Ипостаси души

Онучина Людмила
                (размышления)
   
             Март в половине. Побежали те весенние деньки, когда солнышко брызжет лучами с какой-то загадочной весёлостью, отчего из-под осевших сугробов выбегают первые ручейки, засыпающие на ночь, но волшебно оживающие перед обедом. Вот-вот и проталины удивят первой зеленью.
             «А там и одуванчики во дворах… будет живой ковёр изумруда с тысячами маленьких солнышек… Чарующие розовато-белые соцветия яблонь, вишен. И скворушки с песней… Нет, немыслимо не увидеть это ещё раз. Жить…» – размышляла Вера Васильевна у окна, любуясь бездонным синим небом.
             Она, авторитетный доктор, благородно отслужившая медицине более тридцати лет и одолевшая немало философских трудов, так и не смогла ответить себе на два бесстрастных вопроса: КТО Я? КОНЕЧНА ЛИ Я?   
             Звонок в дверь. Вера Васильевна открыла – перед ней Аня, подружка, сидели за одной партой все десять лет. Потом пути-дороги разошлись: Аня – в педагогический, о чём (по её словам) грезила «все семнадцать лет», а Вера – в медицинский, тоже не без мечты.
             «Аня! Вера!» – прозвенело в подъезде, как звучало в далёкие школьные годы после каникул, а теперь после стольких лет(!) вновь звенит по-девичьи сочно, искренне.

 – Проходи и – за стол. Будем чай пить и говорить неспешно, поскольку –
   отспешили своё… Или тебя ещё зовут незаконченные обязательные земные
   дела? Знаю, ты состоялась как педагог (читала твои труды), а вот как
   человек, своё ли ДЕЛО делала, довела ли его до конца, – начала Вера
   Васильевна, хлопоча у стола.

 – Кажется, Конфуций сказал: найди себе ДЕЛО по душе, и тебе больше некогда
   не придётся работать. Так вот моя ДУША, счастливая, купалась в том ДЕЛЕ,
   которому я служила. В одночасье рухнули наши времена, обрушилось и моё
   ДЕЛО: ныне школа не воспитывает детей, а развращает по указке запада.
   Горько. Жаль, правильную советскую педагогику выбросили вон. Учителям,
   как пинок под мягкое место, назначили пенсию – девять тыщ, чем прищучили
   окончательно за дела земные…
    Но не ропщу: пожила в советском, более справедливом обществе, чем в ныне
   бандитско-воровском. Там я была человек, здесь – ничто… 
   А давай не будем о мерзости… Давай – о человеческом… – остановилась Анна.
 
 – И правда. Меня больше волнуют другие мысли, которые мало кому на ум идут,
   а меня покоя лишают: кто я? зачем я здесь? есть ли мне конец? Обходилась
   без этих вопросов, пока не грянула беда. А случилось вот что: выхожу из
   автобуса, делаю шаг по льду – и навзничь… Открытая черепно-мозговая...
    Очнулась в реанимации. Шесть часов надо мной колдовали нейрохирурги,
   чтоб не стала овощем. Коллеги, настоящие волшебники, оставили меня жить.
   Правда, уже не оперирую: руки утратили ту виртуозность, которой должен
   обладать нейрохирург.   
    Аня, я наблюдала весь процесс операции на моём мозгу… Не пугайся, всё
   видела, находясь где-то сверху. Видела, как запаниковал ведущий хирург,
   остановился, раздумывая, вероятно, продолжать ли дело… Но тут появился
   мой отец, тоже хирург-виртуоз…

–  Свят-свят, Вера, но твоего отца на свете лет двадцать как нет… –
   испуганно вмешалась Аня.

 – Да, Аня. Двадцать лет назад остановилось его сердце, у операционного
   стола. Мгновенно ушёл, в пятьдесят семь лет, а коллеги помнят его по сей
   день.
    Продолжаю. Отец спокойно указал доктору на мой мозжечок – доктор
   вздрогнул, но тут же уверенно повёл процесс.
    Операция закончилась, папа сказал мне: жить будешь, оперировать – нет,
   займись вокалом, что должно было быть главным делом твоей жизни;
   загубленный талант искупается в моём нынешнем мире неприкаянностью
   (последнее слово подчеркнул трижды).
      Через месяц из медицины ушла, никому не поведав истинной причины.
   Смейся, Аня, но и вправду решила – петь. В детстве меня хвалили за
   весёлые песенки в танце: то ли шутили, то ли всерьёз пророчили меня в
   оперетту. Но в школе учитель пения, услышав меня в хоре, однозначно
   сказал: « Не порть мне хор, ни голоса, ни слуха… Видать, медведь двумя
   лапами  ухо давил…» Больше петь не пыталась.
      А теперь вот пошла в хор пенсионеров, не зная ни нот, ни своего
   голоса. Хормейстер, профессор музыки, послушал меня и спросил, где я пою,
   тут же добавил: « Сама природа вам поставила колоратурное меццо-сопрано…»
      Сказала, что я врач, что учитель в школе… – словом, не пела, а лечила.
   С того дня я – главная солистка хора, пою – летаю от счастья. Философ
   прав: важно найти своё ДЕЛО ЖИЗНИ и служить ему.
      Знать, скальпель – не моё, хотя и там были успехи, коим завидовали
   некоторые «коллеги»…  Если бы не травма, если бы не ВСТРЕЧА с отцом, не
   летать бы мне ныне…
      Знаешь, Анечка, теперь, пожалуй, я предчувствую осознание мучивших
   меня вопросов: КТО Я и КОНЕЧНА ЛИ Я?
      Помнишь из школы: ничто не исчезает бесследно, ничто не возникает из
   ничего. Всё, что было и есть со мной, не это ли подтверждает: я – ВОТ и я
   БУДУ где-то снова, чтоб БЫТЬ…
     А пока следую наказу отца – пою.

 – Да-а-а, Вера, ЖИЗНЬ – это ТАЙНА, которую разгадывать могут разве что
   мудрецы, но их в истории человечества небогато, сотни две-три. Среди
   учительства провидцев – и того реже, если ещё учесть, сколь позорен наш
   учитель пения…
     Что произошло с тобой в операционной – прямое указание на то, что
   СУЩНОСТЬ человека бесконечна, каждая со своими особенностями и задачами.
        Когда ехала в казахские степи учительствовать, в поезде приснилось
   мне, что я в степи, среди казахов-чабанов у костра: чай в пиалах, беседа
   о насущном, о скоте … я с ними говорю на одном языке, казахском.
   Проснулась – заволновалась: не знаю их языка, как-то будет…
        Но через месяц жизни в степном краю почувствовала себя странно,
   словно отлучалась ненадолго, а теперь я дома, где все свои, где меня
   любят, потому что любили всегда…   
        И всё-таки тот сон не забывался: видимо, ждал, когда мой разум
   примет истину, совсем простую – какая-то из жизней у меня была там, в
   степях. Думается…
        Кстати, сны вижу очень редко. Перед возвращением сюда, в родной
   город, приснилось, что спускаюсь в залу по широкой мраморной лестнице в
   здании Дворянского собрания, где идёт бал: дамы в шикарных нарядах 19
   века, в парадных мундирах офицеры… И чей-то голос обо мне: « А вон и
   хозяйка бала красавица-полковничиха является, разодетая, что царица…»
        Проснулась – улыбнулась: моё происхождение – рабоче-крестьянское, а
   тут…Дворянское собрание. Разыскала чудом уцелевшую в годы репрессий
   троюродную тётушку, почти столетнюю, поведала ей сон. Она и открыла суть
   нашей семейной трагедии: мой прадед, белый полковник, в годы гражданской
   войны эмигрировал, а сын его, мой дед, стал красным.
    И заключила: « Ты, Анна, как две капли воды, похожа на красавицу
   прабабушку, любившую давать балы…»
         Потом я долго копалась в архивах –  подтвердилось: был такой
   русский полковник, в 1920 году эмигрировал с супругой во Францию…
         «И что по-твоему, Верушка, из всего этого следует? – закончила
   вопросом Аня.

 – Выходит, открылись три ипостаси одной (твоей) души: степной чабан,
   дворянка, учитель.
    А у меня – две ипостаси за одну жизнь. Мудрено, не загадка ли…

 – Да, знать, ипостасям несть числа. Процесс совершенствования сущности
   (души) человека бесконечен. Не зря мудрец Конфуций советовал человеку
   найти в жизни дело по ДУШЕ, не зря,– подчеркнула Анна.
               
                28.03.2016 г.