17 Первый курсовой контрольный экзамен 20 05 1971

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава.

Севастопольская Морская школа ДОАСААФ. Первый курсовой контрольный экзамен. 20.05.1971. 


Фотоиллюстрация: из открытой сети Интернет.

Источники данных: Багрянцев Б. И., Решетов П. И. Учись морскому делу. — 2-е изд., доп. — Мл ДОСААФ, 1986, — 175 с, ил, 8 л. ил.



В четверг 20 мая 1971 года все ребята нашей группы рулевых-сигнальщиков, не сговариваясь, молча прошли через небольшую толпу девушек и женщин, среди которых были те, кто обещал ждать нас в кафе, и собрались в торце коридора у раскрытых окон во двор. Сегодня должна быть контрольная-экзамен по «навигации»…

Мы думали, что этот экзамен будет с утра, но утром нам стали читать скучную лекцию о главных и вспомогательных механизмах корабля.

Почти ничего не понимая и не слушая, мы украдкой делились мнениями о предстоящей контрольной и только после того, как преподаватель сообщил нам, что «начальник школы вызван на совещание в горком партии», мы стали более-менее внимательно слушать про «движители современных кораблей и судов».

Так мы узнали, что примерно посередине каждого корпуса корабля на стальном фундаменте в машинном отделении устанавливают главные двигатели корабля, при этом «машинное отделение по праву считается сердцем корабля».

Здесь в машинном отделении производят все виды энергии на корабле: тепловую, электрическую, давление воздуха, воды, пара. Здесь же находятся все главные вспомогательные механизмы: генераторы, насосы, компрессоры, трансформаторы.

На кораблях и судах применяются тепловые двигатели: паровые поршневые машины, двигатели внутреннего сгорания, паровые и газовые турбины, а также электрические и ядерные энергетические установки.

На некоторых судах всё ещё применяются паровые машины, практически на всех – двигатели внутреннего сгорания (дизели), на некоторых – турбины. Даже на кораблях с атомной энергетической установкой всё равно движение корабля осуществляется главным двигателем – турбиной.

Турбина – это вал с рядом частых металлических крыльчаток с множеством лопаток. Каждый ряд лопаток называется рабочим венцом, а вал с укреплёнными на нём барабанами крыльчаток - ротором.

Ротор на подшипниках уложен в неподвижный цилиндр, имеющий на своей внутренней стороне крыльчатые перегородки (диафрагмы), состоящие тоже из рядов лопаток, расположенных против лопаток ротора, но не касающихся их.

Пар из парового котла под большим давлением поступает по трубопроводу в турбину через отверстия (сопла) и приводит в движение первый рабочий венец крыльчаток. Затем через каналы первой диафрагмы пар попадает на лопатки второго рабочего венца и приводит его в движение. Затем следующий, последующий… (всего 10-12 раз венцов турбины). При этом ротор вращается с определённой скоростью (до 6000 об/мин).

Быстрое вращение ротора турбины через промежуточный редуктор (система зубчатых колёс) передаётся на гребной вал корабля. Гребной вал вращает с разной скоростью и направлением вращения гребной винт и корабль движется вперёд или назад.

Наибольшую скорость кораблю придают газотурбинные двигатели, в которых рабочим веществом является не пар, а газы, получаемый при сгорании углеводородного топлива (соляра, керосина, сжиженного газа).

Основными устройствами газотурбинной установки являются компрессор, камера сгорания и турбина.

Компресор сжимает воздух из окружающей корабль среды (атмосферы) до давления в 15 атм. Этот воздух подогревается в теплообменнике и подаётся в сопла камеры сгорания. Сюда же через другие сопла непрерывно подаётся распылённое до молекулярного уровня топливо, которое практически мгновенно взрывообразно сгорает в сгущённой и горячей (обогащённой кислородом) атмосфере камеры сгорания.

В результате мгновенного сгорания топлива в сгущённом воздухе возникает взрывная реакция с ещё большим давлением образовавшегося газа.

За счёт непрерывно поступающей струи сжатого воздуха газ устремляется через выпускные сопла на крыльчатки рабочих венцов и диафрагм газовой турбины, заставляя её стремительно вращаться. Отработанный газ, овевает трубы теплообменника, где подогревается воздух перед входом в турбину и свободно выходит наружу в атмосферу.

Газотурбинные установки гораздо компактнее паровых турбин, легче и экономичнее, но раскалённые газы, естественно, воздействуют на материал лопаток крыльчаток, на стенки камеры сгорания, изнашивают их. Поэтому газотурбинные двигатели ставятся на корабли, которым нужны компактные мощные энергетические на определённое время пользования.

- Вам, рулевым-сигнальщикам, - сказал нам преподаватель, - вполне достаточно иметь общие представление о главных движителях корабля, но знайте, что обеспечение работы и эффективное использование машин и механизмов корабля требует высочайшего уровня специальных знаний, высокой степени профессионализма, большого практического опыта эксплуатации, необходимых навыков, умений и знаний. Всеми этими качествами должны обладать представители электромеханической боевой части корабля – БЧ-5.

- Уважайте и цените всех, кто служит в БЧ-5, - сказал нам веско и нравоучительно преподаватель. – Это, возможно, самые главные люди на корабле, потому что без хода, без движения, корабль просто мишень, а с движением – оружие.

- А теперь, - невинно заявил преподаватель, - вот вам листки и ручки. Напишите на листках свою фамилию и инициалы и давайте напишем с вами контрольное экзаменационное задание по устройству корабля.

Мы оторопели…

- Я буду называть вам устройство в стиле: «Главный двигатель это…», а вы будете записывать этот вопрос, и отвечать на него кратко, понятно, точно и ёмко. Можно давать такое определение, которое я вам давал и диктовал, можно своими словами. Я пойму…

- Постарайтесь не подглядывать и не списывать у соседей, иначе ошибка будет не одного, а нескольких из вас, - посоветовал нам преподаватель. – Думайте сами. Отнеситесь к этой и последующим контрольным, как к самостоятельному испытанию. Не бойтесь и будьте посерьёзнее, покажите характер и класс своих знаний и понимания предмета.


С этими словами он раздал нам тетрадочные двойные листки и шариковые ручки. Затем начал диктовать нам термины и понятия на тему «устройство корабля».

Сначала я думал, что забыл всё, что нам несколько дней назад читал и рассказывал этот спокойный и доброжелательный человек, но потом я «вошёл во вкус» и стал не только своими словами давать определения терминам и понятиям, а цитировать их, излагать в краткой и точной форме.

С ощущением удовлетворения собой я подписал и сдал свою контрольную работу преподавателю одним из первых. Вслед за мной сдал свою контрольную Гарри Напалков, затем практически все ребята, кроме двоих парней. Они мучились, потели, беспомощно смотрели на нас и на преподавателя.

- Ну, что вам не понятно? – спросил их преподаватель.

Ребята показали трудные вопросы…

- Как бы вы подсказали своим товарищам ответить на эти вопросы? – спросил нас хитрый преподаватель. – Только, чур, прямо не отвечать, а подсказывать. Намекать на правильный ответ…

Мы наперебой стали объяснять этим «бедолагам» суть вопросов и правильных ответов.

Через несколько секунд разговор стал общим и мы уже скакали-перескакивали с одного вопроса на другой, попутно проверяя правильность своих ответов. Вскоре и мы и эти двое перебивали друг друга и поясняли преподавателю «тонкости» и «сложности» устройства корабля, машин, механизмов, систем и приборов.

Как только разговор перешёл в плоскость ответов типа: «Трансформатор работает так – «У-у-у!», - преподаватель объявил, что «его часть занятий и его контрольная-экзамен окончены, и что мы свободны».

- Поздравляю вас, - сказал нам преподаватель, - Вы все блестяще справились с контрольным заданием и сдали первый экзамен по теории устройства корабля. При этом вы не только показали свои личные успехи и способности, но и показали хорошую товарищескую взаимовыручку.

- Будьте всегда и везде такими, какие вы сейчас, - сказал нам преподаватель, - честными, чистыми, дружными, искренними, сомневающимися, но упорными и ответственными. Будьте сами лично всегда героями, помогайте друг другу, выручайте друг друга и вы будете непобедимы.


Потом, много позже, уже став взрослым и поговорив с бывшими преподавателями подобных профессиональных школ обучения профессиональному мастерству, я узнал, что очерёдность сдачи контрольных работ, качество ответов, особенно самостоятельное правильное толкование и объяснение терминов и понятий, всегда ценилось и оценивалось выше, чем заученные, вызубренные наизусть, пустые, официальные или общепринятые ответы.

Они говорили, что «современный воин, солдат, лётчик или моряк должны не столько знать всё наизусть, сколько понимать всё, принимать всё, что нужно знать и уметь в воинском деле, душой и сердцем, умом и опытом, волей и характером».


Наученные первым опытом сдачи контрольного экзамена, мы уже не боялись второй пары занятий после обеда, когда должен был прийти начальник севастопольской Морской школы ДОСААФ.

Мы уже были победителями в «первом учебном бою» и жаждали победы во втором…


Контрольное задание и экзамен по теме «навигация» оказалась практическим делом: надо было, используя все те приборы и устройства, которые мы изучали, проложить курс корабля на морской навигационной карте по заданным координатам точек старта и финиша, при заданных параметрах погоды.

Сначала каждый работал отдельно и самостоятельно, но потом само собой получилось так, что все стали работать совместно, помогать друг другу. Причём те, кому помогали, поняв и осознав что-то, начинали кричать и отпихиваться: «Всё! Я понял, понял. Дальше я сам!».

Начальник школы не мешал нам так работать над контрольным заданием, наоборот, поправлял там, где были явные ошибки. Только он это делал, не подсказывая, а молча указывая на ошибку.

В результате мы все за промелькнувшие мигом полтора часа учебного времени выполнили контрольное задание и сдали свои карты начальнику школы, нашему Учителю «с большой буквы».

В этот раз мы не сдавали свои карты поочерёдно, кто первый, кто второй, а кто последний. Те, кто первыми выполнили задание, не уходили от столов, а оставались помогать товарищам.

Учитель это отметил в поздравительной речи и тоже сказал, что мы «с успехом все прошли контрольное испытание по навигации».

- После оформления протокола с результатами оценки ваших работ, - сказал Учитель, - желающие могут забрать с собой свои карты-задания. На память.


Мы с благодарностью возликовали и обещали прийти – каждый за своей картой. Однако взяли свои карты только двое: Гарри Напалков и я…

Дело в том, что новые приключения и новые серьёзные занятия и экзамены перехватили эстафету наших переживаний, а то, что ждало нас на практических занятиях в море, пересилило всё…

Каждый день учёбы в севастопольской Морской школе ДОСААФ преподносил нам новые испытания и приключения, как дары судьбы.

Кто-то их принимал как испытание-наказание, а мы с Гарри Напалковым, - как испытания-поощрения нашей молодости, жизненной энергии и отваги.