Билибинская АЭС - энергетическое сердце Чукотки

Эрик Петров
БиАЭС - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ ЧУКОТКИ
Человек, дитя голубой планеты Земля, жил когда-то исключительно ее дарами – загонял в ямы зверей, выхватывал из воды на быстринах рыбу, наведывался в дупла к пчелам, собирал ягоды, выкапывал из земли коренья. Потом ему пришлось по-настоящему трудиться, чтобы прокормить племя и защитить его от стихии. Разум человека посветлел, он начал многое примечать и понимать в природе. И наступил день, когда человек ковырнул землю не для того, чтобы достать сладкий корешок, а для того, чтобы положить в нее зерно. Он приручал животных и брал себе их молоко и мясо, шерсть и шкуры. Как известно, первыми, древнейшими профессиями человека были охота, скотоводство и земледелие. Первый его труд был крестьянский – с него началось человечество. И так постепенно к концу 19 века человек дошел до использования электроэнергетики, уникальной отрасли, которая каждый день обеспечивает на современном этапе развития человечества теплом и светом практически всех людей. С установлением Советской власти, в РСФСР в 1920 году был принят план Государственной комиссии по электрификации России, известный как план ГОЭЛРО, который стал первой перспективной стратегией развития народного хозяйства молодой Советской республики. И сейчас многие ученые не без оснований полагают, что без него наша страна еще очень долго не смогла бы занять ведущие позиции в мировой экономике. 
Для большинства наших сограждан и в нынешнее постсоветское время план ГОЭЛРО связан, прежде всего, со знаменитой «лампочкой Ильича». Как известно, человечество с древних времен искало новые источники энергии. К середине прошлого, 20 столетия были освоены почти все ее природные источники, причем использование их в промышленных масштабах привело к значительному загрязнению отходами производства окружающей среды, особенно в крупных, промышленно развитых городах. Учитывая это, 28 сентября 1942 года Государственный комитет обороны СССР выпустил распоряжение «Об организации работ по урану» и одобрил создание при Академии наук специальной лаборатории атомного ядра. Атомная промышленность, созданная в 1945 году и имевшая тогда главную цель – создание ядерного оружия, впоследствии перешла к мирной цели. Во второй половине 40-х годов из военно-промышленного комплекса была выделена мирная атомная энергетика.
Тогда же, еще до окончания работ по созданию первой советской атомной бомбы, а её испытание, как многим, наверное, известно, состоялось 29 августа 1949 года, советские учёные приступили к разработке первых проектов мирного использования атомной энергии, где главным направлением сразу же стала электроэнергетика. Известно, что в 1948 году по предложению академика И.В.Курчатова и в соответствии с заданием КПСС и Советского правительства начались первые работы по практическому применению энергии атома для получения электроэнергии. В этих же целях мае 1950 года близ поселка Обнинское Калужской области начались работы по строительству первой в мире атомной электростанции. И она, первая в мире АЭС мощностью 5 МВт была запущена 27 июня 1954 года.
Как выше уже было отмечено, до этого энергия атомного ядра использовалась преимущественно в военных целях. Пуск первой АЭС ознаменовал открытие нового направления в энергетике. В 1958 году была введена в эксплуатацию первая очередь Сибирской АЭС мощностью 100 МВт, а ее полная проектная мощность составила 600 МВт. В том же году развернулось строительство Белоярской промышленной АЭС. В сентябре 1964 года был пущен первый блок Нововоронежской АЭС мощностью 210 МВт. Второй блок мощностью 350 МВт запущен в декабре 1969. В 1965 году началось строительство первой и до сих пор единственной в мире заполярной Билибинской атомной электростанции. 
Здесь, пожалуй, уместно отметить, что за пределами СССР первая АЭС промышленного назначения мощностью 46 МВт была введена в эксплуатацию в 1956 году в Англии, в Колдер-Холле. Через год вступила в строй АЭС мощностью 60 МВт в США - в Шиппингпорте.
История же нашей заполярной атомной электростанции началась так. Как знаем, середина шестидесятых - это время интенсивного освоения земли билибинской: добывалось золото, строились прииски и поселки. Потребность в энергии росла каждый день. Стремительное развитие промышленности райцентра и поселков золотодобытчиков требовало все больше и больше электроэнергии. А отдаленность Чукотки от Единой энергосистемы, полное отсутствие автомобильных и железнодорожных транспортных магистралей привели к единственно возможному решению о сооружении атомной станции. Именно поэтому 14 января 1965 года Совет Министров СССР принимает решение о строительстве на западной Чукотке атомной электростанции. И в дальнейшем жизнь подтвердила, что атомная энергия в этом удаленном уголке земли является самым эффективным средством обеспечения электроэнергией местной промышленности. Билибинская АЭС, став первенцем атомной энергетики в Заполярье, полностью обеспечила жизнедеятельность горнорудных и золотодобывающих предприятий, которые каждый год поставляли стране около пяти тонн золота.
Здесь еще нужно отметить то, что удаленность от промышленных районов, дорог и портов Северного морского пути делает доставку товаров и топлива в Билибино возможной либо зимой, когда дорогами служат замерзшие болота, либо авиатранспортом, что очень дорого. Специфика района предопределила и особые требования к сооружаемой АЭС – такие, как простота технологической схемы и всех ее элементов для эксплуатации, профилактики и ремонта, надежность оборудования и высокая устойчивость реактора. В результате был создан мощный и надежный энергоисточник, не требующий привлечения большого количества транспортных средств. Вместо перевозки, как минимум, порядка 200 тысяч тонн  каменного угля или другого топлива в год на расстояния тысяч километров для Билибино, сейчас доставляются «топливные каналы» общей массой порядка 40 тонн, и то с учетом тары.
Таким образом, именно в целях улучшения энергоснабжения было решено начать строительство АЭС вблизи поселка Билибино. Впервые в мире в условиях вечной мерзлоты крупную атомную электростанцию предстояло строить вдали от «материка», на расстоянии сотен километров от морских пор¬тов, где практически нет никакой дороги. Как говорят старожилы Билибино, первые строительные работы начались в том же 1965 году.
 После того, как в 1966 году ЦК ВЛКСМ объявил строительство Билибинской атомной электростанции Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, решено было направить в Билибино по комсомольским путевкам большие группы молодых добровольцев из Москвы и городов Украины. В сентябре того же 1966 года в морской порт Зеленый Мыс были доставлены около 60 сборных домов для строителей Билибинской «атомки». В зиму 1966-1967 годов эти дома были доставлены по зимнику в Билибино, смонтированы, и в поселке появился квартал, называемый ПДУ. В ноябре 1967 года начато строительство главного корпуса и вспомогательных сооружений АЭС. С началом строительства заполярной атомной электростанции каждое лето в Билибино стали приезжать студенческие строительные отряды из Москвы, Обнинска, Воронежа, Новосибирска, Свердловска, Магадана и из других городов великого Советского Союза. В это время вместе с «атомкой» в поселке возводились и другие объекты. А потому стройотрядовцы работали не только на строительстве АЭС. Заметим, что строить и эксплуатировать объекты пришлось в условиях вечной мерзлоты, низких температур, абсолютного бездорожья, крайне сложной транспортной схемы доставки грузов.
Середина шестидесятых - начало семидесятых годов – это время бума строительства атомных станций как  в СССР, так и за рубежом. На место будущей Билибинской атомной электростанции в конце шестидесятых - начале семидесятых годов приезжали с разных концов страны строители, монтажники, проектировщики, эксплуатационники, специалисты рабочего класса, водители и многие другие. Ради идеи развития атомной энергетики на Крайнем Севере в суровых климатических условиях, бытовой неустроенности, трудностей с пассажирским транспортом, продуктами и товарами, комсомольцы и лица чуть старше молодежного возраста ударно трудились на Всесоюзной комсомольской стройке.
- Строительство такого объекта, как атомная станция, – это было событием для всех жителей не только посёлка, но и всего Билибинского района, всей Чукотки, - рассказывала в свое время Анна Ивановна Ерусланова, проживавшая в Билибино с 1962 года и умершая здесь же в 2009 году. - Поэтому чувствовалась динамика во всем. С каждым днем строились вспомогательные сооружения, монтировалось огромное число механизмов, электрооборудования, километры трубопроводов и кабелей. На «атомке» для запуска энергоблока была построена пусковая котельная.
Основные монтажные работы по сооружению атомной станции начались в 1969 году участком треста «Дальэнергомонтаж». Строительное управление Билибинской АЭС (СУ БАЭС) подготовило фундамент под будущую станцию. А работники треста «Дальэнергомонтаж» притупили к монтажу металлоконструкций главного корпуса. В начале 1971 года трест «Дальэнергомонтаж» сменил Билибинский монтажный участок треста "Востокэнергомонтаж", который имел опыт монтажа оборудования крупнейших гидроэлектростанций. Монтажники треста «Востокэнергомонтаж» продолжили монтаж каркаса главного корпуса, выполнив более половины объёма работ (а всего более 300 тонн). Монтаж был выполнен с высоким качеством. Как сейчас отмечают работники АЭС, каркас главного корпуса был собран на высокопрочных болтах - современной по тем временам технологии. Тогда же одновременно развернулись работы и по монтажу радиаторных охладителей трубопроводов и оборудования первого энергоблока.
Действительно, ни с чем не сравнить ощущения удовлетворения от выполненной работы, когда принимаешь участие в рождении заполярной атомной станции. А самые впечатляющие моменты для билибинцев были в декабре 1973 года, когда ко Дню образования Чукотского национального округа запустили первый энергоблок. Таким образом, Билибинская АЭС начала выдавать электроэнергию с января 1974 года. Затем был пуск остальных трех энергоблоков с интервалом в один год, то есть пуск второго блока приходится на 22 декабря 1974 года, ровно через год  в строй действующих вступает третий энергоблок, а 27 декабря 1976 года – последний, четвертый. С вводом в эксплуатацию этого крупного энергетического объекта заметно преобразился облик поселка: отпала необходимость во множестве котельных, в квартиры билибинцев пришло тепло.
Здесь следует отметить, что проектированием, строительством и монтажом оборудования Билибинской АЭС занимались более 50 организаций и предприятий со всего Советского Союза. Существенную помощь оказали и страны СЭВ. Например, известно, что в Венгрии изготовили воздушные радиаторные охладители, а в Чехословакии – турбогенераторы. За создание Билибинской АЭС 11 ученых, инженеров и рабочих были удостоены Государственной премии СССР в области науки и техники за 1985 год. 
Билибинская АЭС - это первенец атомной энергетики в Заполярье, уникальное сооружение в центре Чукотки, обеспечивающее жизнедеятельность горнорудных и золотодобывающих предприятий земли Билибинской и Чаун-Чукотки. Еще отметим, что зима здесь, за полярным кругом, длится около девяти месяцев в году, температура  воздуха зимой достигает минус 55 градусов, а порой и ниже.  Зимой здесь и днем сумрачно. Билибино - город, окруженный сотнями километров огромных болот, озер, куда добраться можно только по воздуху, или по долгой дороге из Магадана, Зеленого Мыса и Певека. И то это возможно только зимой, когда земля сильно промерзает. Билибинская «атомка» – одна из немногих атомных станций мира, куда ядерное топливо доставляется воздушным транспортом. Учитывая географическую удалённость АЭС от центра России, доставка топлива – процедура сложная, требующая слаженной работы многих предприятий. Габариты транспортных контейнеров и масса топлива диктуют необходимость использования воздушного судна большой грузоподъёмности, а значит, высокие требования к аэропортам назначения. Благодаря совместной работе коллективов завода-изготовителя, авиакомпании-перевозчика и персонала Билибинской АЭС, транспортировка ядерного топлива на АЭС каждый раз осуществляется безопасно и своевременно.
Кстати сказать, Билибинская АЭС – единственная в мире атомная теплоэлектроцентраль, предназначенная для производства электрической энергии и тепла.  И вообще, Советский Союз был единственной страной, где серьёзно рассматривались варианты строительства атомных станций теплоснабжения. Объясняется это тем, что только в СССР, а ныне в России существует централизованная система водяного отопления зданий, при наличии которой целесообразно применять атомные станции для получения не только электрической, но и тепловой энергии. Первые проекты таких станций были разработаны еще в семидесятые годы минувшего 20 века, однако из-за наступивших в конце восьмидесятых годов экономических потрясений, до конца ни один из них реализован не был. Исключение составляет сравнительно небольшая по мощности наша «атомка», снабжающая с середины 70-х годов теплом и электричеством поселок, а затем и город Билибино. 
Что касается современного этапа, то вкратце хотелось бы отметить некоторые вехи. Например, в период с 8 по 13 августа 2007 года на Билибинской АЭС была проведена активная фаза оперативно-тактических учений «Атом-2007». В проведении учений были задействованы коллектив Билибинской АЭС, войска Восточного округа внутренних войск МВД России, подразделения УФСБ  и УВД по Чукотскому АО, подразделение № 7 ФГУП «Атом-охрана».  По мнению членов штаба, система взаимодействия, реализованная в концерне «Росэнергоатом» на канале технической поддержки не имеет аналога на территории Чукотского АО, и является весьма эффективной.  Заместитель Генерального директора - директор по специальной безопасности ФГУП концерн «Росэнергоатом» Н.Н.Сафронов, подводя итоги учений, отметил их главным результатом качественную отработку вопросов взаимодействия по обеспечению физической защиты Билибинской АЭС и формирование в Чукотском АО имиджа Билибинской АЭС как надежно защищенного объекта.
Как отметил главный инженер АЭС Константин Озеров в одном из интервью, данных мне, на сегодняшний день Билибинская атомная станция остается самым мощным и надежным источником электроэнергии для всей западной зоны Чукотского автономного округа. В лучшие годы – в середине 80-х годов прошлого века максимальная выработка электроэнергии составляла более 350 млн. кВт часов, а сейчас она составляет в пределах 160 млн. кВт часов. Но в то же время готовность АЭС к несению нагрузок находится на проектном уровне – около 80 процентов.
Константин Иванович также отметил, что первостепенная задача руководства атомной электростанции – сделать все для того, чтобы не снижать, а наращивать темпы работы АЭС. На сегодняшний день перед персоналом АЭС поставлена задача продления ресурса энергоблоков для обеспечения безопасной и надежной работы АЭС. И, нужно отметить, что билибинские «атомщики» справляются с поставленной задачей.
Нужно также отметить, что в период строительства атомной станции Билибинский золотоносный узел считался перспективным в плане добычи драгоценного металла. В то время даже шел разговор о строительстве второй очереди АЭС, расширении ее мощности. Но, к сожалению, как позже выяснилось, прогнозы геологов не оправдались и месторождения золота значительно истощились. Таким образом, энергию атомного сердца Чукотки стало некуда девать. Государству пришлось идти на большие затраты, построив электролинию до Чаунского района и до поселка Черского, который находится в соседней Якутии. К тому же экономические перемены, демократия и переход к рынку в середине 90-х годов прошлого века привели к тому, что ряд крупных билибинских предприятий закрылись, перестали работать и прииски. Это еще больше усугубило положение «атомки». В начале 21 века в течение нескольких лет велись даже упорные разговоры о закрытии этой уникальной, единственной в мире, построенной с таким трудом на вечной мерзлоте атомной станции.
В 2007 году атомную электростанцию посетили руководитель Росатома Сергей Кириленко, тогдашние полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков и губернатор Чукотского автономного округа Роман Абрамович. Целью их визита было определение экономической целесообразности дальнейшей эксплуатации Билибинской АЭС. Изучив и рассмотрев на месте готовность атомной станции вырабатывать тепло и электроэнергию, и поставлять ее всем заинтересованным потребителям, был составлен протокол о перспективах дальнейшей эксплуатации Билибинской АЭС. В результате визита был подписан договор, по которому эксплуатация станции
была продлена до 2019 года.
2010г.