Депортация народов - наша общая боль

Хамзат Фаргиев
                Здесь представлена статья, опубликованная
                под названием «Наша общая боль» в газете
                «Правда», № 260 от 17 сентября 1989 г.

От «благодеяний» сталинской национальной политики пострадали все народы, без исключения. И с этой точки зрения стремление выпячивать свою национальную боль является совершенно необоснованным и безнравственным. Все мы – народы Союза, повязаны общими цепями культа личности и застоя, общими бедами и радостями, трагедиями и взлетами, ошибками и достижениями. И методы борьбы за изживание этой системы подавления общечеловеческого и национального мы должны искать вместе, не разрывая узы, связывающие нас, не стремясь к решению своей проблемы вне решения проблем нашего Союза и не на путях выхода из него. Только таким образом мы станем более сплоченной командой одного корабля, имя которому Отечество.

В этом отношении проект платформы партии по национальной политике в основе своей представляет собой документ, направленный на кардинальные положительные изменения в национальных отношениях. Однако некоторые положения проекта, на мой взгляд, нуждаются в уточнениях и дополнениях.

Так, исходя из основополагающего ленинского принципа национальной политики «Ни одной привилегии ни для одной нации», а также учитывая тот факт, что в национально-государственных образованиях проживают люди разных национальностей, следует предусмотреть в перспективе постепенную отмену четырехступенчатой структуры этих формирований (союзные, автономные республики, автономные округа и области). Обеспечить в будущем переход всех автономий в непосредственное подчинение Верховному Совету СССР. Эти меры станут одним из гарантов подлинного равноправия народов, независимо от их численности, размеров территории и наличия или отсутствия выхода в море. Если ущемляются права или интересы какой-либо автономии, то ущемляются представители всех национальностей, проживающие в ней, а не только представители коренной национальности.

В главе «Национальный вопрос и права граждан» говорится о необходимости принятия мер к решению проблем НКАО, крымских татар, немцев Поволжья, греков, курдов, корейцев, турков-месхетинцев и др. В данном тезисе словосочетание «и других» недопустимо, нельзя скрывать боль народа под этим безликим клише.

Я считаю необходимым дать полный перечень народов, проблемы которых нуждаются в скорейшем разрешении. Эта мысль имеет прямое отношение и к главе «Какое наследство нам досталось», где говорится о репрессированных народах. Утверждения о том, что это перечисление займет много места не выдерживает никакой критики. Кроме того, иными местными руководителями отсутствие упоминания народа воспринимается как возможность не решать какой-то конкретной проблемы, хотя проект платформы не дает оснований для таких выводов. И следует учитывать тот фактор, что народ, наименование которого отсутствует в данных тезисах, выражает тревогу и озабоченность по тем же соображениям, считая, что умалчивание, якобы, отражает стремление не решать или отодвинуть проблему на второй план.

В своем выступлении на Съезде народных депутатов СССР 29 мая 1989 г. мной были подняты две взаимосвязанные проблемы: реабилитации репрессированных народов и восстановлении незаконно упраздненной автономии ингушей (в 1934 г.), а также сделан запрос о восстановлении национальных прав чеченцев-аккинцев Дагестана. Ни ингуши, ни чеченцы-аккинцы не желают быть пасынками Отечества, лишенными права любить малую Родину, отнятую частично или полностью сталинизмом. Названия обоих этих народов отсутствуют в обсужденном тезисе. Такое положение необходимо исправить в окончательном варианте платформы; дело в том, что за этими названиями стоят тяжкие судьбы более 250-тысячного народа ингушей и 70 тысяч чеченцев-аккинцев. Попутно замечу, что необходимо восстановить исконные наименования ингушских и чеченских селений.

Хамзат Фаргиев,
учитель истории,
народный депутат СССР,
г. Малгобек, Чечено-Ингушская АССР

Примечание

В окончательном варианте платформы КПСС «О национальной политике партии в современных условиях», принятом 20 сентября 1989 года было добавлено упоминание ингушей, как репрессированного народа (утверждать, что это моя заслуга не буду, потому что не знаю). Аккинцы не были упомянуты.


***

                Послесловие к статье от 28 марта 2016

20 сентября 1989 г. Пленум ЦК КПСС принял платформу КПСС «О национальной политике партии в современных условиях». Не являясь коммунистом, высказал свое мнение о ней в статье, опубликованной в газете «Правда» - печатном органе ЦК КПСС. Спустя годы, постыдно видеть свою тогдашнюю наивность, искренность заблуждений и веру в возможность очеловечивания этой диктаторской и кровожадной партии. Впрочем, следует подчеркнуть, что даже без учета партийных одежёк, Российское государство всегда в ипостасях самодержавия, коммунизма и «демократии» отличалось кровожадной, беззаконной и аморальной политикой в отношении народов страны. Своего бесчеловечного апогея эта политика достигла в 40-х годах XX века.

Одной из причин развала Союза стала скудоумная, лживая, лицемерная и жестокая национальная политика государства. Сегодня через систему не решения межнациональных проблем самим государством запущен такой же механизм своего распада. Самой болевой точкой в этом процессе является неисполнение государством Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов».

Депортированным народам России досталась по воле государства самая тяжкая доля по сравнению с другими этносами. Они вдобавок ко всем, существовавшим в эпоху Сталина, Хрущева, Брежнева и существующим в «демократической» России, экономическим, политическим и социальным неурядицам, которые они переносили и переносят вместе с другими народами, достались неразрешенные в полной мере проблемы поголовной депортации и тотального грабежа. Последствия этого беззакония до сих пор давят их потенциальные возможности политического, экономического и культурного развития.

***

На фото - картина ингушского живописца Х.-А. Имагожева «Дорога смерти».