Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
Глава
15. Карта севастопольской Гринландии. 19.05.1971.
Фотоиллюстрация:
Источники данных:
Багрянцев Б. И., Решетов П. И. Учись морскому делу. — 2-е изд., доп. — Мл ДОСААФ, 1986, — 175 с, ил, 8 л. ил.
В четверг 19 мая 1971 года мы – наша группа рулевых-сигнальщиков и девxонок с соседних курсов – утром собрались на ступеньках севастопольской Морской школы ДОСААФ, чтобы приветствовать друг друга и договориться о новой встрече. Вчера после занятий мы хорошо посидели в кафе, а теперь все жаждали «продолжения банкета»…
Однако начальник Морской школы, наш Учитель по навигации, отсутствующий вчера по делам, предупредил нас, что сегодня будет читать нам навигацию не два часа, а четыре, а в пятницу, то есть послезавтра, будет контрольная по навигации.
- Кто не сдаст контрольную на оценку «удовлетворительно», тот вернётся на место своей работы с соответствующей характеристикой, - сказал нам начальник-учитель. – С такой характеристикой вы будете служить в каких-либо иных войсках и службах, но не элитных. Выбор своей судьбы в ваших руках и головах. Выбирайте сами.
Мы поняли, что свидания с девушками «накрылись медным тазом»… Откуда это выражение?
Занятие по навигации началось с того, что мы вновь стали представлять себя наблюдателями на открытом ходовом мостике боевого корабля.
Мостик находится на высоте над уровнем моря и поэтому линия взгляда наблюдателя по касательной касается линии окружности видимого горизонта. Так как Земля имеет шарообразную форму, то поднимаясь на высоту, можно всё дальше и дальше увидеть море и землю, расширить видимый горизонт наблюдателя, то есть «заглянуть за обычный горизонт».
Все объекты на море и на земле тоже имеют свою высоту, поэтому у их наблюдателей тоже есть свои видимые горизонты. В результате можно видеть высшие точки каких-либо объектов на море, например, мачты и трубы, ещё до того, как на горизонте появится сам объект.
В мореходных таблицах указывается дальность видимого горизонта в зависимости от высоты точки зрения-взгляда наблюдателя.
Например, по мореходным таблицам дальность обнаружения маяка высотой h=42 м от уровня моря с высоты глаза наблюдателя е=15.5 м осуществляется таким образом: для h = 42 м дальность (по таблице 22) Дh = 13.5 мили; для е = 15.5 м - Де = 8.2 мили, следовательно, дальность обнаружения маяка при нормальных атмосферных условиях: Дп = Дh+Дe = 21.7 мили.
Курсы, пеленги и дальности указываются или прокладываются на морских картах. Прокладка ведётся простым карандашом с помощью прокладочного инструмента: навигационного транспортира, циркуля-измерителя и параллельной линейки.
Штурманским навигационным транспортиром измеряют и отмечают углы курсов и пеленгов, это практически обыкновенный школьный плоский полукруг с делениями градусов от 0° до 180° с линейкой. Центр этого полукруга находится в центре линейки и обозначается риской.
Штурманским циркулем-измерителем измеряют и откладывают на морской карте расстояния. Он имеет две раздвижные ножки с острыми иглами на концах.
Штурманской параллельной линейкой проводят на карте прямые линии, параллельные заданному направлению. Она состоит из двух линеек, соединённых между собой двумя планками с помощью шарниров так, чтобы линейки свободно раздвигались и сближались вплотную, оставаясь строго параллельными друг к другу. Параллельные линейки бывают трёх размеров: 300, 450 и 600 мм.
Для ведения прокладки на морских картах нужно:
снимать с карты координаты и по заданным широте и долготе наносить точку на карту;
прокладывать на карте и снимать с неё направление (курс, пеленг);
измерять на карте расстояние между двумя точками и откладывать расстояние на прямой.
Современные морские карты обеспечивают возможность:
прокладки на карте прямой линии пути корабля, следующего одним и тем же курсом (локсодромия);
применения равноугольной картографической проекции, то есть равенство углов на местности углам на карте.
Эти условия удовлетворяет равноугольная нормальная цилиндрическая (меркаторская) проекция, в которой параллели и меридианы изображены прямыми линиями, пересекающимися под прямым углом.
Для сохранения достоверного изображения на карте контура морей, заливов, островов, проливов и местности, меридианы к полюсам Земли растягиваются на такую же величину, на какую в этой широте растянута параллель.
Все карты, вне зависимости от характера картографической проекции, всегда уменьшают действительные размеры участков морской и земной поверхности. Отношение длины какой-нибудь линии на карте к длине той же линии на местности называется масштабом.
Масштабы бывают числовые и линейные. Числовой масштаб выражается в виде дроби, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе — число, показывающее, во сколько раз единица длины на местности уменьшена на карте. Например, числовой масштаб 1 : 25 000 показывает, что каждая миля на местности изображена на карте отрезками в 25 000 раз меньше реальной мили.
Линейный масштаб изображается в виде прямой, разделённой на сантиметры или другие единицы длины, которые соответствуют милям или другим единицам длины на местности. Это очень удобно при пользовании штурманским циркулем-измерителем (сразу можно на карте подсчитать реальное расстояние в милях).
Выбор масштаба карты зависит от её подробности или от размера изображаемого на карте района моря или местности.
Морские карты бывают: навигационные, вспомогательные и справочные.
Навигационные карты нужны для счисления пути и определения места корабля в море, ориентировки в обстановке и графического решения задач по кораблевождению. В зависимости от масштаба они делятся на генеральные, путевые, частные и планы.
Генеральные (общие) карты изображают целые океаны, моря или их части. Они служат для общего изучения маршрута перехода, предварительной прокладки и счисления в открытом море.
Путевые карты изображают небольшие части моря с подробным нанесением навигационных опасностей. Они служат для ведения прокладки и определения места корабля при плавании вдоль побережья, а также вне видимости берегов.
Частные карты изображают отдельные, особо трудные в навигационном отношении районы: заливы, проливы, подходы к портам и т. п. На них подробно наносятся средства навигационного оборудования: створы, секторы маячных огней, ограждение опасностей и др. Частными картами пользуются при прохождении узкостей, при подходах к берегу и т. п.
Планы или схемы со всеми подробностями изображают бухты, рейды, гавани и якорные места. Они служат для руководства при входе в бухту, устье реки, для выбора места постановки на якорь и других подобных нужд.
(Все данные из источника, указанного в начале страницы).
- После обеда мы с вами будем учиться прокладывать курс корабля на карте, - сказал нам Учитель.
Я очнулся от торопливых записей и вдруг понял, что мне опять интересно слушать, внимать, понимать и запоминать. Это было то, к чему я стремился с детства.
Ещё в детстве, примерно в третьем классе, я прочитал приключенческую повесть Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» и перерисовал в свой альбом карту этого острова.
Я рисовал «розу ветров», очертания острова, приметные ориентиры на острове, героев и персонажей этой книги, корабли в море и шхуну «Эспаньолу». Потом этот рисунок мне зачли как экзаменационный и поставили оценку «5».
Примерно в седьмом классе я зачитывался повестями и рассказами Александра Грина, хотя они были очень трудными для чтения, и пытался нарисовать карту Гринландии – страны, где существуют Зурбаган, Лисс, Каперна и бриг «Алые паруса».
Придя домой в общежитие, я с новой силой воображения, вооружённый полученными знаниями, стал рисовать новую карту севастопольской Гринландии, основанной на форме и очертаниях севастопольских бухт. Получилось нечто среднее между Островом Сокровищ и современной морской картой.
(На иллюстрации примерное воплощение моих фантазий, выполненных другим автором).