Тайна острова Удд. Гл. XII. В знак благодарности

Владимир Федорович Быков
Экипж Чкалова с большой благодарностью вспоминал (до тех пор, пока ему было
 позволено, а позволено было вспоминать после вылета в Москву не более двух
 недель) о своих дальневосточных спасителях и помощниках. На следующий день после взлёта с выстроенной на острове Удд взлётной полосы краевая газета «Тихоокеанская звезда» опубликовала сообщение: «Остров Удд – Хабаровск. АНТ-25 в пути»:
«Николаевск-на-Амуре. 2. (молния от наших спец. корр.) В 8 часов 53 минуты над городом Николаевском показался самолёт АНТ-25. Он летел прямым курсом в Хабаровск на большой высоте.
Пролетая над городом, АНТ-25 сбросил на землю вымпел. Вымпел упал в самом центре города на Приамурской улице. Его поднял пожарник порта т. Аникенко и доставил в обком партии. Текст вымпела следующий:
«Второе августа 1936 года. Привет жителям и славному гарнизону города Николаевска от экипажа самолёта АНТ-25. Ваш край принял нас как родных, мы чувствовали на себе заботу обкома партии и областного совета на каждом шагу. Привет товарищам Мякинен, Толпыго, Кошелеву, Липовскому. Летим на Хабаровск. Чкалов, Байдуков, Беляков».
Второе и, пожалуй, последнее из известных на сегодня, официальное приветствие экипаж направил дальневосточникам 16 августа 1936 года:
«Приветствие Героев Советского Союза»
–  Москва, 16 августа (наш корр.).
18 августа самолёт АНТ-25 примет участие в большом авиапразднике на Тушинском аэродроме. Кроме того, в этот день Герой Советского Союза Чкалов покажет
ряд фигур высшего пилотажа на новом самолёте.
Сегодня Герой Советского Союза тов. Беляков передал вашему корреспонденту от своего имени, а также от имени товарищей Чкалова и Байдукова следующее приветствие:
«В день авиации, когда вся страна будет чествовать отважных пилотов, механиков, штурманов, экипаж АНТ-25 вновь будет гордо реять над лесами, полями и реками, чтобы доказать, что краснокрылый самолёт, закончивший перелёт по Сталинскому маршруту без единой аварии, готов лететь дальше, куда ему укажут. В этот день наши взоры обращены на Дальний Восток.
Вспоминаем наших друзей и руководителей, с которыми нам пришлось работать после посадки на острове Чкалова. Мы тепло вспоминаем маршала Советского Союза тов. Блюхера, секретаря крайкома партии Лаврентьева, дивизионного комиссара Вайнероса, комбрига Кошелева, капитана Государственной Безопасности Липовского.
Ещё раз жмём вам руки, хотя нас разделяют тысячи километров…».
В ходе изучения доступных материалов о перелёте у меня сложилось убеждение в том, что награждения дальневосточников состоялись не без участия В. Чкалова.
Многочисленные факты свидетельствуют о том, как это происходило. По прилёту в Москву В. Чкалов встречался с С. Орджоникидзе и подробно рассказывал ему о помощи,
оказанной экипажу на заключительном этапе полёта, а также о строительстве на острове Удд взлётной полосы. Орджоникидзе решил отметить наиболее отличившихся пограничников и воинов ОКДВА. Так как времени на оформление наградных листов было в обрез, представления готовились наспех.  Фамилию комбрига Кошелева напечатали в Постановлении ЦИК Союза ССР с инициалами «С. А.», хотя Кошелева звали Алексей Александрович. Его заслуги были обнародованы в краевой прессе:
«Маршал Советского Союза В. К. Блюхер комбригу Кошелеву поручил лично руководить работой и обеспечить успех взлёта с острова Удд.
Боевое задание маршала комбриг выполнил с честью.
И за это правительство наградило комбрига Кошелева орденом «Знак Почёта».
О заслугах капитана Государственной Безопасности, начальника 65-го морского пограничного отряда в обеспечении успешного перелёта АНТ-25 пресса умолчала по вполне понятным причинам. Все его действия носили засекреченный характер.  Они заключались в том, что на вверенном погранотряду участке государственной границы  Липовским была организована надёжная охрана.
Как я уже говорил, Охотское море не являлось  внутренним морем Советского Союза. В Сахалинском заливе, на островах залива Счастья АНТ-25 пересекал охраняемую погранзону, заходил со стороны нейтральных вод. Он был обнаружен погранпостом острова Лангр. Сообщение об этом оперативно ушло в Москву.
Своевременное обнаружение терпящего бедствие самолёта в воздухе, передача на борт телеграммы с требованием прекратить полёт, оперативное обнаружение совершившего посадку и продолжавшего молчать в радиоэфире самолёта на острове Удд – положительно характеризовали начальника погранотряда. Отличился Л. Ф. Липовский и тем, что держал постоянную связь с Москвой, толково выполнял поручения М. М. Кагановича, который несколько раз выходил на него по прямому проводу, а также тем, что сделал, казалось бы, невероятное – за два-три дня организовал заготовку, производство и доставку баржами леса и пиломатериала на остров Удд в объёмах, исчисляемых тысячами кубометров. 
 В самом центре событий, связанных с обеспечением успешной посадки самолёта, его обнаружением и строительством взлётной полосы находился мой отец – начальник погранпоста острова Лангр Фёдор Григорьевич Быков. Его наградили именным нарезным оружием и многочисленными правительственными подарками.
Не был обойдён вниманием вышестоящего руководства и дивизионный комиссар Вайнерос. Он получил повышение по службе. В дни чествования экипажа АНТ-25 из
Москвы пришёл приказ о назначении Вайнероса начальником политуправления ОКДВА.
Награждения и поощрения участников оказания помощи экипажу АНТ-25 на острове Удд проводились различными ведомствами закрытыми приказами и распоряжениями. В Государственном архиве  Хабаровского края, муниципальном учреждении «Муниципальный архив Николаевского района» Хабаровского края на хранении никаких документов, связанных с награждениями, нет. На запрос в Центральный пограничный архив ФСБ РФ о награждении отца в 1936 году, как сказано в его личных делах – «За активное участие в обеспечении посадки АНТ-25 на остров Удд», пришёл ответ:
«Документы 65-го морского пограничного отряда по 1942 год на хранение в Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации не поступали, и сведениями о месте их нахождения архив не располагает».
И всё же даже в этом историческом вакууме удалось найти подтверждение того, что многие пограничники, а также другие участники обеспечения посадки АНТ-25 и строительства на острове взлётной полосы были поощрены.
В конце августа 1936 года газета «Правда» опубликовала выдержки из приказа С. Орджоникидзе о премировании колхозников и рыбаков острова Чкалов:
« Отмечая помощь и товарищеское содействие, оказанное экипажу самолёта АНТ-25 во время пребывания его на острове Чкалов, Орджоникидзе объявил им благодарность и премировал председателя колхоза Чимчак и колхозника Пхейм ружьями и патефонами с пластинками. Смирнову Ф. А., у которой на квартире останавливался экипаж, швейной машинкой и патефоном с пластинками.
Орджоникидзе приказал также перевести в распоряжение секретаря Нижне-  Амурского обкома партии Мякинена для премирования колхозников острова Чкалов – 100 охотничьих ружей, 50 патефонов с пластинками, 200 метров мануфактуры и разного хозяйственного инвентаря на три тысячи рублей».
На острове Удд располагалось лишь несколько рыбацких домиков. Это хорошо видно по фотографии, сделанной в 1936 году с самолёта. Зачем нескольким рыбакам такой ружейный арсенал и столько хозяйственной утвари? Если одарить рыбаков острова
всеми выделенными Орджоникидзе ружьями, то получится несколько штук на брата.
Никаких документов, свидетельствующих о поступлении подарков Орджоникидзе в адрес обкома партии и распределении их рыбакам, в архивных фондах также нет. Скорее всего, их вообще не было.  Дело в том, что истинное назначение подарков тогда засекретили. На самом деле они предназначались не рыбакам, а военным. Ведь о подробностях ситуации в воздухе и строительстве на острове взлётной полосы центральная пресса не распространялась. Наградили воинов и пограничников закрыто и буднично. Документы о награждении тут же засекретили.