Он будет жить вечно! Продолжение

Магда Кешишева
   На следующий день Жанна Игоревна принесла в группу несколько книг Андерсена и, сев полукругом перед воспитательницей, ребята с интересом ждали начала разговора.
 - Ребятки, у меня в руках книги со сказками Андерсена и две книжки про самого писателя. В этих книгах подробно описана жизнь сказочника, его биография: место, время его рождения. Я вам ее почитаю, и вы узнаете все о нем. Но сперва я хочу, чтобы вы сами посмотрели эти две книжки: в них много фотографий и рисунков. Договорились?
 - Да -а - а!
 - Тогда давайте соединим по два столика, вы сядете и познакомитесь с книжками. Я вам буду говорить, что изображено на фотографиях и рисунка. Потом мы выйдем во двор, побегаем, поиграем. А когда вернемся, я вам почитаю.

   Ребята быстренько соединили столики, разбившись на две группы, сели вплотную друг к другу. Жанна Игоревна положила на каждый стол по книжке и дети приступили к работе. Тут же посыпались вопросы:
 - Жанна Игоревна, а что это за город на картинке?
 - Это - город , в котором родился и рос маленький Ханс.
 - Какой смешной домик! Узкие окна, высокая крыша, труба торчит...
 - В этом домике, ребята, рос маленький Андерсен.
 - А этот домик похож на тот, но немного другой.
 - А этот домик - музей Андерсена.
 - Мы можем пойти туда?
 - Если когда - нибудь посчастливится всм поехать в Данию, сумете пойти в этот музей.
 - Жалко, что сейчас не можем.
 - А это уже другой город. Смотрите какие дворцы!
 - Жанна Игоревна, посмотрите: летит красивая фея, в руке она держит чтот - то и падают вниз книжки.
 - Эта красивая фея - Муза Андерсена. Она помогала ему писать сказки.
 - Этот худой мужчина в шляпе, с палочкой в руке, Андерсен?
 - Да, это Андерсен. Он любил бродить по улицам, знакомиться с людьми.
 - Жанна Игоревна, смотрите: маленький старичок! Он на гномика похож! Это Оле - Лукойе!
 - Ребята, кто вспомнит, кто такой Оле - Лукойе?
 - Оле - Лукойе - бог снов. Когда маленькие дети не хотят спать, он раскрывает свой волшебный зонтик, у детей глаза закрываются, он засыпают и видят во сне волшебные сказки.
 - Молодцы!
 - Смотрите, какой на этой фотографии Андерсен: уже старенький, но все равно улыбается. Он хороший, добрый.
 - Смотрите, смотрите, какая красивая тетя! Кто это?
 - Эту тетю зовут Йенни. Она была хорошей певицей и очень любила сказки Андерсена.
 - Это его жена, да?
 - Нет, жены у Андерсена не было. Йенни была его другом.
 - Он все время писал сказки, у него не было времени жену себе искать, - тихо сказал кто - то из девочек.
 - Ой, в самом конце - рисунки! Это - сказка "Новое платье короля". Смотри -"Гадкий утенок", Элиза плетет рубашки братьям своим. А это - Русалочка сидит на камне, соловей поет императору песню...

 - Теперь, когда вы посмотрели все картинки, давайте послушаем про самого Андерсена. Если кто - нибудь хочет водички попить или в туалет пойти, быстренько идите, чтобы потом спокойно слушать меня.

 - Все вернулись? Молодцы. Итак, 2 апреля 1805 года в одном из самых старых городов Дании - Оденсе, на острове Фюн, родился Ханс Кристиан Андерсен. Там он провел свое детство. На центральных улицах стояли роскошные дома богатых купцов и помещиков. На окраинах селился бедный люд. Оденсе был тогда преимущественно городом бедноты. По улицам ходили бездомные, просили милостыню. На окраине жила и семья будущего сказочника. Отец Ханса был башмачником, мать - прачкой. Семья жила бедно. Мать Андерсена, крепкая, жизнерадостная женщина, работала с утра до вечера - стирала богатым белье. Красные от бесконечной стирки руки матери и черные руки башмачника - таковы первые впечатления будущего сказочника. Заработка родителей не хватало. В доме часто не было хлеба, не говоря уже о новой одежде и обуви. Все годы детства маленький, худой, тщедушный Ханс проходил в деревянных башмаках и старой, но чистой, тщательно залатанной одежде. Первые свои сапоги  и перешитый из отцовского костюм мальчик надел, когда ему исполнилось 14 лет. Андерсену постоянно хотелось есть, и он мечтал когда - нибудь наесться досыта.

   Заметив, что дети как - то непривычно тихо слушают, воспитательница прервала чтение:
 - Что это вы так притихли?
 - Жалко Андерсена... как ему плохо было... бедно жил... кушать не было... одеться не мог... игрушек тоже не было у него...
 - Конечно, очень тяжелое детство было у Андерсена, но не расстраивайтесь вы так. Были в его детстве и приятные моменты. Если вы не устали, я почитаю дальше. Читать?
 - Да, читайте, читайте.
 - В этой жизни были и свои радости, простые и вместе с тем необыкновенные. Ханс любил дом, в котором жил:  чистую тщательно прибранную комнату в два окна, книжную полку, сапожный верстак и маленькую кухню, ящик с петрушкой и луком за окном, куст бузины во дворе. А вокруг был мир прекрасной природы. Впоследствии Андерсен вспоминал родные края и называл родной остров "садом всего датского королевства". Он хорошо знал раскинувшийся за рекой темный бор с глубокими рвами, сады и дворы, заросшие лопухами, в которых копошились улитки. На реке, затянутой листьями кувшинки, величаво плавали белоснежные лебеди, на лугах гордо вышагивали аисты.

   По воскресеньям мальчик ходил гулять с отцом. Они приходили в лес. Опьяненный воздухом Ханс бегал по полянам, плел венки и собирал землянику. С детства он любил наблюдать жизнь растений: как набухают почки, как увядает желтый лист.
   Один раз в год, весной, к ним присоединялась мама мальчика. В такие дни весенние цветы и зеленые веточки украшали бедную комнатку.


   А сколько интересного было на улицах Оденсе! В детстве Андерсен очень любил старинные народные праздники, которыми славился родной город. Каждый год 1 января музыка нарушала сонную тишину городка. Весело играли трубы, бойко стучали барабаны. "Это городской оркестр зазывает Новый год", - говорили в народе. Любил мальчик и праздник масленицы, когда в один из весенних дней улицы заполняли мясники в белых фартуках и красных колпаках. Приставив к плечу блестящие топорики, они шествовали под звуки музыки, ведя на поводу разубранных лентами лошадей. Потом к берегу реки причаливали разукрашенные флагами лодки. Из них выходили матросы, и начиналось новое шествие. Впереди шли музыканты со скрипками и флейтами. А когда праздник подходил к концу, двое матросов, стоя на доске, проложенной между двумя лодками, начинали бороться: кто сильнее? Боролись долго. Побежденный под громкий хохот мальчишек падал в воду.

   Давайте, на этом остановимся. У нас много других дел. Дома расскажите своим мамам, папам, дедушкам и бабушкам про детство Андерсена, а завтра продолжим чтение.