Отклик на книгу Родная деревня

Александр Павлов 3
Здравствуй Александр Петрович!
Большое  спасибо  за  письмо, за  поздравления с Новым 2012 годом и очень большое  спасибо  за приложение к письму «Родная деревня». Твоя,как  назвал ты, небольшая  книжка доставила  мне истинное  наслаждение, ибо действительно испытываешь  удовольствие  и  даже  радость  со слезами, когда  читаешь  о  давно  забытом  прошлом, о  пережитом  довоенном  и особенно  военном  времени. Я несколько  раз прочитал  этот рассказ. Пытался   разобраться и понять, как  живут  и чем  занимаются  жители и  кто
(где) на  какой  усадьбе  проживает. На  нашем  боку сейчас никто не проживает. А до  войны  на  нашей  стороне  было  много дворов.  Назову их:
Лисовые, Гаврил  Матвеев, Петр Павлович, Никишок, Степан Степанович, далее  пустырь (одинокий  домишко  на  пустыре  был построен  Николаем Ивановичем Деменьтешкиным, а Голубок  жил  на Ларином  боку  над кручей,  так  называемая,  Игумена  гора. Построен  домишко где-то, точно  не  помню,  накануне  воны.)  И  далее  шли  дома:родной  дом Марии  Ивановны, мать Михаила  Никифоровича- Анастасии, затем Игната  Кирилловича, наш  Копатков, Хунтенков, Деменьтешкин (Федор Иванович,
брат Николай  Иванович, из них Федор погиб  на  войне, а Николай потерял  руку. После  войны он  проживал в Городецком. Он  неоднократно  бывал у  нас и  я  разговаривал с ним).  Далее  идут  три  Лаврушкиных  дома: первого
дома  я  не помню  его  судьбу,  второй-  Косоруков, где  проживали  Валентин  с  сестрой Алей, а  не Катей. Они  после  эвакуации  в Скородумку  не  вернулись,  проживали, по-моему, в  деревне  Нижнее  Карлово. Я у Валентина  был  и  даже  ночевал,  а Аля   умерла  к  тому  времени. Третий  Лаврушкин  дом,  проживал  там  Дмитрий, жену  он  взял  из  Городецкого, у него  было  две  девочки: Рая  и  Валя.  По-моему,  после  войны  он  к  семье  не  вернулся, нашел  жену  новую. Следующий  дом  Драгунов, а затем Лепилин (так назывался). После  войны Драгуны  жили  в  лаврушенском саманном  амбаре, или  сарае, точню  не помню. У Драгун  было 7 детей, Ванька- мой  ровесник, а  мать  Арина записала  ему  1934-35 год рождения.
За  Лепилиным  домом  внизу  проживал  Кузя  Акахин,  за  ним  еще  дом,  но  я  не  могу  вспомнить,  как  он  назывался  по  уличному, далее  Шамарины,  затем  Матрена  Акахина. (Пронюк  жил  на  Собачевке  в  последнем  доме  от  Пушинки,  справа  у  речки- я хорошо  помню). За  Матреной  -дом  Шлеи и  далее  Жаворонков  дом  с  богатым  садом.  Я  чуть  помню  этого  маленького  мужика. А  откуда  и  как  Журавкины  там  оказались  я  не  помню,  не  знаю.  Вот  и  все, что  мне известно  о  жителях  на  нашем  боку. А  еще  ты  не  упоминаешь  в  рассказе: стоял  за  ручьем  наверху  дом  Сикаревых,  как  бы  обособленно,  мимо  шла  дорога  с  центральной  улицы  прямо  на  ваш  дом, и  после  мостика  отходила  на  Ларин  бок  мимо  Морозова  дома.  Вот  и  все, что  я  смог  вспомнить  и  дополнить.   
Да,  правильно  ты  пишешь,  что  железной сталинской  рукой  была  быстрыми  темпами  воплощена  идея  коллективизации  в  жизнь  в  нашей  стране.  Мой  отец  в  колхоз  не  пошел,  за  что  расплатился  всем  своим  хозяйством. Что  имел-все  отняли: скот( лошадь, корову), постройки  сломали  и  увезли  в  колхоз. Даже  горницу  отломали, остался  только  один  каменный  выход, который  пережил  войну  и  до  сих  пор  стоит…
Все  старшие  братья  были  вынуждены  уехать  в  Донбасс (г.Горловка), позже  к ним  уехала  сестра  Евдокия. Ты  о  моей  семье  мало  знаешь, потому  что  не видел… да  и  я  смутно  представляю. Всего у моего  отца  было 7  сыновей  и  2  дочери  (Илья  умер в  детсве, Аня  умерла где-то  20  лет). С войны  вернулся  Иван в 1944 году  по  ранению,  Михаил осенью 1946  года,  ему  повезло- служил  во  фронтовой  артиллерийской  мастерской. На  передке  не был.  Под  бомбежками- частенько. А двух  старших братьев  судьба- без  вести  пропавшие. Сестра Дуся уехала  в  Донбасс, там  вышла  замуж. Теперь  её  сын  Леонид  1937 года  рождения  живет  в Днепропетровске. Он  доцент  Днепропетровского   университета. Ранее, в советское  время,  проживал  в Крыму, работал  в Никитском ботаническом  саду. Брат  Федор  у  него  гостил, а  мне  не пришлось  побывать  в Крыму. Из  Крыма его  отозвали родители- поближе  к себе. Вот вкратце и все  о  моей  семье.
       Извини  меня,  что  я  так  пишу… плохо  вижу, руки  дрожат, да  и  мозги  барахлят. Этот  листок  пишу  третий  день, а посему  нет  четкой  последовательности  мысли.  Если  бы  я  имел  нормальный  слух, то  я  бы, наверное,  тебе  надоел  телефонными  звонками. Без  слуха  я  телефоном  не  пользуюсь,  он  лежит  у  меня  на  столе. Если  что-то  срочное  кому  мне  надо  сообщить, то мне  по телефону  пишут (пишут кратко: приедем  завтра, поздравляем, и т.д.), так  я  общаюсь с детьми  и  внучкой. Когда  здоровья  нет, то  хвалиться  нечем,  пожаловаться  не на  кого, да  и  зачем… Пока  хожу, брожу  около  дома, почти  ничего  эту  зиму  не  делаю, с  миром общаюсь  посредством  радио, теле. Никуда  не  хожу,  даже  в  магазин,  не  общаюсь  с  людьми, как  в былые  времена. Писать  заканчиваю. Всем  от  меня  привет  передай, кто  меня  знает  и  помнит… Будьте  все  здоровы  и  счастливы.  До  свидания.
             С  уважением.   Семен  Иванович  Павлов.