14 Спасение утопающего... 18 05 1971

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава

14. Спасение утопающего… 18.05.1971. 


Фотоиллюстрация:

Источники данных:
Багрянцев Б. И., Решетов П. И. Учись морскому делу. — 2-е изд., доп. — Мл ДОСААФ, 1986, — 175 с, ил, 8 л. ил.


На следующий день, в среду 18 мая 1971 года, я уже вставал утром уже с опозданием, так как перспектива опять четыре часа подряд слушать интересные, но сложные для понимания лекции, особо не радовала. Мне уже хотелось обратно, на работу, в трубомедницкий цех, на ремонтно-механический участок, к Женьке Мыслину, к механику, к своему верстаку и к своим отполированным до зеркального блеска слесарным инструментам.

Конечно, устройство корабля и навигация, - это всё очень интересно, любознательно, важно, но какое это имеет значение для меня сейчас?

Так я размышлял, глядя на своё безусое и безбородое лицо в зеркале шифоньера. Побриться что ли? Правда, брить пока нечего…

«И чего это у меня борода и усы не растут?» - подумал я ворчливым мысленным внутренним голосом «деда Календаря».

Пока я так размышлял, электрический пузатый чайник подал свой обычный утренний сипатый недовольный голос, сначала фыркнул, а потом с нарастающей силой до угрожающего свиста и плевков кипящим паром, начал призывать меня к труду.

Он ещё несколько секунд продолжал недовольно фыркать, свистеть и плеваться, пока не остыл, но исправно растворил в моей кружке чаинки и превратил кипяток в прекрасный ароматный индийский чай.

Холодильник тоже недовольный тем, что я его всё время тревожу, сначала не хотел открывать мне дверцу, но потом всё же смилостивился, открылся и одарил меня прекрасной докторской колбасой, которая даже с субботы не потеряла свой ароматный запах.

Сливочное масло было холодным, поэтому нарезалось не тонкими пластинками, а тонкими лепестками. Имя я покрыл большой кусок чёрного хлеба, положил сверху три ломтя докторской колбасы и всё это с аппетитом съел, широко разевая рот, чтобы всё попало и ничего не пропало…

Горячий сладкий чай приятно растворял хлеб, масло и колбасу и благодарный организм мой отзывался довольным урчанием и приливом бодрости.


Сегодня мне хотелось одеться как-то иначе, не как всегда, по-особому. Может быть, надеть свой школьный выпускной костюм? Он до сих пор был моей парадной одеждой, хотя скоро будет год, как я окончил Суворовскую среднюю школу №1 города Суворова Тульской области…

Солнечное утро за окном обещало хороший тёплый весенний севастопольский южный день и в новостях по телевизору сказали, что сегодня будет до 20 градусов тепла, а на солнце – все 25 градусов…

В итоге я надел «юркину» или «братанову» форменную военно-морскую офицерскую рубашку кремового цвета с карманами и без погон, в которой он любил изображать из себя «офицера флота ея величества». Теперь он носил почти такую же рубашку-тужурку, только серого цвета и милицейскую…

Мои повседневные шерстяные брюки чёрного цвета хорошо сочетались с офицерской рубашкой и чёрными кожаными остроносыми туфлями на тонкой кожаной скользкой подошве, поэтому я был доволен своим внешним видом и настроением.

«Пора в путь-дорогу, дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идём», - вертелись на языке слова из песни военных лет…

Я был полон сил, энергии, желаний, хотений и жажды свернуть горы и переплыть все моря, причём сразу, одним махом…


Первая пара занятий в севастопольской Морской школе ДОСААФ началась с изучения корабельных систем. Мы вскоре узнали от нашего преподавателя, что любой корабль имеет «развитую сеть многочисленных трубопроводов, необходимых для его нормальной повседневной и боевой деятельности».

Эти трубопроводы оснащены необходимой и соответствующей многочисленной арматурой, механизмами и приборами. Совокупности различных трубопроводов, арматуры, механизмов и приоров называются «системами корабля».

Естественно, что для главного двигателя существует своя «система обеспечения главной энергетической установки», а также «общекорабельные и специальные системы обеспечения».

Общими для всего корабля являются системы: трюмные, противопожарные, санитарные, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

В трюмной системе существует водоотливная и осушительная подсистемы, которые необходимы для откачки за борт воды, попавшей внутрь корпуса корабля, а также «спускная и перепускная» (как часть осушительной), «балластная», «система замещения», «топливоперекачивающая».

Противопожарные системы на корабле: автоматическая спринклерная противопожарная система состоит из трубопроводов, расположенных под подволоком всех помещений корабля, снабжённых автоматическими водоразбрызгивающими головками (насадками) — спринклерами. Эта система всегда под давлением и срабатывает, когда огонь расплавит мембрану в клапане спринклера. Спринклер разбрызгивает воду в радиусе 4 метра.

Кроме этого практически во всех помещениях и на боевых постах корабля размещены в специальных открытых местах средства водяного и парового пожаротушения, пенотушения и углекислотного пожаротушения. Противопожарной системой также является система орошения и система затопления погребов, шахт и отсеков.

Одна из самых важных систем на корабле – это система отвода бытовых, хозяйственных и производственных отходов, то есть  санитарные системы канализации и водоснабжения. На корабле существуют фановая, сточная и шпигатная канализация.

В полу всех душевых, умывальников, прачечных имеются отводы-патрубки к шпигатам, через которые вода с пола этих помещений через решётки шпигата и гидравлические затворы самотёком попадает в сточную систему.

Для удаления дождевой воды и забортной воды с палуб корабля устроена шпигатная система. К шпигатам присоединены сточные трубы, по которым вода постепенно с надстроек стекает на нижнюю палубу, а затем – за борт.

Корабли и суда имеют системы парового, водяного или электрического отопления. Радиаторы отопления устанавливаются в каютах, кубриках и других помещениях у бортов под иллюминаторами. Однако большую часть тепла на кораблях дают машины и механизмы, оборудование и приборы…

Все жилые и служебные помещения корабля оборудуются системой вентиляции и системой кондиционирования воздуха для создания нормальных условий жизни личного состава и нормальных условий работы оборудования и приборов. Вентиляция на корабле естественная и искусственная.

Вентиляция может быть вдувной, вытяжной и комбинированной. Естественная вентиляция помещений осуществляется через иллюминаторы, двери, люки и специальные вентиляционные раструбы различной конструкции. Искусственная вентиляция осуществляется вентиляторами, часто в сочетании с калориферами. Калориферы (электрические нагревательные приборы) используются при необходимости обогрева конкретного помещения.

Там, где требуется удалить из воздуха вредные примеси, газы, пары, запахи, дым, копоть или пыль, оборудуется вдувная и вытяжная вентиляция. В отдельных помещениях устанавливаются кондиционеры.


Все трубопроводные системы корабля, так или иначе, допускают проникновение забортной или иной воды (жидкостей и газов) внутрь помещений и корпуса корабля. Поэтому все системы, кингстоны и клапаны затопления помещений должны быть исправны и находиться в постоянной готовности к действию.

За все корабельные системы отвечает командир электромеханической боевой части корабля, то есть БЧ-5. Он несёт ответственность:

за исправность корпуса корабля,
за нормальное функционирование всех корабельных систем;
за исправность и готовность к действию всех устройств, механизмов и средств обеспечения живучести корабля,
за сохранность, крепёж и равномерное распределение грузов на корабле;
за борьбу с пожаром, затоплением, задымлением, загазованностью и другими вредными воздействиями.

Командир БЧ-5 непосредственно руководит всем экипажем во время борьбы за живучесть внутри корабля, то же самое делает старший помощник командира корабля на верхней палубе, надстройках и бортах корабля.

В случае обнаружения поступления забортной воды внутрь корабля или возникновения пожара, каждый член экипажа обязан любыми средствами связи немедленно доложить дежурному по кораблю или вахтенному офицеру о затоплении или пожаре и принять действенные меры к ликвидации аварии.

Все системы корабля имеют соответствующую цифровую, сигнально-знаковую и цветовую маркировку, которую нужно знать и понимать.

Кроме стационарных систем борьбы за живучесть корабля, имеется «комплект переносного противопожарного и аварийно-спасательного имущества, а также необходимое количество индивидуальных и коллективных спасательных средств».

- О спасательных средствах на корабле поговорим на следующем часе, - сказал нам преподаватель и отпустил нас раньше положенного срока.

Мы оценили по достоинству поступок нашего доброго преподавателя, потому что в этот момент началась перемена в занятиях девушек и женщин.

Десятки и даже сотни девчонок разом выскочили из своих аудиторий и смешались с нами, – двадцатью четырьмя молодыми будущими мореманами.

Глаза разбегались от такого обилия симпатичных, весёлых, жизнерадостных и красивых лиц, ножек, грудок, причёсок…

Уже тогда, в мае 1971 года, я невольно задумался на тему степени привлекательности отдельных красот женского облика.

Что больше всего привлекает внимание мужского взгляда в девушке-женщине? Лицо? Грудь? Ноги. Талия? Попа? Сокровенное тайное место (зона бикини)? Спина? Руки? Волосы и причёска?.. Что?


В этот день, в среду 18 мая 1971 года, меня и всех нас привлекало всё в женском облике. Нас просто влекло к ним, вероятно, так же, как их влекло к нам.


Ребята, особенно Гарри Напалков, сразу стали стройнее, поджаристее, твёрже. Гарри вытянулся во весь свой 182-х сантиметровый рост, расправил свои плечи гимнаста, вооружился самой своей привлекательной улыбкой и жадно стал вглядываться в женские лица.

У меня рост тоже был 182-х сантиметровый, но я был очень худой, имел худые плечи, узкую грудь, мягкий живот и хилую мускулатуру…

Что бы я ни делал, как ни занимался, как не упражнялся, но мне не дано было иметь «юркин» или «братанов» плоский твёрдый живот квадратиками, мускулистые широкие плечи и сильные жилистые руки, стройный стан, упругие и сильные ноги.

«Не та у тебя скелетная и мышечная конституция», - вздыхая, сокрушался мой красавец-папа. – «Не та… И в кого ты такой уродился?».

«Тебе лучше знать, папа», - думал я тогда молча…


Ребята всё ещё только поглядывали на девчонок, Гарри только красовался и присматривался к ним, а ко мне вдруг подскочили две девушки и сразу же защебетали, затормошили меня. Это были наши знакомые девчонки, с которыми мы вместе ехали в троллейбусе в первый день занятий.

Ребята с завистью смотрели на меня и моих знакомых девчонок. Один за другим они стали присоединяться к нам, чтобы познакомиться. Девчонки стали подзывать подружек и вскоре мы уже составляли одну большую компанию, в которой всё вертелось, крутилось, шутило, смеялось и толкалось…

Мы быстро договорились встретиться после занятий в кафе и отметить начало наших занятий, обменяться впечатлениями.


Мой товарищ с завода, с которым мы вместе были с девчонками в первый день учёбы в севастопольской Морской школе ДОСААФ, вероятно, вернулся на завод, поэтому моим другом-соперником стал Гарри Напалков.

Он расспрашивал меня, как я познакомился с девчонками и никак не мог понять, почему они «липли» ко мне, а не к нему – красавчику…

Прозвенел звонок и мы, повеселевшие и взбудораженные, понеслись в свою аудиторию.

Здесь мы увидели морские спасательные средства…


Любой корабль или судно находится во враждебной окружающей среде. Человек может существовать и жить нас уше и в воздухе, но не может долго существовать и жить в воде, а тем более под водой. Поэтому каждый корабль снабжается средствами для спасения всего личного состава в случае аварии или одного человека при падении за борт.

Основным видом спасательных средств коллективного пользования являются шлюпки, катера и плоты. Эти спасательные средства спускаются на воду специальными корабельными устройствами – грузовыми стрелами, шлюпбалками, талями, направляющими и т.д.

Главное для коллективных спасательных средств – это их быстрый, лёгкий и безопасный спуск на воду при самых неблагоприятных условиях крена и дифферента, а также эффективное и безопасное занятие людьми мест в этих средствах.

Спасательные шлюпки рассчитываются и делаются такими, чтобы не тонуть при полной нагрузке, даже  при полном затоплении шлюпки забортной водой.

Спасательные шлюпки должны иметь такую остойчивость, чтобы нести парусное вооружение, не опрокидываться на волне и не переворачиваться при сильном крене. Корпус спасательной шлюпки должен быть очень прочным, так как она используется в самых неблагоприятных условиях и местах.

Наилучшим типом спасательной шлюпки – это вельбот.

Вельбот обладает большим запасом плавучести за счёт «воздушных ящиков», вмонтированных в корпус по бортам и в носовой части. Под планширем вельбота по наружному борту закрепляется леер с нанизанными на него поплавками, а на скуловой части шлюпки — поручни. За леер и поручни могут придерживаться те, кому не хватило места в вельботе…


Мы смотрели на модель вельбота, наше весёлое настроение стало потихоньку улетучиваться…

Как-то так получилось, что дальнейшую информацию мы запомнили практически дословно…


Спасательные шлюпки могут быть гребные и самоходные. Шлюпки вместимостью от 60 до 100 человек оборудуются механическим приводом или мотором, а вместимостью более 100 человек могут быть только моторными.

Спасательные шлюпки предназначаются только для спасения личного состава и пассажиров, использование их для других целей запрещается.

Спасательные шлюпки должны быть окрашены согласно требованиям с преобладанием ярко-оранжевого цвета, укомплектованы согласно табелю снабжения (парус, весла, уключины, фалини, плавучий якорь и т. д.).

В снабжение спасательной шлюпки обязательно входят ракеты сигнальные, дымовые шашки, фальшфейеры и средства звуковой сигнализации для подачи сигналов бедствия.

На спасательных шлюпках должен находиться неприкосновенный запас продовольствия на 3-5 суток и питьевой воды в анкерках из расчёта 3 л на человека.

На боевых кораблях могут быть не спасательные шлюпки, а спасательные плоты. Спасательные плоты бывают жёсткие ненадувного типа и надувные.

Жёсткий плот  это рама, на которой закреплены металлические поплавки, внутри разделённые на отсеки. Вместимость иакого спасательного плота от 20 до 30 человек.

Спасательный плот снабжается вёслами и парусом, вдоль наружного его края крепится спасательный леер.

Для защиты людей от воды и солнечных лучей спасательный плот имеет фальшборт и тент (мягкую крышу).

Спасательные жёсткие плоты устанавливаются на корабле в наклонном положении так, чтобы при отдаче стопора крепления, плот мог сам соскальзывать за борт

Надувные спасательные плоты могут нести от 4 до 25 человек. Они хранятся на корабле в сложенном и зачехлённом состоянии в специальных кранцах-сетках. Каждый из них снабжается баллоном со сжатым газом, необходимым для надувания оболочки плота.

При сбрасывании плота за борт специальный штерт рывком открывает клапан баллона, и газ в течение 1 мин заполняет оболочку. Надувной плот снабжается леерным и тентовым оборудованием, мехами для подкачки воздуха, ремонтными принадлежностями для заделки небольших отверстий в оболочке, рыболовными принадлежностями, средствами для подачи сигналов бедствия, запасом продовольствия и пресной воды, вёслами, аптечкой, плавучим якорем и другими принадлежностями, необходимыми в одиночном плавании в море.

Индивидуальные средства спасения могут только поддерживать плавучесть человека в воде, - это спасательные круги и валики, спасательные нагрудники, спасательные бушлаты и жилеты.

Спасательные круги изготовляются из пластинчатой пробки или синтетических материалов, обшитых парусиной или синтетической тканью.

Спасательные круги окрашиваются в белый и оранжевый цвет и хранятся на корабле в определённых местах согласно схемам.

Половина спасательных кругов имеет светящиеся буйки, включающиеся автоматически при падении круга в воду. Дальность видимости буйка при ясной атмосфере — до 3,7 км (2 мили).

С каждого борта корабля есть спасательные круги с линем длиной 27,5 м (15 морских саженей). Эти круги предназначены вахтенным у трапа в случае падения за борт человека при входе на корабль или сходе с него.


Спасательный нагрудник – это парусиновый пояс, разделённый на одиннадцать равных по ширине карманов, заполненных пробкой или пенопластом. Нагрудник пояском и боковыми завязками крепится на человеке.

Спасательный бушлат и спасательный жилет делаются из особой ткани. Между верхним слоем и подкладкой в специальные карманы вставляются мешочки, наполненные капокой или хлопчатобумажной ватой. Жилет и бушлат не только поддерживают человека на воде, но и предохраняют его тело от переохлаждения.

Все спасательные жилеты должны иметь оранжевую окраску.

Все спасательные средства на корабле располагаются так, чтобы ими можно было в любой момент свободно и легко воспользоваться.

Кроме этого, на корабле применяются респираторы, противогазы, в том числе специальные изолирующие противогазы, дыхательные аппараты, а также специальные костюмы радиационной и противохимической защиты.


Один такой костюм находился в шкафу. Преподаватель предложил желающим облачиьься в него, надеть противогаз и немного походить, подвигаться в нём.

Быстро нашёлся доброволец, на которого мы дружно со смехом и шутками напялили этот странный прорезиненый костюм, больше похожий на водолазный скафандр.

Затем «испытатель» надел противогаз и стал пугать нас своими ужимками и беготнёй по аудитории. Через несколько минут он вдруг зашатался, оперся на стол, потом завалился набок и мы срочно стали его освобождать от противогаза и костюма.

Парень был полностью мокрым, как будто побывал в одежде под душем…

- Ничего, - сказал уверенно преподаватель. Оклемается. Зато он и вы теперь знаете, что лучше не допускать до аварии, строго и чётко выполнять все инструкции и обязанности, чтобы не спасать себя и других такими средствами спасения.


После занятий в кафе, поедая с девчонками порции мороженого, мы со смехом вспоминали о случившемся и с показным безразличием и весёлостью рассказывали девчонкам о средствах спасения на море.

Девушки слушали, ахали, передёргивали плечами от озноба и с уважением и опаской посматривали на нас – мужественных и бесстрашных героев-моряков.

Будущих моряков…