Рецензия на статью Мудрый совет

Станислав Витюков
          Рецензия на статью «Мудрый совет»    
Рецензия на статью «Мудрый совет» С. Витюкова регента церкви г. Салем, Юсько Сергея Яковлевича
                Сергей Яковлевич пишет: - 1Кор. 11:23, 35,27: «Я от Самого Господа принял то, что вам передал: . . .взял хлеб . . так же и чашу . . где омовение ??? Если это «заповедь», если от этого зависит спасение.                Уважаемый Сергей Яковлевич: 1. Как Вы думаете, Апостол Иоанн, не от Самого Господа Иисуса Христа принял то, что описал в Евангелии Ин.13:1-17 и так понятно, и подробно, ведь он был очевидец всех этих событий и был «ученик, которого любил Иисус» (Ин.20:2). О чём и пишет: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что разсматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам эту вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам»  1Ин.1:1,2. В данном случае апостол говорит о начале евангельской проповеди.  Далее автор утверждает, что провозглашаемая им истина о Божием Сыне первоначально была засвидетельствована апостолами, которые пребывали с Ним в непосредственном общении Включая и себя в число этих свидетелей, он говорит: что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши.                Апостол Иоанн является ещё и пророк, написавший книгу Откровения.                2. Вы не думали о том, почему Павел прибегает к авторитету «Самого Господа», обращаясь к Коринфянам? Я Вам подскажу, ведь коринфяне, до этого, уже знали об этом служении и, поэтому, Апостол говорит: «Ибо я от Самого Господа ПРИНЯЛ  ТО, ЧТО И ВАМ ПЕРЕДАЛ» - стоит в прошедшем времени – он не говорит, я ВАМ ПЕРЕДАЮ, а я вам  «передал».                3. Почему Павел призывает авторитет САМОГО ГОСПОДА в своём обращении к Коринфяням?  - Потому, что они исполняли это служение с большими нарушениями, прочтём о них: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» 1 Кор.10:16-22.                И ещё: «Но, предлагая это, не похвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню; Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так – что иной бывает, голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете, церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? Похвалить ли вас за это? Не похвалю». 1Кор.11:17-22.  И это надо было исправлять и указать на ответственность и последствия недостойного участия в этом служении. И Апостол выделил те моменты, где были грубейшие нарушения; а, в отношении омовения ног, быть может, грубых нарушений он не наблюдал, а ограничился словами: «Прочее УСТРОЮ, когда  приду»  (Когда приду к вам, то дам вам другие советы» - перевод с греческого). «А остальные дела я устрою, когда приду» (Современный перевод) 1Кор.11:34.                Возникает вопрос, что  обозначает слово УСТРОИТЬ? Слово «устраивать» обозначает: Устроить дом, обзавестись всем нужным (снабдить нужным) В. И. Даль, том 4, стр. 516.                И в Библии находим подобное: «И дали на УСТРОЕНИЯ ДОМА Божия пять тысяч талантов и десять тысяч драхм золота, и серебра десять тысяч талантов, и меди восемнадцать тысяч, и железа сто тысяч талантов» 1Пар.29:7. Теперь понятно, что Ап. Павел имел в виду больше материальное устройство этого служения: иметь достаточно времени, посуды, полотенец, места в комнате, стульев, воды и мыла, и прочего материала, и всё это умело, с благоговением и готовностью, устроить – тем более что в этой Церкви царил такой беспорядок в служении Причастия. Ведь он знал учение Спасителя, сказанное Петру: «омытому нужно только ноги омыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все» (Ин.13:10). Стало быть, «чистоту души» Христос требовал до омовения ног; поэтому, понятно, почему Он, преподнося  Своим ученикам Хлеб и Вино, ничего не говорит о духовной готовности к этому служению (Хлеба и Вина), надеясь, что это должно быть сделано до служения омовения ног согласно Его действиям на «примере» Спасителя, описанном Иоанном.                Ведь, если эти слова Иисуса  Христа не учитывать: («омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты»), то Христос чему-то недоучил и первая церковь участвовала в этом служении не в должной готовности; ведь Ап. Павел писал 1-е послание к Коринфянам в 54-55 г-х после вознесения Иисуса Христа, чем и мы сейчас руководимся. А до этого послания, чем руководствовались христианские Церкви в служении омовения ног и Причастии???                Дальше Сергей Яковлевич пишет: Если от этого зависит спасение . . .(он так понял).                ОТВЕТ: Но такой мысли в этом очерке нет. А есть слова: «Иисус сказал ему (Петру): если не умою тебя, не имеешь части со Мною» Ин.13:10. Но, что обозначает в русском языке слово часть? Это: доля целого, не всё или не целое, отдел, отрез, пай, доля в чём то, участок. «Примите меня в часть, в долю», жребий, судьба. «Мария же благую часть избрал» В. И. Даль, том 4, стр. 583.                Пётр и все ученики Христа избрали «благую часть», предлагаемою Спасителем, и это подтверждается Писанием (Ин.13гл). И читаем это же место в современном переводе: - «Ты никогда не вымоешь моих ног! – категорично возразил Пётр. Иисус сказал. – Если Я не омою твоих ног, то У ТЕБЯ НЕТ СО МНОЙ НИЧЕГО ОБЩЕГО» (Ин.13:8).                Или читаем: Пётр сказал: «Никогда ты не будешь омывать мне ноги!». Иисус отвечал Ему: «Если Я не омою их, не будет тебе места рядом со Мной» Ин.13:8. (Всемирный Библейский Переводческий Центр, г. Москва, ул. Крылатские Холмы, 1993 г.). - Какой страшный результат из-за «непослушания» и это верно, ведь читаем: «И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же  приятны Господу, как послушание голосу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царём» 1Цар.15:22-23).                Христос не говорит тут о вечном спасении, оно даётся Богом по вере, как дар. А говорит о тесном общении (быть в одной «части») со Христом на брачном пире с Его Невестой в Вечности, а это мечта каждого духовно зрелого христианина – или не так?  А выбор за нами! И в этот, последний вечер, Христос говорит: «В доме Отца Моего обителей много» Ин.14:2. Слово «обитель» обозначает: дом, жилище, виталище, помещение, жильё, квартира, кров, В. И. Даль дом, 2том, стр.585.                Или читаем: «Много покоев в доме Отца Моего» (Н. П.) – стало быть, что есть отдельные обители (покои), поэтому, и не все спасённые  будут в одном месте в Вечности, и эту мысль подтверждают места: «И дух и невеста говорит прииди» Отк.22:17; «И подошёл ко мне один из семи Ангелов, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца», «Подойди сюда. Я покажу тебе новобрачную, жену Агнца» (Н. П.) Отк.21:9; «Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца» Отк.19:7-9. (Понятие «брака» в Библии часто уподобляется для описания взаимоотношения между святыми и Богом в Вечности. В ветхом Завете, в книге Осии, например, Израиль представлен неверной женой Иеговы, «статус» которой будет восстановлен в грядущем царстве. И в Новом Завете взаимоотношение Христа и Церкви характеризуется как брачный союз, но, в отличие от Ветхого Завета, здесь Церковь предстаёт как непорочная дева, ожидающая прихода своего небесного Жениха. «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою», пишет Ап. Павел во 2Кор.11:2.                И ещё читаем; «Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. И возжаждет Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. Вся слава дщери Царя внутри; одежда её сшита золотом. В испещрённой одежде ведётся она к Царю; за ней ведутся к Тебе девы, подруги ея. Проводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя» Пс.44:10,12, 14-16.                Дорогой брат, к сожалению, есть одно из ошибочных взглядов, получивший широкое распространение в церквах, которые утверждают, будто Бог в вечности не делает совершенно никакого различия между спасёнными святыми. Но внимательно прочитавши, выше упомянутые места, мы видим «налицо», разных групп и категорий святых. В Отк.19:9 мы видим, что «невеста» и «званные» на брачную вечерю не одно и то же. («И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца»). Конечно же, нет спора, что в вопросе спасения душ у Господа свой подход, но в отношении близости ко Христу и Его трону Славы, есть большое различие – вот это, именно, имел в виду Спаситель, когда говорил Петру: - «не имеешь части со Мною» Ин.13:8. («Если Я не умою твоих ног, то у тебя нет со Мной ничего общего» современный перевод Ин.13:8).                Читаем пример о «части» в Писании: «Иуда же сказал Симеону, брату своему: войди со мною в жребий мой, и будем воевать с Хананеями; и я войду с тобой в твой жребий. И пошёл с ним Семион» Суд. 1:3. И Ап. Петру Господь дал шанс выбора, и он, уразумев, воспользовался этим выбором, и воскликнул: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все» Ин.13:1-10.                Дорогой брат, прости мне конечно, но, на сколько я помню, то твои родители не пренебрегали этим служением; и что ты скажешь им при встрече в Вечности по этому поводу? (Если эта встреча будет?) - Что мы и дети наши, сейчас, стали более духовными, просветлёнными, духовно грамотными? А? Но, к большому сожалению, нам нечем хвалиться; этот «ум и просветление», даёт диаволу возможность катить Церковь вниз – обкрадывать Церковь, убеждая, что многое можно отбросить. Но, мы являемся живыми свидетелями, как наши отцы служили Богу и вышли победителями в гонения, испытаниях и, с честью дошли до конца. 
Что им давало мужество и силы остаться верными в служении Богу? Но как поведут себя наши «умные и просветлённые» в годину испытаний?!                Брат Сергей пишет: Мыл ноги ученикам один Христос.                Ответ: В этом и заключается – показать пример ученикам, а не наоборот (ведь, Он - их Господь и Учитель); как это делать  «друг другу», и один тот же «пример» показал 12-ть раз, и действие одни и те же. И в конце омовения ног ученикам Своим, «Христос сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Итак, если Я умыл вам ноги, Я, Господь и Учитель, – и вы ДОЛЖНЫ друг другу умывать ноги. Ибо Я дал вам пример ДЛЯ ТОГО, чтобы, КАК Я СДЕЛАЛ ВАМ, И ВЫ ДЕЛАЛИ» Ин.13:12-15 (перевод с греческого).                Мы знаем, что это был последний вечер пребывания Иисуса Христа с учениками, и Он их учил, как это делать «должны» и они впредь, согласно, данного примера, в омовении ног и принятии Хлеба и Вина, сказав, «это творите в моё воспоминание»; ведь, это говорили и совершали одни и Те же уста, и одни и  Те же руки в одно, и то же время, а люди делают разделение, по своему произволу, изыскивая различные «причины» – лишь бы не повиноваться призыву Спасителя, и не смирить себя.                И ещё, участвуя  в служении Хлеба и Вина (Причастия), мы признаём и исполняем духовную часть, объясняя значение этого служения; и практическую, принимая Хлеб и вино; а в служении «омовении ног», мы практическую часть не признаём – правильно ли это? Точно так и в таинстве водного крещения мы соблюдаем  духовную часть, объясняя необходимость и значение этого действия, и практическую. А в служении омовения ног, Господь показал и исполнил духовную часть, объяснив словами значение этого служения; и сделал практическую часть этого служения – но она нами пренебрегается – такова действительность. Прости нас Боже!                Я, в своей небольшой практике, встретил этих «причин» около двух десятков, о чём и веду речь в книге «Великий пример любви».                Дальше брат Сергей пишет, что при омовении ног -  не было с ними ни одной женщины.                Ответ: Но и при служении «Хлеба и Вина», - «Причастии», также не присутствовали женщины и к этому положению «претензий» нет, и это правильно, ведь, читаем: «Нет уже: нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» («вы все одно – новый человек в Иисуса Христе» Н. П.) Гал.3:28. Поскольку верующие становятся едины друг с другом, сугубо человеческие различия теряют в их среде своё значение.                Читаем дальше - Об омовении ног говорит только Иоанн, но не слова не говорит (о Хлебе и Вине) о Преломлении.               – О Преломлении (о Хлебе и Вине) говорит Матфей, Марк и Лука, но они ни слова не упоминают об омовении.               Ответ: - Прежде всего, об этой ситуации надо спрашивать  Автора Священных Писаний, по воле Которого совершались  все  события и писались, и Евангелия; либо, когда придём в Вечность - спросить Апостолов.                Сергея Яковлевича смущает то обстоятельство, что об омовении ног пишет только Ап. Иоанн? Но мы твёрдо знаем, что при служении омовении ног Господом присутствовали все Апостолы, и никто из них этого не отрицает и не говорит, что то, что делал Господь Иисус - нет надобности повторять, и Учитель и Господь повторил  это действие двенадцать раз. После чего  спросил их: «знаете ли что я сделала вам», или для чего это Я вам сделал? И Сам же отвечает: «Итак, если Я умыл вам ноги, Я,  Господь и Учитель, - и вы должны друг другу умывать ноги. Ибо Я дал вам пример для того, чтобы, как Я сделал вам, и вы делали» Ин.13:14,15, перевод с греческого. Здесь речь идёт, именно, об омовении ног. Христос не говорит, что этим (омовением ног), Он показал пример делания добрых дел, хотя и это нужно, но, именно,  «вы должны умывать ноги друг другу» (Ин.13:14)  и показал это КАК СЛУЖЕНИЕ наряду с причастием; и описано рядом, и в том же составе («свои»), и в то же время («вовпемя вечери»), и в том же месте, и на это надобно обращать внимание своё, и слушателей.                И если  мы внимательно исследуем Писания, то должны заметить, что есть много моментов когда пишет об этом лишь один Апостол, к примеру: Поклонение пастухов, рождённому Иисусу – пишет только Ап. Лука 2:8:20; Первое чудо в Кане галилейской – пишет только Иоанн 2:1-11; Первое пасхальное путешествие Иисуса в Иерусалимский храм – пишет только Иоанн 2:13-22; Беседа Иисуса с Никодимом о его рождении свыше – пишет только  Иоанн 3:2-21; Беседа Христа с Самарянкою – пишет только Иоанн 4:1-42; Второе чудо в Кане галилейской. Сын царедворца – пишет только Иоанн 4:46-54; Исцеление при купальне «Вефезда» - пишет только Иоанн 5:1; Иисус удаляется для молитвы – пишет только Иоанн 6:15; Воскрешение Лазаря – пишет только Иоанн 1:1-44; Елены желают видеть Иисуса – пишет только Иоанн 12:20-36; Наглядный пример особой любви Иисуса в омовении ног Своим ученикам – пишет только Иоанн 13: 1-7; Новая заповедь о любви – пишет только Иоанн 13:34. И об этих перечисленных событиях написал только Ап. Иоанн, стало быть, по мнению брата Сергея  – этому ВЕРИТЬ НЕЛЬЗЯ, правильно ли это?                Да, и по большому счёту, читая Библию, мы видим, как относились настоящие великие мужи Божии к повелениям Господним, описанных в Писаниях, к примеру: Авраам, которому Бог повелел принести в жертву единственного, любимого сына, которого он ждал сто лет. Получив, такое тяжёлое указание от Бога, он не требовал повтора, а на следующий день, утром, повёл сына на место жертвоприношения.                Да и Ной, получив от Бога повеления строить ковчег, который он строил сто лет, не искал повтора от Бога. А нам трудно потратить 20-ть минут в месяц, дарованного нам от Бога времени, и передать любовь Христа собрату в омовении ног одному человеку, тогда, как наш Спаситель показал «Свою беспредельную любовь, на деле» (Н. П.); и умыл ноги 12-ти взрослым мужчинам, ходившим по пыльным дорогам!                Брат Сергей пишет ещё: 1 Тим. 5:10 . . . умывала ноги святым Откроем и это место: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесяти лет, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, УМЫВАЛА НОГИ СВЯТЫМ, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу». Дорогой брат, заметим одно важное обстоятельство, что Ап. Павел заостряет внимание молодого пастора Тимофея, при выборе достойных тружениц в его церкви, на многие условия: а), её положение: «шестидесяти лет, бывшая жена одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей»; и,  в т. ч. б)., - «…, принимала странников, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу» -  это она должна была делать всем, без различия; а, вот «омывать ноги» только «святым» - точно так, как это делал Иисус Христос: «явил делом», только «Своим» ученикам, омывая им ноги, слава Ему! (Ин.13:1-17). Я думаю, что Тимофей тщательно выполнял требования Ап. Павла и были таковые в его церкви, которые не соответствовали поставленным условиям, в т. ч. и не «омывали ноги святым» - как и в наше время.                И ещё заметим, что требования к вдовицам не меньше требований к служителям церкви – пресвитерам, диаконам.             Это пастырское послание к Тимофею Ап. Павел написал в 66-ом году после рождества Христова. Заметим тот факт, что Ап. Павел не присутствовал в последний вечер общения Христа с учениками, а об установлении служении омовении ног Христом -   он отлично знал. Вопрос – откуда он об этом знал, спустя 30 – ть, с лишним, лет? Ответ один – это служение практиковалось при жизни Апостолов. И Павел не отрицает его необходимость, как некоторые в наше время, а напоминает молодому служителю, на что надо обращать внимание при избрании достойных представителей церкви.                Ещё один интересный момент: Павел не пишет, что омывала ноги «по обычаю того времени» (есть такое «толкование»), а «святым» т. е. людям покаянным и  «омытым», – членам Церкви. И это наставление, точно, соответствует учению и действию Христа в служении омовении ног Своим ученикам, читаем: «явил делом, что, возлюбив СВОИХ живущих в мире; и начал умывать ноги ученикам Своим». Мыл ноги не всем подряд кто был в доме, ведь там был и хозяин дома, а только Своим ученикам; так и эти вдовицы мыли ноги не всем, а только «святым», о чём и напоминает Ап. Павел Тимофею.                Правда я слыхал ещё комментарии о том, что под выражением: «умывала ноги святым» надо понимать как, «оказание помощи бедствующим»  т. е. - странноприимство. Но, ведь в этом стихе подобное выражение «помогала бедствующим» уже есть, а для утверждения читаем ещё раз этот стих: «Известная по добрым делам, если она воспитала детей, ПРИНИМАЛА СТРАНИКОВ, умывала ноги святым, ПОМОГАЛА БЕДСТВУЮЩИМ» и т. д. Выходит, что Апостол дважды пишет одно и то же, но мы знаем, что им руководил Дух Святой – где ошибки исключены.                Читаем ещё, что брат Сергей пишет: Луки 7:44 « …Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла».                Ответ: Прежде всего, мы видим, что в доме фарисея Симона обычай омытия водой ног гостям, пришедшим в его дом, не соблюдался, о котором утверждают некоторые.  И Христос отметил это, сказав: «Я пришёл в дом твои, и ты води мне не дал», тем более, чтобы помыть ему (Христу) ноги. И ещё, здесь говорится о том, что эта женщина пришла не в свой дом (дом Симона) и нуждалась в том, чтобы Мессия простил «грехи ея многие». Соответственно и любовь её к Нему была очень большой. И, обращаясь к Симону (хозяину дома), Христос говорит: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ея многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи» Лук.7:44-48. Здесь не говорится о слугах, которые моют прихожим ноги.                Брат Сергей Яковлевич указывает ещё на Быт.18:4, «и принесут немного воды и омоют ваши ноги . . .»                Ответ: Дорогой брат давайте откроем это место и узнаем о чём здесь говорится: «И принесут немного воды, и омоют ваши ноги; и отдохните под сим деревом. А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдёте; так как вы идёте мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь».                И ещё,  Апостол Павел об этом моменте учит так: «СТРАННОЛЮБИЯ не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали ГОСТЕПРИИМСТВО Ангелам» Евр.13:2.    Павел это действия Авраама называет – страннолюбием (гостеприимством). И ещё прочтём, уже знакомое, место: «Известная по добрым делам, если она воспитала детей, ПРИНИМАЛА СТРАННИКОВ, УМЫВАЛА НОГИ СВЯТЫМ, помогала бедствующим и была усердна  ко всякому доброму делу» 1Тим.5:10. Здесь, мы видим, что Павел видит разницу между действием Авраама - принимать странников (иметь «страннолюбие») и умывать ноги, именно, «святым». Да, и в самом деле, давайте поразмыслим и мы над этим: Авраам странников накормил, омыл ноги, дал возможность отдохнуть. А, «избираемая вдовица» в церкви Тимофея мыла только ноги, и, при том, только тем, которых в церкви, считали «святыми» - разве это одно и то же? Да и наш Господь, и Учитель так же «явил делом, что, возлюбив СВОИХ живущих в мире, до конца возлюбил их. . . и начал УМЫВАТЬ НОГИ ученикам», говоря, «омытому НУЖНО только НОГИ УМЫТЬ» Ин.13:1-10. – Всё сходится как должно, Слава Богу!                И ещё, брат Сергей Яковлевич, предлагает место: Быт.19:2, «. . . и умойте ноги ваши ..»                Ответ: Обратим внимание и на это место: «И сказал (Лот): государи мои! Зайдите в дом раба вашего, и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру, и пойдёте в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему, и пришли в дом его. Он сделал им угощение, и испёк пресные хлебы; и они ели» (Быт.19:2,3). Как видим, действия Лота идентичны действиям Авраама. И, вполне возможно, что Ап. Павел дал определения в Евр.13:2, и этому месту, назвав его «страннолюбием», ведь Лот гостей накормил, дал воды омыть им свои ноги, и предоставил им ночлег, правда, ноги свои они мыли сами («умойте ноги ваши»). Уже есть существенное несоответствие для понятия разбираемому нами вопросу.                Брат, Сергей Яковлевич, продолжает: У евреев был обычай – пришедшим в дом – омывать ноги (знак уважения) – обычно к гостям приставляли раба и он мыл гостям ноги – конец цитаты.                Ответ: Я, лично,  в Израиле не был, а те, кто был,  об этом, молчат. Но, вполне возможно, что в дни пребывания Христа на земле в Иудеи, это практиковалось. И этот обычай стоит подражанию и нам. Примем этот обычай за «чистую монету». Договорились? Но если этот обычай у евреев соблюдался, и об этом пишет Сергей Яковлевич, то, по приходу Христа с учениками в дом богатого израильтянина; а они были уважаемыми гостями, да ещё в такой великий Праздник; ведь, им хозяин приготовил «горницу устланную, приготовленную»; и при входе, слуги должны им всем омыть ноги. И это должно было, обязательно, случиться. Тогда почему Христос мыл ноги Своим ученикам вторично, нарушая существующий обычай???                Ответ один: Христос пришёл с небес исполнять не «обычай» того времени, а волю Отца Небесного и мы должны это себе уяснить: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшаго Меня и совершить дело Его» Ин.4:34.                А те, которые утверждают, что Спаситель подражал «обычаю» того времени – унижают нашего Господа, а своё «непослушание» - оправдывают, успокаивая свою совесть. И смешивают омовение ног, проповеданное Самим Господом со «страннолюбием» - о чём мы уже убедились, разбирая место 1Тим.10, где Апостол Павел эти два действия поместил в одном стихе, читаем: – «принимала странников, умывала ноги святым».  Ап. Павел называет вещи своими именами: омовение ног – омовением ног, а страннолюбие – страннолюбием. И, что касается мотива действия исполнения омовения ног, то  раб делает это «по долгу», а Господь делал это из-за  любви к Своим ученикам «возлюбив Своих»; «любил беспредельно, и показал это делом» (Современный перевод). Иначе Иоанн написал бы: «явил делом, по обычаю того времени». Этим действием руководит не обычай, который пред Богом «ничто», а любовь и выражения  послушании Богу – Иисусу Христу.                Дальше Сергей Яковлевич пишет: А Христос унизился перед учениками до раба, - и показал на деле свою любовь к ним: «если Я Господь и Учитель омыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» т. е. не считать унизительным преклониться пред другими, будучи столпами Церкви, - конец цитаты.                Ответ: Дорогой брат, но мы с Вами, не будем давать отчёт перед Богом – Христом за поведение «столпов» церкви, а за себя лично и наше потомство, тем более, если знаем, а не исполняем, и, тем более что исполняли! – извини, но это - любя.                Дальше уважаемый брат пишет: Ученики перед омовением «шли дорогою и спорили, кто  из них больший . .». И Христос учил их: Мат.20:26,27: . . Кто хочет быть у вас большим – да будет вам слугою . . быть первым, да будет вам рабом . . но это слова, а во время омовения  - . . .встал с вечери, . . и явил делом . . умыл ноги .                Ответ: Дорогой Сергей Яковлевич, я знаю что, для того чтобы понять правильно смысл разбираемого места Писания, надо читателю, прежде всего соблюдать порядок действий, о котором я писал в моём очерке «Добрый совет», но Вы, я вижу, отбросили всё, - а напрасно. Но мы сейчас, постараемся, кое-что исправить. Читаем указанные Вами места: «Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» Мф.20:26,27. Ведь, в разговоре между учениками речь шла в тот момент, о превосходстве учеников друг над другом в царстве Миссии по служебной лестнице в будущем; и Христос дал ясный ответ по этому вопросу и это было задолго до того, последнего вечера, когда он показал Свою «любовь на деле» иным способом, и только Своим ученикам, и никому больше; ведь в доме, в тот вечер был и хозяин дома!                И ещё Сергеем Яковлевичем указано: Лук.22:24-27, где написано: «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но, кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий».                Ответ: По этому вопросу Христос объясняет, что: цари господствуют  над народами (подразумевая, над язычниками). Но последователи  Мессии не могут в своих мыслях исходить из этого, т. е. - господства. Ученикам же должно подражать своему Учителю. И в конце – концов, они удостоятся в Царстве Его  почётных мест, потому что пребыли с Ним в напастях Его (стих 28). Последователи Христа станут участниками «трапезы Его в Царстве», они сядут на престолах судить двенадцать колен Израилевых».                С прочитанных мест мы видим, что, на вопрос: кто из них больше, Христос даёт ясные, определённые ответы так, что встречных вопросов у учеников не было.                А Апостол Иоанн не касается вопроса – «кто из учеников должен считаться большим». Почему? Ведь: 1. Христос отвечал сейчас же на него, где он был поднят и кем, и мы в этом убедились.                2. Не может быть такого явления, что один Апостол записал интересующий вопрос, к примеру, спор учеников – кто из них больше, а ответ писал другой Апостол; т. е., вопрос писали Матфей и Лука, а объяснял этот вопрос Иоанн в омовением ног – ведь так объясняют те, кто старается не признать физическое омовение ног друг другу в Церкви, как служение.                3. И, если обратить внимание на время написания Евангелий, то Апостолы Матфей, Марк, Лука писали в пределах 60-70-ых годов, а Апостол Иоанн писал в пределах 85-95-м году,        поэтому, задавать вопрос в одном Евангелии, а ответ давать в другом, написанном на десятки лет позже и другим Апостолом, крайне, неприемлемо и это неоспоримый факт.                Сергей Яковлевич пишет следующее: Показал пример унижения и практического служения – часть цитаты.                Ответ: Брат, по-видимому, имеет в виду, действия Иисуса Христа в омовении ног.  Но это определения чисто человеческие и, притом, предвзятые, и оно не подтверждено Писанием, а Дух Святой назвал это действия Спасителя: новое проявление любви, в особой форме: «ЯВИЛ ДЕЛОМ, ЧТО, ВОЗЛЮБИВ СВОИХ ЖИВУЩИХ В МИРЕ, ДО КОНЦА ВОЗЛЮБИЛ ИХ». Или читаем: «Он любил Своих учеников, которые оставались в этом мире, любил беспредельно, и показал это на деле» (С.П.) Ин.13:1. 1. Слово «явил делом», говорит, что это Он сделал  впервые в теперешний час и одним делом, который исполнил двенадцать раз и только Своим!                2. Почему сделал? Потому, что возлюбил Своих живущих в мире («любил беспредельно, и показал это делом» С. П.).                3. Кому сделал? Только «Своим» т. е. Своим ученикам – никому больше – ведь в доме были и хозяин дома, и слуги.          И тут нечего мудрить – всё ясно! И это, впервые совершённое действие, Христос назвал:  «НОВОЙ ЗАПОВЕДЬЮ, хотим ли мы этого или не хотим. О чём Он говорил раньше: «Ибо Я говорю не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» Ин. 12:49. Какую? «Заповедь Новую ДАЮ (в этот момент и стоит в настоящем времени). Заметим, не говорится: «дал», или «дам», а «ДАЮ» ныне в этот последний вечер пребывания Моего с вами. Читая об этой заповеди: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я ВОЗЛЮБИЛ вас, так и вы да любите друг друга».  Мы видим, что слово «возлюбил» стоит в прошедшем времени, следовательно, это «дело» проявление Его любви в омытии ученикам их ног, было раньше по сравнению со временем, когда Спаситель эту «новую заповедь» озвучил, т. е. омовение ног только Своим ученикам. Христос назвал это Своё действие «новой заповедью» и заповедал делать это своим ученикам, сказав: «вы должны».                И ещё Сергей Яковлевич пишет: Во время омовения ног Христос показал пример унижения и практического служения,                К большому сожалению, эта мысль - плод человеческого умозаключения и не подтверждённая местами Писания, а Апостол Иоанн написал ясно и понятно: «ИИСУС, ЯВИЛ ДЕЛОМ, что ВОЗЛЮБИВ Своих» («любил беспредельно, и показал это делом» С. П.- говорится о любви, а не об «унижении и практическом служении». Безусловно, если есть дерзновение и право, то эти слова можно вычеркнуть, а написать своё мнение: «Во время омовения ног Христос показал пример унижения и практического служения». - Но Ап. Иоанн, будучи движимый Духом Святым, написал в своём Евангелии, что Спаситель «явил делом Свою беспредельную любовь к Своим ученикам» и, пока, никому не пришло в голову исправлять написанное.
      Но мы давайте, сначала, уточним: что обозначает слово «пример»? (Пример: это образец, чему или кому должно следовать, подражать. Тебе дан пример, по нему и работай. Покажи ему пример, как владеть пикой. В. И. Даль. Том 4, стр.427).  И Христос сказал: «Ибо Я дал вам ПРИМЕР ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ, КАК Я СДЕЛАЛ ВАМ, ВЫ ДЕЛАЛИ» Ин.13:15 (перевод с греческого).                Да и мысль  об унижении Христа мы  находим в Евангелии в таком плане:                1. «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который НЕМНОГО БЫЛ  УНИЖЕН ПРЕД АНГЕЛАМИ, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех». («Иисус на короткое время был поставлен ниже ангелов» - Современный Перевод) Евр.2:9. Апостол Павел пишет, что Иисус Христос был унижен пред Ангелами, но не пред человеками. И читаем ещё Ин.2:15: «И сделав бич (Христос) из верёвки, выгнал из храма всех, так же и овец и волов и деньги у меновщиков разсыпал, а столы их опрокинул». И ещё: «Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?» Ин.18:23. Разве тут описано «унижение» Христа перед людьми??                Но Христос  смирил себя до положения простого человека, будучи в человеческой плоти о чём, читаем: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу», Обладая всеми правами Божества, но на время пребывания в человеческом теле отказался от них. В своём самоунижении Христос «принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. Смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». А самоунижение Христа произошло не только в Его рождении (т. е. воплощении, в результате которого Он стал Богочеловеком), но и в Его смерти, которая была не только на редкость  мучительной, но и позорной по своему характеру, эта крестная смерть; ею казнили тех, кто не являлся гражданами Рима и были наихудшими преступниками. И о результатах этого смирения и покорности, читаем: «Поэтому и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы  пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» Фил.2:6-11. Вот суть и результат смирения Христа!  Но в Своих действиях Бог почтил и вознёс Того, Кого люди унизили и отвергли. Слова Ему за это!                А в омовении ног ученикам проявлена особая ЛЮБОВЬ Спасителя к СВОИМ УЧЕНИКАМ, подтверждённая Писанием: «явил делом, что, ВОЗЛЮБИВ Своих живущих в мире»; «Он ЛЮБИЛ Своих учеников, которые оставались жить в этом мире, ЛЮБИЛ БЕСПРЕДЕЛЬНО, И ПОКАЗАЛ ЭТО ДЕЛОМ» - Современный перевод (Ин. 13:1-17),  и утверждённая Христом как «Новая Заповедь» (стих34).  Участвуя в этом служении, мы, «идя по следам Его», как Его подлинные ученики покорны Его Слову, переносим «пример» Его любви своим собратьям. И, в лице собратьев, мы показываем наше отношение к исполнению Его слова и к Нему, лично, в этом плане. «Итак, постараемся войти в покой этот, чтобы кто по тому же примеру не впал в непослушание» Евр.4:11.                - «Но это не была заповедь – а пример, о котором больше нигде в Писаниях не упоминается» – делает заключение для себя Сергей Яковлевич.                Ответ: Но этот «пример» напоминался в апостольское время, о чём мы уже говорили выше (Ин.13; 1Кор.11:34; 1Тим.5:10), значит, о нём не забыли, и продолжает упоминаться, и исполняться и в наше время теми, кто не считает себя выше своего Учителя и Господа, и не хочет потерять «блаженства», и «часть» со своим Спасителем.                Вспомним  ещё слова Христа: «А входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому этому» (Мф: 10:12); и мы больше не встречаем повтора этих слов в Писаниях, но христиане исполняют это слово Христа и до наших дней. И, слава Богу за такое послушание словам Христа Его последователей.                Дальше Сергей Яковлевич пишет: - Да в Ветхом завете была заповедь; любить ближнего твоего как самого себя, и ненавидь врага.  – Христос дал заповедь новую – любить врагов и …любите друг друга как Я, … т. е. до смерти. А себя мы иногда можем даже ненавидеть. Поэтому нужна была новая заповедь  любви.                Ответ: Так решил для себя уважаемый брат, но Иисус, внося указанные изменения, не назвал это «новой заповедью» о чём и, читаем: «Вы слышали, что сказано: люби ближняго твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающим вас, благословляйте ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:43-44).                Но  в последний вечер пребывания в тесном общении со своими учениками, после, исключительно нового проявления Своей «беспредельной» (С. П.) любви к Своим ученикам в омытии им  ног, впервые, называет это действие «Новой заповедью», чему все мы свидетели. Я знаю, что если я буду стараться поступать, как поступал мой Спаситель – то не ошибусь, и не буду жалеть в Вечности.                Заповедь, это повеление, приказание, наказ, нерушимое наставление, В. И. Даль. Том 4, стр. 618.                Уважаемый брат, Сергей Яковлевич, продолжает: и 2-е и 3-е послание Иоанна было написано лично, и нигде Церковь не называется госпожой. Впервые это слышу от вас.             Ответ: 1. Я пользуюсь Библией Б. Геце, где в 2 Ион.1:5, читаем: «И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь, предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга». И, читая первую главу, я заметил, что перед стихом 4 стоит подотдел, который гласит: «Церковь должна пребывать в истине и любви» (прощу убедиться лично). И в толкованиях существует предположение, что слова  «избранной госпоже» относились к какой-то конкретной церкви (своего рода литературный приём), а слова «дети её» - к членам этой церкви. Примеров такой персонификации, когда народы (страны) или города уподобляются женщине (ср. с «дочерью Сиона) в Библии немало, а церковь часто уподобляется на её страницах невесте Христа. Такое предположение подтверждается и тем, что после 5-го стиха местоимения, употребляемые автором, ставятся им не в единственном, а во множественном числе («мы», «нам», «вам»). Да и вообще содержание послания говорит о том, что оно адресовано общине, а не одному человеку.                Прошу предоставить иное толкование. С глубоким уважением Станислав Витюков.
http://www.proza.ru/avtor/svitjukov