Свет

Вера Вестникова
   Конечно, я не раз читала о том, как бороться с осенней депрессией: раздел «Советы психолога» сейчас есть чуть ли не в каждом журнале. Так вот, кроме фруктов, тёмного шоколада и водных процедур, рекомендуется чаще бывать на улице в светлое время суток: подзаряжаться солнечной энергией.  У  меня, как и у всякого трудоголика,  день расписан по минутам: работа, домашние дела, чтение, вязание, — так что на осенние депрессии времени, наверное, просто не оставалось. Но прошлой осенью (может, возраст даёт о себе знать, а может, климат и вправду меняется) беспросветно пасмурная погода стала тяготить.

     Как-то в середине ноября вышла из дома  ближе к полудню. Дождь к тому времени уже  прекратился, но  было очень мрачно, небо  серое с каким-то даже коричневатым оттенком и такое низкое, что казалось, его поддерживают только верхушки высоких деревьев. Стояла на остановке, то и дело поглядывая вверх, и чувствовала, как всем нутром моим овладевает тоска. Автобусы подходили один за другим, но все не мои. Просто плакать хотелось от этого серого мутного дня, на мгновение вдруг стало страшно: что если низкое небо  вдруг  опустится ещё ниже и всех нас придавит.

     Ехала в автобусе и, не отрываясь,  смотрела в  окно:  беспросветное ватное небо притягивало к себе взгляд, не отпускало,  казалось, что оно становится всё темнее и темнее.

        Автобус затормозил вдруг в неположенном месте, и это отвлекало от созерцания. Мы попали в пробку. Постояв минуту-другую, автобус проехал насколько метров, потом через пару минут ещё немного проехал и снова остановился, на этот раз напротив большого магазина с названием «Свет».

     В тот же миг  почувствовала радость, заполняющую всё существо: это был яркий свет.  За огромными стёклами   витрин сияло множество настольных ламп, бра, торшеров. Переливалась огнями  подсветка, обегая каждую витрину по периметру.  Потолки торговых залов были увешаны не десятками, наверное, а сотнями горящих  люстр.

     Пассажиры, едва автобус остановился, достали телефоны. В окно смотрели только я да юная пара (очевидно, молодожёны), оживлённо обсуждавшая торшеры, выставленные в витринах магазина, выбирая подходящий для своей квартиры. У меня плохое зрение, и деталей  люстр и бра я не видела. Видела только свет, свет, свет! Мой взгляд буквально купался в нём, а душа тихо ликовала.   Хотелось только, чтобы автобус стоял подольше, хотелось  налюбоваться светом, напитаться, насытиться им.

      ... Автобус простоял в пробке минут десять-пятнадцать. Доехав до нужной остановки, я вышла. Небо над головой оставалось всё таким же  непроницаемо-серым, ватным. Но странное дело: оно уже не давило, как прежде, не пугало. Казалось, что свет, в котором с таким восторгом купался  взгляд несколько минут назад, остался где-то во мне и продолжает греть. Да, было пасмурно, неуютно, но ощущение безысходности прошло.

      Справившись с делами,  вышла на улицу, когда уже стемнело. Накинув капюшон, спрятав руки в карманы,  возвращалась домой пешком. Горели фонари, переливалась разноцветными огнями реклама, сияли витрины магазинов.  Свет множился, отражаясь в лужах, мокрый асфальт поблёскивал по ногами.  На душе было спокойно.


       ...В жизни, когда начинаешь задыхаться на безлюдье и  тонуть в  безвременье,  нужен свет — встреча с хорошим человеком. Такая  встреча  надолго согреет душу,  поможет  среди безлюдья различить людей, спасёт от неверия и отчаяния. 

        Большая книга большого писателя, встретившаяся на нашем пути, — тот же свет.