Глава V. Cекреты маршрута

Владимир Федорович Быков
    Итак, Сталин дал согласие на полёт экипажа Чкалова, только не в Америку, а вдоль побережья Ледовитого океана – на Дальний Восток и …далее. Подготовка самолёта, краткие сборы лётчиков, их тренировки и теоретическое освоение азов науки о дальних перелётах позади. В 2 часа 45 минут по Гринвичу (московское время – 5 часов 45 минут) 20 июля 1936 года АНТ-25, имея вес более 11 тонн, отрывается от специально построенной для него бетонной дорожки Щёлковского аэродрома и ложится курсом на Север. В составе экипажа, кроме В. Чкалова – второй пилот Г. Байдуков и штурман А. Беляков.
 Не только Сталин, всё его окружение осознаёт, что с политической точки зрения значение этого полёта трудно переоценить. Ведь в случае его неудачи престижу Советского Союза, претендующего на роль передовой авиационной державы, будет нанесён двойной, непоправимый урон.
Во-первых, неудача напомнит всему миру о неудавшемся перелёте на этой же машине С. Леваневского из Москвы в Америку. Экипаж Леваневского провожало в путь большое число представителей ведущих иностранных информационных агентств и печатных изданий. В случае повторной неудачи у них появится неопровержимый повод говорить о системности срывов  в  СССР дальних полётов по причине ущербности советской авиационной техники и отсутствия подготовленных пилотов.
Во-вторых, необходимость успешного полёта возрастала в связи с тем, что страна готовила и совершала его в период чрезвычайно напряжённой мировой политической обстановки. Советский Союз стремился создать в противовес нарождающемуся фашизму коалицию своих сторонников. Это налагало на него обязанность постоянно позиционировать себя могучей державой. К тому же полёт начинался в преддверии открытия одиннадцатых летних Олимпийских игр в Берлине.
На участие в Играх подали заявки 49 стран со всех континентов. Руководство Германии тогда стремилось доказать  неоспоримое превосходство своих расовых теорий. Готовилось преподнести на основе спортивных достижений научно обоснованный триумф «сверхчеловеков». Значимая победа советской авиации не осталась бы незамеченной и в противовес фашизму явила бы яркую и значимую научно-техническую и идеологическую победу коммунистического строя.
Вспоминая события тех дней, А. Беляков пишет: «Когда всё было готово, испытано и проверено, Чкалов и его экипаж снова отправились в Кремль – доложить о готовности к полёту руководителям партии и правительства. Доклад Чкалова был выслушан с большим вниманием. Нам сказали, что разрешение на вылет будет дано по погоде. Когда мы уже уходили, Сталин остановил нас и ещё раз спросил:
– Скажите, нет ли у вас какого-либо червяка сомнения в благополучном совершении полёта? – При этом он покрутил у себя на груди.
Мы дружно ответили:
– Никаких сомнений у нас нет, к полёту  готовы!».
Учитывая особую важность задуманного полёта и не имея твёрдой гарантии на его успех, а её и не могло быть по очень многим видимым и невидимым причинам,
руководители страны подстраховались. Полный заданный экипажу Чкалова маршрут полёта не был обнародован.
Авторы ряда публикаций считают, что маршрут в деталях рассматривался на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и материалы того заседания остались засекреченными. Хранятся с соответствующим грифом в Архиве Президента РФ.
 Я пытался отыскать стенограмму секретного заседания и его постановление. В итоге выяснилось, что на заседаниях Политбюро вопросы, связанные с организацией и осуществлением полёта АНТ-25 на Дальний Восток, не рассматривались. Заседанием Политбюро ЦК авторы ряда статей ошибочно называют совещание в Кремле, о котором вспоминал А. Беляков.
На мой запрос из Архива Президента РФ пришёл ответ, что общий отдел и секретариат приёмной Сталина не вели стенограммы разговоров в кабинете вождя. В специальный журнал дежурные заносили только даты, время, списки приглашённых и краткое содержание повесток совещаний. В одном из таких журналов есть запись за 14
июля 1936 года. В этот день Сталин принимает в Кремле Г. Ф. Байдукова, В. П. Чкалова, А. В. Белякова, М. М. Кагановича, А. Н. Туполева, Я. И. Алксниса, В. И. Чекалова (руководителя штаба полёта). Беседа длится 35 минут. Уточняется маршрут полёта, даются последние напутствия. О том, какой маршрут утверждён Сталиным в окончательном варианте, в журнале приёма не говорится. Но вот что противоречиво говорят о маршруте сами участники полёта:
– На следующий день все газеты Советского Союза опубликовали официальное сообщение: …Экипажу самолёта АНТ-25 было дано задание: пролететь без посадки по маршруту Москва – Баренцево море – Земля Франца-Иосифа – мыс Челюскина –  до Петропавловска-на-Камчатке. В дальнейшем при наличии благоприятных условий и погоды самолёту следовать дальше по направлению Николаевск-на-Амуре – Чита, пишет А. Беляков.
– Зачем лететь обязательно на Северный полюс? Лётчикам всё кажется  нестрашным – рисковать привыкли, – сказал Сталин…
– Вот вам маршрут для полёта: Москва – Петропавловск-на-Камчатке, – вспоминает Г. Байдуков. Он же рассказывает и о том, что Сталин, называя маршрут полёта: Москва –  Петропавловск-на-Камчатке, якобы заявлял о готовности построить на полуострове аэродром для АНТ-25. Получается полная белиберда.
Подобные высказывания членов экипажа и авторов многих публицистических материалов о полёте и его участниках не дают достоверного представления о заданном  маршруте и точке его завершения. Зачем лететь на Камчатку, если расстояние до неё далеко не рекордное? При этом  полёт через Ледовитый океан не мог являться самоцелью. На АНТ-25 не было специальной исследовательской аппаратуры. В распоряжении экипажа – лишь фотоаппарат ФЭД, совершенно не пригодный для воздушной съёмки. К тому же  в тех широтах, где пролегал маршрут,  экипаж Чкалова не был первопроходцем. Советские самолёты летали там уже многие годы. В стране работало Управление полярной авиации, в составе которого был сформирован отряд подготовленных и опытных арктических пилотов, летавших на самолётах-разведчиках. Один из них – Павел Георгиевич Головин – ещё до перелёта экипажа В. Чкалова в Америку, 5 мая 1937 года первым в мире среди пилотов достиг самой северной точки земного шара – Северного полюса.
Справка. «Головин Павел Георгиевич (1909 – 1940) – Герой Советского Союза, пилот Управления полярной авиации Главсевморпути. Благодаря его данным, полученным в разведывательных полётах, удалось весной 1937 года успешно осуществить посадку отряда тяжёлых транспортных самолётов на Северном полюсе и создать там дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-1».
Полковник Головин П. Г. погиб при испытании первого серийного самолёта – бомбардировщика СПБ конструкции Н. И. Поликарпова».
Как известно, экипаж АНТ-25 не имел опыта полётов в Арктике.  Поэтому главной задачей пилотов в северных широтах мог быть только транзит на заданных экипажу режимах полёта во имя покрытия предельно дальнего, рекордного расстояния. 
Подтверждение этим выводам я нашёл в газете «Красный маяк» Нижне-Амурского обкома ВКП (б). В подборке к фотографии, подготовленной ТАСС (агентство пользовалось исключительным правом сбора и распространения иностранной и общесоюзной информации), говорится: «Наркоматом тяжёлой промышленности был организован беспосадочный перелёт на дальность 10 – 11 тысяч километров по маршруту Москва  –  Баренцево море  –  Земля Франца-Иосифа –  Мыс Челюскина – Петропавловск- на-Камчатке – Николаевск-на-Амуре  –  Рухлово  –  Чита»…
Никаких урезаний маршрута и его поправок на погоду и неблагоприятные обстоятельства в сообщении не значится. Упоминания поправок для завершающего этапа   полёта появятся уже после аварийной посадки на остров Удд. К тому же, если внимательно читать мемуары участников перелёта, выясняется, что Байдуков передёрнул факты.  Сталин говорил о полёте из Москвы в Петропавловск-на-Камчатке не как о варианте конкретного маршрута, а как о направлении полёта. Вместо перелёта в Америку через Северный полюс. Да и произнёс он эту фразу не в Кремлёвском кабинете, а в кулуарном разговоре, во время перерыва на одном из  совещаний, когда С. Орджоникидзе впервые представил лётчиков вождю. Орджоникидзе рассказал Сталину о просьбе пилотов разрешить им дальний полёт. В ответ тогда  Сталин не только не называл маршрут (маршрут и направление полёта – это разные вещи), он даже не сказал, разрешит ли вообще полёт экипажу в представленном составе.
С окончательным решением по отправке экспедиции в дальний полёт Сталин не спешил. Видимо, обдумывал варианты, возможные его неудачи и необходимые в каждом из них действия правительства.  Прошло более месяца, когда на церемонии очередного вручения орденов он неожиданно сказал с трибуны, что в ближайшее время организуется беспосадочный полёт из Москвы на Дальний Восток.
Как свидетельствуют исследования, именно после этого заявления Сталина экипаж Чкалова начал детальную проработку маршрута своего полёта для утверждения вождём.
Доподлинно известно, что на совещании в Кремле 14 июля 1936 года В. Чкалов доложил три варианта маршрута. Сталин был готов к разговору и, выслушав доклад, утвердительно сказал:
– Летите из Москвы до Земли Франца-Иосифа, оттуда свернёте на Северную Землю и пересечёте Якутию. От Петропавловска-на-Камчатке надо вернуться на материк через Охотское море к устью реки Амур, а дальше можете продолжать путь до тех пор, пока хватит горючего…
Как оказалось, северный вариант маршрута был выбран Сталиным не для усложнения условий полёта и даже не в целях испытания АНТ-25 в условиях Арктики. Сталин не случайно долго думал. Он принял действительно мудрое решение.
 Как ни парадоксально, но северный вариант маршрута должен был облегчить экипажу выполнение задания. Дело в том, что данный маршрут пролегал в районе, где имелась сеть многочисленных радиостанций Главсевморпути. Они нужны были экипажу АНТ-25 как радиомаяки для ориентировки и определения своего местонахождения. Также это была зона досягаемости трассы АНТ-25 самолётами управления полярной авиации. При необходимости они могли прийти на помощь. Другого маршрута по территории СССР из Москвы на Дальний Восток с подобной надёжной подстраховкой радио и авиа- обеспечением тогда не существовало. Немаловажно было и то, что выход самолёта за Полярный круг избавлял экипаж от полёта в полной темноте в течение двух ночей из трёх предстоящих. Это значит, что от
Москвы до Николаевска-на-Амуре, и даже дальше АНТ-25 мог лететь в светлое время с  ориентировкой на землю.
Выяснилось, что в этот же день с участием Сталина был рассмотрен проект и утверждено Постановление правительства об организации полёта.
Достоверно известно, что В. Чкалов обещал Сталину и членам правительства побить существовавшие рекорды дальности полёта, установленные французами. Но какой пункт он назвал местом предполагаемой посадки – оставалось загадкой. По крайней мере, когда на остров Удд, где было совершено приземление самолёта, прибыл инженер ЦАГИ, то он констатировал, что оставшегося в баках горючего хватило бы долететь без посадки до Москвы.
Наиболее достоверная версия намерения Чкалова изложена в книге легендарного журналиста  газеты «Правда» Л. Хвата «В дальних плаваниях и перелётах». В предисловии к этой книге известный лётчик-истребитель Б. Полевой написал:
« Л. Хват в те дни считался королём репортёров. Он летал в самолёте со знаменитой Чкаловской тройкой, участвовал в арктических путешествиях.  …В книге нет художественного вымысла. Книга Л. Хвата – почти дневниковые записи. Это куски жизни, запечатлённые на бумаге в момент свершения события или, во всяком случае, по горячим следам».
Вот что Л. Хват  пишет о своём разговоре с В. Чкаловым о месте предполагаемой посадки АНТ-25:
– В Петропавловске я садиться не намерен, мы продолжим полёт от Камчатки
к Хабаровску и дальше на запад. Горючего хватит до самого Иркутска, – утверждал Валерий Павлович.
Чтобы встретить экипаж у финиша, я выехал экспрессом на восток. Нелегко было определить конечный пункт поездки; пилоты в один голос уверяли, что минуют Петропавловск, пересекут Охотское море и полетят дальше, пока хватит горючего. Я обратился поочерёдно ко всем троим:
– Куда мне ехать?
– В Иркутск! – отрубил Чкалов. – Дуй смело в Иркутск!