Факты биографии. Обыкновенное чудо

Анна Сабаева
                Посвящается моему сыну Станиславу, а также всем женщинам-матерям…
            




Главным событием моей жизни в 1982 году было рождение сына.  Помню этот весенний мартовский день до мельчайших подробностей…
               Последние месяцы беременности были тяжелыми. Кроме того, еще не родившийся малыш решил вдруг незадолго до рождения сразу показать свой характер и перевернулся ножками вниз (что в медицинской терминологии называется “ягодичным предлежанием”* ). Настоятельным рекомендациям врачей лечь в больницу “на сохранение” ** я долго сопротивлялась, но в конце-концов  пришлось сдаться… Пролежав неделю в больнице, к выходным не выдержала и сбежала домой пятничным вечером. Проснувшись утром в субботу, почувствовала неладное.  Присела на кровати: да, вот оно! “Cела в лужу” – и в прямом, и в переносном смысле этого выражения. Воды отошли…  Предстояло рожать “на сухую”* **…
               Муж засуетился, вызвал “Скорую”, меня срочно водворили на место,  в роддом, – но на этот раз уже в предродовое отделение.  Быстро провели все полагающиеся процедуры и поместили  в “кричалку” – предродовую палату. Там уже, кроме меня, была одна женщина, которая жалобно стонала и вздыхала.  Вздохи периодически переходили в крики, а потом в душераздирающие вопли.  До этого я слышала, как женщины в роддоме рассказывали историю о том, как один из мужей, узнав, что жена вместо обещанного мальчика родила девочку (УЗИ тогда, в 1982г, до родов еще не делали, и пол ребенка можно было узнать только после рождения), не захотел ее навещать и встречать из роддома. Заведующий родильным отделением  вызвал его для беседы и в воспитательных целях посадил на пару часов возле “кричалки”:  медсестра сказала мужчине, что главврача срочно вызвали по делам и попросила подождать. Просидев около часа возле “кричалки”, мужчина в шоковом состоянии помчался к жене и после этого уже никогда не заикался о том, что она не оправдала его ожиданий (по этому поводу вспомнился анекдот о том, как жена в роддоме родила девочку, а ее муж пришел к главврачу с претензией, что ему обещали сына.  На слова главврача о том, что это зависит только от природы, а не от него, спросил – “А у вас есть дети?” . “Да”  – ответил главврач. “А кто – мальчики или девочки?”.  “Мальчики” – ответил тот. “Ну, вот, так и есть!” - возмутился новоиспеченный папаша. “Себе так самое лучшее, а нам так что останется!”). Да, правду говорят, что анекдоты из жизни берутся…
               В “кричалку” попасть было страшно – но деваться было некуда, все роженицы должны были пройти через эту предродовую палату.  Я спокойно улеглась на кровати, от нечего делать стала оглядывать окружающую обстановку: ну, обычная палата, кровати, окна, стол, стулья – все как всегда в больнице. Ощущений никаких, ничего не болело, даже тяжесть, которую я чувствовала последние дни, прошла. “И чего она так орет-то, как подстреленная, от страха, что ли? ” – думала я про свою соседку. “Я ведь вообще ничего не чувствую!”. 
                Дежурный врач сидел за стеклянной дверью и невозмутимо разговаривал по телефону со своей женой или девушкой:  “Да, милая, скоро смена закончится. Куда сегодня пойдем – в кафе или кино?”. Казалось, никакого внимания на нас он не обращал, занятый приятным разговором со своей подругой.
               Соседка продолжала издавать те же самые звуки с той же периодичностью, как и прежде:  слабый стон, постепенно усиливающийся до крика, переходящего в вопль. В промежутках между криками и воплями она стала вставлять фразу: “За что? Господи, ну, ЗА ЧТО?!?  ЗА ЧТО ЖЕ ВСЕ ЭТО?!?!”.
               Не отрываясь от телефонной трубки и не поворачивая головы в нашу сторону, врач вдруг прервал свой разговор и ответил: ”ЗА ЛЮБОВЬ, ДЕВОЧКА, ЗА ЛЮБОВЬ!” – и закончил недосказанную в разговоре со своей девушкой фразу: “Так значит, любимая, встречаемся в семь часов у кинотеатра “Спутник” ”.
               Пришла медсестра и сделала мне укол – так называемую  “стимуляцию”****.  Прошло немного времени и…  Обычно при родах схватки начинаются постепенно: сначала слабенькие и редкие, потом более частые и сильные и в конце – настоящие, очень сильные, продолжительные и болезненные, повторяющиеся через  каждые 3-4 минуты. У меня (из-за раннего  отхода вод) первые два этапа были пропущены – и вот теперь пришлось “наверстывать упущенное”:  как я сейчас понимала свою соседку (которая к этому времени уже находилась в родовом зале)!  Мое положение оказалось еще хуже, чем у нее:   несколько часов я находилась в предродовой палате без признаков схваток и боли  и недоумевала по поводу ее непонятного (для меня) поведения.  Бдительность моя притупилась. Но теперь, когда у меня резко, без предыстории, начался последний этап родов, я поняла,  что происходило с моей соседкой в эти несколько часов…  Вот она, расплата за любовь! Или за первородный грех Евы? Где-то читала: “В Библии, конечно, все объяснено: так решил Создатель. В наказание. Но это — с нравственной точки зрения. А с анатомической? Почему все-таки приходится новорожденному пробиваться на свет с такими титаническими усилиями? Понятное дело, — скажет любой, — потому, что слишком большая головка младенца с трудом проходит через родовой канал. Верно. Почему же младенец столь башковит? Почему его головка столь непропорционально велика? Потому что черепу предстоит вместить слишком большой мозг. Почему мозг «в одночасье» увеличился по объему примерно вдвое (и это случилось 300 тысяч лет назад), а родовой канал не изменился? Потому, что для расширения таза пришлось бы радикально менять и весь скелет. Но тогда женщина не смогла бы ходить на своих двоих. Ей пришлось бы снова опуститься на четвереньки, т. е. вернуться по эволюционной лестнице назад и вниз… ”.  Ой, я готова назад и вниз, только чтобы не было так больно!  А-А-А-А-А!!!
               ...Все в результате закончилось благополучно, и мы с маленьким сыночком вернулись домой. Своевольный характер, который он показал еще до родов, находясь в утробе матери (то есть моей), не изменился.  У каждой матери с рождением и взрослением своих детей связано немало занимательных историй. Вот несколько случаев из нашей жизни.
               Около входа в сочинский парк "Ривьера" стоит мозаичное панно, на котором изображен профиль В.И.Ленина (панно настолько вписалось в ландшафт парка, что его никто уже и не замечает – именно поэтому оно, наверное, до сих пор там сохранилось). В ожидании первого произнесенного слова бабушка, дедушка, папа и мама наперебой пытались научить ребенка именно своему определению. Скажи "баба!" – начинала бабушка."Нет, деда!" – вторил дедушка. "Папа-папа!" – включался муж. "Мама" – твердо говорила я и с надеждой смотрела на сына. Как-то, прогуливаясь всем семейством по парку, мы подошли к главному входу, и тут маленький Стас, повернувшись к суровому профилю вождя и махнув в его сторону рукой, вдруг сказал: "Лянин!" (именно так, через "я"). Это и было его первое слово. Мы переглянулись – немая сцена...   
              Когда сыну было чуть больше двух, на семейное торжество собрались наши друзья. Я привстала, чтобы чокнуться со всеми бокалом шампанского,... и через секунду очутилась на полу, причем шампанское от неожиданности падения даже не разлилось! Маленький Стасик стоял в углу со стулом, который он успел вытащить из-под меня, пока я “чокалась”. “Мама пала”, – сказал он. До сих пор не знаю, как это тогда пришло ему в голову...
                Как-то раз мы ехали в автобусе, и маленький Стасик вдруг на весь автобус запел: “Казаки, казаки, едут-едут по Берлину наши казаки”, чем очень развеселил окружающих. Репертуар песен военных лет был у него в детстве почему-то самым любимым. Наверное, от деда…
               Для каждой матери ее ребенок – самый красивый, самый умный, самый любимый, самый – самый – самый…  И, думаю, все матери мира  со мной согласятся, что рождение ребенка – это самое настоящее ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО.

Я помню это до сих пор.
В роддоме – белая палата.
На стенах отблески заката
Плели причудливый узор…
Я помню это до сих пор.

Раздался детский плач и крик,
И сердце радостно заныло,
Дыхание перехватило,
Когда в прекрасный добрый миг
Раздался детский плач и крик…

Мне сына сразу показали,
Врачи и сестры поздравляли,
А я их слушала едва ли –
Поверить не могла вначале,
Когда мне сына показали…

Подумать, счастье-то какое!
Ведь этот маленький комочек –
Новорожденный мой сыночек,
И нас теперь не двое – трое!
Подумать, счастье-то какое!

Как это чудо происходит?
Возможно ль до конца понять,
Как новый человек приходит
В наш мир? Кто может точно знать,
КАК это чудо происходит?

В тот светлый благодатный час
Вдруг совершилось это чудо,
Необъяснимо, “ниоткуда”,
Будь счастлив, сын, любимый Стас!
В твой светлый благодатный час…



На фото: панно "В.И Ленин" в парке Ривьера г. Сочи (глядя на которое маленький сын произнес свое первое слово "Лянин")



* ”ягодичное предлежание” – это случай, когда ребенок располагается в матке не вниз головкой, а ягодицами или ягодицами с ножками.
** если у женщины есть проблемы во время беременности, возникает так называемая “угроза выкидыша”  и ее кладут в больницу “на сохранение”, помогая специальными препаратами убрать угрозу прерывания беременности.
*** рожать “на сухую” - это значит, что у роженицы околоплодные воды отошли преждевременно, до начала родовых схваток (является одним из осложнений беременности). 
 **** ”стимуляция” -  это искусственное вызывание родов, показанием для которой является в том числе и преждевременное отхождение околоплодных вод.