Тайна острова удд. Неизбежность правды

Владимир Федорович Быков
Неизвестные страницы знаменитого Чкаловского перелёта на Дальний Восток, который мог обернуться трагедией.


В этой документальной повести Владимира Быкова (был заместителем губернатора у Г. Игумнова) ни разу не упоминаются «Два капитана». Но вот читаю и на меня вдруг повеяло тем бессмертным каверинским романом. По-хорошему повеяло, с лёгкой даже грустью по тому, что давно во мне самом уже утрачено, а в нём, в Быкове, до седых волос сохранилось. Это я и о верности детской мечте, и о девизе героев романа: «Бороться, искать, найти и не сдаваться!».
Мне кажется, что такой девиз, независимо даже от «Двух капитанов», и в кровь, и в плоть, и в мозг ему впитался, не отпуская и тогда, когда задумывал это расследование, и когда обивал пороги закрытых архивов, и когда на перекладных добирался до дальневосточных островов залива Счастья и даже сейчас, когда, казалось бы, поставлена последняя точка в повествовании, но щемит сердце тревога, что труд его при сегодняшнем издательском и книготорговом хаосе может так и не увидеть своего читателя. А значит люди так и не узнают всей правды об этой легендарной чкаловской эпопее.
Этот перелёт 1936 года нарекут самыми героическими эпитетами, из которых нет почётней, чем – «сталинский». Он войдёт в историю, как беспримерный. Лётчикам дадут звания Героев Советского Союза. Их окружат славой и почётом. А какова цена всего этого? Её мало кто знает, она до сей поры охраняема архивами, а значит опутана мифами и домыслами. Владимир же Быков до многого докопался. В своей повести он назвал заключительный этап перелёта трагическим мужеством экипажа. Валерий Чкалов, отличный лётчик-истребитель, не имел опыта дальних перелётов, неважно владел навигационной наукой. Заблудившись в охотском небе, потеряв радиосвязь, они, будущие Герои, не только сбились с намеченного и утверждённого на Политбюро маршрута, но и оказались на грани гибели. Могли разбиться об прибрежные скалы. Самолёт запросто могли слизнуть штормовые волны Охотского моря – они порой не достигали до АНТ-25 всего полтора десятка метров. Чкалов же не мог посадить самолёт без приказа Кремля, не исполнив свой долг перед Сталиным, перед страной, а приказа не было – связь не работала. И вдруг, когда гибель была уже неминуема, свершилось чудо! Байдуков начинает ловить в эфире отдельные слова: «Приказываю прекратить полёт…Сесть при первой возможности…Орджоникидзе». Это радировал с острова Лангр начальник морского погранпоста Фёдор Быков. Как вы уже догадались, отец автора повести.
Чкалов сумел посадить АНТ-25 на песчаную косу соседнего острова Удд. Когда Сталину доложили об этом, он с облегчением по-своему, по-сталински, пошутил: «Не на Удд, а на отлично!». Дальше было ещё немало интересного, но, чтобы узнать об этом, надо продолжить чтение повести Владимира Быкова.
А началось всё с рассказов матери долгими зимними вечерами. Она жила вместе с отцом на острове Лангр и была свидетельницей тех событий. Маленький Володя, слушая,
грезил в мечтах о тех далёких сказочных островах. Видел себя там вместе с отцом. Но отец погиб в танковом сражении на полях Румынии. Владимир Фёдорович, выйдя на пенсию, попытался найти его могилу. Сам, за рулём джипа, изъездил почти всю страну, но так и не нашёл – румыны стали стирать память о тех, кто их освободил. Долг же перед отцовской памятью не давал покоя, и Владимир Фёдорович решил раскрыть тайну острова Удд. Взялся, как за всё, за что берётся, основательно, с той упёртостью, которой позавидовал бы любой профессиональный исследователь.
В 2010 году в Перми вышла книга воспоминаний и размышлений Владимира Быкова «На ветрах моего времени». Есть в ней глава о знаменитом чкаловском перелёте. Краевая газета «Звезда» перепечатала её, получив немало тёплых откликов. Так что, взяв рукопись документальной повести «Тайна острова Удд», я уже знал, о чём она. Но удивительно: начав чтение, не мог оторваться. Сколько новых документов, встреч, комментариев! А главное: сбылась детская мечта автора – он побывал на тех дальних островах в заливе Счастья. Дотошно, шаг за шагом, как когда-то отец, измерил их вдоль и поперёк. Встретился с оставшимися в живых очевидцами. Работал с картами и навигационными документами. В итоге он пришёл к выводу, что знаменитого рекорда не было – ни по километражу, ни по времени.
А самое, пожалуй, сложное было в его работе – не перечеркнуть ненароком ради поиска истины то героическое время. Чкалова, ставшего, как позднее и Гагарин, символом эпохи. Совсем ведь не случайно так секретили архивы и даже в наши дни неохотно допускали к ним того же Быкова.  «Всё это время, – пишет он, – я чувствовал моральную ответственность за прикосновение к ореолу людей, прославивших страну и её воздушный флот. Поэтому мои изыскания были направлены не на очернительство истории и её героев, а на выявление подлинных, малоизвестных, забытых или же умышленно скрытых по идеологическим соображениям событий и фактов, едва не приведших экипаж к трагической гибели в Охотском море».
Каверин говорил о своём романе «Два капитана», как о неизбежности правды. Это же самое я сказал бы и о повести Владимира Быкова «Тайна острова Удд».

Сергей Трушников, член Союза писателей России,
Заслуженный работник культуры РФ.