии это вещество исследовал чешский психиатр С. Гроф. С его помощью он и проник в пространство бессознательного, создав учение, названное им трансперсональной психологией. Эту науку можно считать подходом к созданию Сверхчеловека, ибо в ней впервые выделены такие виды памяти, как перинатальная и трансперсональная, связанные с индивидуальным и коллективным бессознательным. Применяя этот препарат, С. Гроф достиг больших успехов в излечении алкоголизма, наркомании и даже неоперабельных случаев онкологических заболеваний, доведя процент излечения при них до 21 лишь при помощи психотерапии.
Но бесконтрольное применение ЛСД-25, увы, сделало это вещество нелегальным. Кроме того, у этого вещества можно найти и физиологические недостатки, присущие всем фармацевтическим препаратам — отсутствие избирательности действия на выбранные структуры мозга, наличие токсичности (есть сведения, что это вещество способно накапливаться в организме и вызывать даже нарушения на уровне ДНК). Сам Гроф в качестве альтернативы предлагал так называемое холотропное дыхание, которое по, большому счету, подобно некоторым йогическим практикам. Этот метод эффективен далеко не для всех, что опять же связано с разным развитием цензора сознания у разных людей. Увы, технотронная цивилизация по-видимому оставила нам лишь один путь преодоления цензора сознания — при помощи техники.
Попробуем определить требования к методу блокировки цензора сознания. Во-первых он должен быть обратим, во-вторых — безопасен, в-третьих — избирателен, в-четвертых — не вызывать побочных эффектов. Так как анатомическая локализация этого центра сейчас известна — лобные доли левого полушария головного мозга, то появилась возможность и прицельного воздействия. Здесь заслуживает внимания метод транскраниальной магнитной стимуляции, позволяющий при помощи магнитных импульсов активировать или ослаблять выбранные участки головного мозга в зависимости от характеристик импульса. На клеточном уровне это связано с явлением микрополяризации.
Вероятно, путь к погружению в бессознательное лежит через электромагнитное торможение лобных долей левого полушария (в ряде работ говорится еще и о третичных зонах коры обоих полушарий) и, возможно — магнитную стимуляцию подкорковых структур.
Но метод преодоления цензора сознания и входа в бессознательное это лишь начало пути в глубину психического космоса. Сознание, погрузившееся во внутренние глубины, необходимо вести по ним и интерпретировать получаемую им информацию. В качестве концептуального метода, несомненно, основой может служить учение К.Г. Юнга с его развитием в трудах С. Грофа. Техническим же средством вполне может стать психосемантический резонатор Игоря Смирнова, способный напрямую обмениваться информацией с бессознательным. В данном случае нам потребуется всего-навсего объединить вместе эти два уже существующих в отдельности метода — транскраниальной стимуляции и психосемантический резонатор.
Прежде всего новый метод работы с бессознательным целесообразно применять для лечения заболеваний, связанных работой непосредственно цензора сознания — алколизма, наркомании, неврозов. При успехе этого метода и накоплении опыта его можно будет рекомендовать для лечения соматических заболеваний (разумеется, совместно с иными методами, применяемыми соматической медициной). Наконец, после дальнейшей разработке метод может быть рекомендован, как средство достижения состояния, определенного как сверхчеловеческое, то есть соответствующее решению тех задач, о которых я писал в начале статьи. Достижение состояния сверхчеловека, безусловно, сделается важнейшим шагом нашей цивилизации, открывающим невидимые ныне горизонты.
Андрей Емельянов-Хальген
2016 год