Разбор по Иак. 1, 01-12

Рыжов Александр Геннадьевич
Иакова 1:
1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться.
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
10 а богатый - унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

1 Петра 1:
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому,
4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас,
5 силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.
6 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений,
7 дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,
8 Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною,
9 достигая наконец верою вашею спасения душ.

Евреям 10:
32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;
34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.

Евреям 11:
24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

1. Все четыре текста изначально адресованы евреям, уверовавшим в Иисуса Христа (на момент написания посланий Иакова и 1 Петра - а эти послания были написаны в числе первых - они испытывали гонения, послание Евреям говорит о "великом подвиге страданий" как о свершившимся факте, предлагая его вспомнить и извлечь определенный урок). В данном тексте речь идет об искушениях не как о приглашении к греху, обольщении и соблазне, а в более широком смысле - как о проблемах, трудностях и любого рода страданиях, призванных испытать и очистить характер христианина /Jamieson, R., Fausset, A. R., & Brown, D. (1997). Commentary Critical and Explanatory on the Whole Bible. Oak Harbor, WA: Logos Research Systems, Inc./. Послание Иакова написано первым или в числе первых прочих новозаветных посланий. Оно адресовано евреям, которые рассеялись после начавшихся в Иерусалиме гонений. Вот эти самые гонения (а также прочие "различные искушения" Иаков и предлагает им принимать с "великой радостью".

Из комментария Баркли: Иаков никогда не внушал своим читателям мысли о том, что христианство - это легкий путь. Он предупреждал христиан, что их ждут различные искушения: в греческом это слово "пейрасмос", значение которого мы должны хорошо понять, чтобы осознать суть христианской жизни. Греческое пейрасмос - это не искушение в прямом смысле этого слова - это испытание; испытание с определенной целью, которая заключается в том, чтобы испытуемый стал после испытания более сильным и чистым. Соответствующий глагол пейрацейн, который сейчас чаще переводят как испытывать, имеет такое же значение и сводится не к искушению и введению в соблазн и грех, а к укреплению и очищению человека. Так, например, греки говорили, что птенец испытывает (пейрацейн) свои крылья.

2. Во всех четырех текстах упоминается о радости в искушениях, о терпении, о вере, о спасении (или венце жизни). Последовательность и взаимосвязь в цепочке такова: искушение - испытание веры - спасение и венец жизни. Согласно приведенным текстам, нормальная и здоровая реакция христианина на искушение - радость. Соответственно, уныние и огорчение от искушения - реакция нездоровая и опасная. Чтобы перенести искушение правильно, необходимо терпение.

3. Человек, который в момент или период искушения не имеет радости, более вероятно не перенесет искушения. В качестве хрестоматийного примера можно вспомнить Корея, который выбрал для мятежа период, когда евреи были удручены после неудачной попытки захвата земли обетованной. Момент Корей выбрал самый подходящий. В позапрошлой главе описано стенание и подавленность народа по поводу слов Господа о том, что Он не впустит их сейчас в землю обетованную, и им предстоит 40 лет скитаний. Корей понимает, что состояние душевной угнетенности - самый подходящий момент для бунта. Отчаяние приводит к проступкам, к которым не приводят и самые греховные желания. Вот почему нам заповедано пребывать в радости, которая отдаляет от греха.

4. Ученик, который любит предмет и учителя, радуется уроку, даже такому, на котором проводится контрольная работа. Представим ситуацию: учитель заходит в класс и говорит: "Сегодня у вас будет контрольная работа". Есть два варианта реакции учеников. Обычный вариант: вздох уныния и разочарования. Необычный вариант: радостное восклицание с предвкушением приятного. Что первый, что второй вариант реакции - очень много могут сказать об этих учениках. Кстати, учеников, которые рады контрольной работе, можно разделить на две категории. Первые рады тому, что могут сейчас себя показать, вторые тому, что могут показать, что учитель работал не зря. Согласно словам Иакова (1:2-3, 12) и Петра (1:6-7), а Павел (если это он написал послание Евреям) эту мысль подспудно подтверждает (38-39), искушение представляет собой испытание веры или "контрольную работу". Наша реакция на искушения очень много о нас говорит. Хорошо, чтобы она свидетельствовала о нашей любви к Учителю (1Пет.1:7-8).

5. Другая аналогия. Процитирую рава Р.Пятигорского (который, в свою очередь, цитирует З.Плискина). "Когда серьезный спортсмен ставит перед собой трудную задачу и выполняет ее, показывая высокий результат, он гордится своим достижением – и рад ему. Военный стратег хочет разбить на поле боя сильного противника. Победа доставляет ему радость и удовольствие от хорошо выполненной задачи. Ему не нужны легкие противники, он хочет одолеть сильных. Аналогично: когда мы чувствуем настоящую любовь к другому человеку, наша радость будет сильнее и чище, если удастся выразить любовь в наиболее полной мере. Мы не ищем "облегченной" любви – нам нужна любовь высокая и истинная. И еще. Мы не согласны на легкую, ни к чему не обязывающую дружбу. Дружить с легкими людьми – в чем здесь наша заслуга? Радость от дружеских отношений в том и состоит, что мы не отступаем перед препятствиями, не опускаем руки из-за обстоятельств, которые нашей дружбе мешают. Нет, мы эти препятствия обращаем себе на пользу, укрепив и упрочив дружбу. В конце концов с радостью скажем: наше чувство к этому человеку только окрепло. Такое явление хорошо знакомо всякому, кто любит Тору и ее заповеди. То же самое, когда еврей ощущает сильную любовь к Всевышнему: чем больше препятствий возникает на его пути, когда он пытается служить Ему, тем больше радости он испытывает при их преодолении. Не отступить перед преградой – это и называется – показать Всевышнему свою любовь.
Вывод. Как только мы столкнемся в своей жизни с любым препятствием, которое мешает выразить нашу любовь к другу/подруге, жене/мужу, родителям/детям, заповеди/Торе, миру/Всевышнему – мы будем знать, что препятствие пришло не помешать, а наоборот, оно пришло помочь нам проявить любовь в еще большей степени, укрепить ее и поднять на новый уровень.
Любой препон на этом подъеме – помощь с неба. Ибо только преграда, будучи преодоленной, награждает нас радостью победы".

6. Одна из целей искушения: помочь человеку придти в состояние, когда он будет "совершенным во всей полноте, без всякого недостатка" (Иак.1:4). А это является причиной для радости. Филип Шафф пишет во втором томе "Истории христианской церкви", посвященном доникейскому христианству: "Как война выявляет героические качества в людях, так и гонения помогали христианам вырабатывать терпение, смирение, устояние и доказывать силу веры, побеждающей мир" (с.37). Искушение может выявить и помочь нам выработать в себе "героические качества".

7. Для христиан должно быть свойственно умение смотреть вперед. В упомянутой выше цепочке (искушение - испытание веры - спасение и венец жизни) через звено от искушения идет спасение и венец жизни. Это огромная причина для радости. Тот, кто не умеет смотреть вперед, радостным в искушении не будет.

8. Итак, радоваться сложной ситуации и проблеме как таковой противоестественно и ненормально. В искушении христианин радуется возможности возрасти в вере, приблизиться к Богу и людям, избавиться от отрицательных черт характера и будущему воздаянию.

===

Стих второй говорит о том, как правильно воспринимать искушение - с радостью. Как проходить искушение? Иаков предлагает на этом пути пройти через три этапа или ступени:

1. Приняв его с радостью.
2. Зная, что испытание веры производит терпение.
3. Обращаясь к Богу с просьбой о мудрости.

Итак, три ключевых слова, важных для преодоления искушения - радость, терпение, мудрость. О радости мы уже рассуждали. Обратимся к понятию "терпения".

Терпение

Что такое терпение? Откуда оно берется в человеке?

Точнее употребленное в Иак.1 греческое слово можно перевести как "стойкость, постоянство, выносливость". Для того, чтобы лучше проследить логическую связь, обратимся к другим переводам: "зная, что ваша вера, пройдя через испытание, порождает терпение" (Современный перевод); "Ведь вы знаете, что испытания, которым подвергается ваша вера, вырабатывают у вас стойкость" (перевод Кузнецовой); "wisset, da; euer Glaube, wenn er rechtschaffen ist, Geduld wirkt" (перевод Лютера, ред. 1912). Таким образом, смысл заключается в следующем: правильное прохождение испытания вырабатывает в человеке стойкость. Другая формулировка той же мысли: испытанная вера порождает, вырабатывает, развивает в человеке стойкость. Это подтверждается цепочкой, приведенной Петром в 2Пет.1:5-7: прилагая все старание, верующие показывают в вере ... терпение или стойкость (пропустил несколько звеньев). Т.е. стойкость является производным от веры. Когда человек познает истину Слова Божьего и в нем появляется вера, запускается целая цепочка последствий, описанная Петром. Однако она запускается не автоматически, без участия человека: "...прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей...". Попутная мысль: заканчивается цепочка звеном "любовь". Если все звенья взаимосвязаны, выходит, любовь без выносливости невозможна. Как раз это и наблюдается на практике.

Как терпение растет?

Терпение (стойкость, постоянство, выносливость) растет при перенесении нагрузок. Напрашивается аналогия с мышцами человека: при бездействии они атрофируются, при активной работе и упражнении укрепляются, хотя при больших нагрузках они могут болеть.

Какой (конечный) результат терпения?

Совершенство во всей полноте, без всякого недостатка.

Найдите общее в учении Павла и Иакова о вере (Иак.1:1-4; Рим.6:1-16)

Общее, что есть в учении о вере у Павла и Иакова, это то, что вера начинается с знания. Распространено убеждение, что вера и знание являются двумя противоположностями, но оно неверно. Истинная вера начинается с истинного знания.

Даются ли нам вера, терпение и т.п. в готовом виде?

Интересно, что то, что нам нужно для спасения, не дается нам в готовом виде, а вырабатывается с помощью чего-то. Вера зарождается и растет от понимания истины. Стойкость и неотступность зарождаются и растут при прохождении трудностей. И т.п. Это подобно вырабатыванию кислорода растением в процессе фотосинтеза под воздействием солнца из углекислого газа и воды.

В знаменитом учении о неотступности святых сказано, что стойкость святых не зависит от их воли. Вот, например, как эта мысль выражена в ВЕСТМИНСТЕРСКОМ ИСПОВЕДАНИИ ВЕРЫ (1648 год): "Неотступность святых зависит не от их собственной воли, но от неизменного установления избрания, проистекающего из свободной и неизменной любви Бога Отца, зиждется на действенности заслуги и ходатайства Иисуса Христа, непреложности Духа, семени Божия в них, и от природы завета благодати, из чего происходит также ее несомненность и непогрешимость" (Глава 17, пункт 2). В связи с этим у меня возникает вопрос: как это согласовать с текстами, которые говорят о стойкости, как о личном качестве, присущем христианину? В 2Пет.1:5-7 стойкость (или терпение) называется качеством, которое надо показать в вере своей. В Лук.21:19, От.2:2 и 19 стойкость (или терпение) названо качеством "своим" для его обладателя. В Рим.2:7 стойкость (или постоянство) названо качеством, с помощью которого верующие "ищут славы, чести и бессмертия". Наконец, в Иак.1:3 сказано о процессе зарождения ("произведения") и роста стойкости (или терпения): "испытание вашей веры производит терпение". Смысл этой фразы в следующем: при правильном прохождении искушения или испытания в человеке "производится" терпение, а под греческим словом "терпение" подразумевается спектр значений "стойкость, постоянство, выносливость". Уже один этот текст побуждает меня задуматься об истинности утверждения о том, что "неотступность святых зависит не от их собственной воли, но от...". Так зависит от человека его стойкость и неотступность или не зависит? Я отнюдь не отвергаю избрание и любовь Бога Отца, заслуги и ходатайство Иисуса Христа и непреложность Духа (о чем говорится в приведенной выше цитате из исповедания веры), но недоумеваю: почему авторы Вестминстерского исповедания напрочь отвергли участие человека?

Некоторые тексты, где встречается это греческое слово:

Лук.8:15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Лук.21:19 терпением вашим спасайте души ваши.
2Пет.1:6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
Рим.2:7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную;
Рим.5:3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
Рим.5:4 от терпения опытность, от опытности надежда
2Кор.6:4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах
2Фесс.3:5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово
1Тим.6:11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
2Тим.3:10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
Тит.2:2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
Евр.10:36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
Евр.12:1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
Откр.1:9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
Откр.2:2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
Откр.2:3 ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.
Откр.2:19 знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.
Откр.3:10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле

Без стойкости/постоянства невозможно принести плод (Лук.8:15); стойкость/постоянство должно быть человеку "своим" качеством, усвоенным им или даже выработанным им (Лук.21:19); это качество необходимо для спасения (Лук.21:19); это качество происходит от скорбей (Рим.5:3) и приводит к опытности (Рим.5:4); также оно приводит к благочестию (2Пет.1:6); оно нужно для исполнения воли Божьей и получения обещанного (Евр.10:36); без него не пройти предлежащее нам поприще (Евр.12:1).

Про Елим из ЖЖ: Чудеса из-за нетерпения пришлось совершать Богу для еврейского народа, не пожелавшего подождать несколько часов (Исх. 15:22-27):
"И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды".
Казалось бы, знакомая история: Израиль перешел Красное море, идет по Синайской пустыни третий день, а питьевой воды все нет: "Бог, где же ты? Это хорошо, что Ты раздвинул для нас море позавчера и спас от войска фараона, но запасы воды уже на нуле!.." И тут:
"Пришли в Мерру - и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра".
Какая жестокая шутка! Вода есть, но она не питьевая...
"И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой".
Что ж, народ можно понять. Снова Моисей оказался виноватым, что вывел Израиль на верную смерть в засушливую пустныню. Но Господь вмешивается и творит чудо. Горькую воду теперь можно пить. Жажда утолена и доверие народа к своему Богу и Его избраннику восстановилось. Все опять счастливы. А дальше самое интересное:
"И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах".
Расстояние от Мерры до Елима по прямой = 7,2 км. Это от силы на три часа пути! Можно было потерпеть еще три часа и не роптать на Моисея, не искушать Господа?.. Вопрос риторический. И задаю я его, в первую очередь, самому себе. Потому, что очень часто, не доверяя Богу в своей жизни, принимаю неправильные решения, тороплю события... И, порой, чтобы справится со всей той кашей, которую я заварил, Господу приходится творить необыкновенные чудеса, снова и снова спасая меня от необдуманных порывов. А ведь можно было просто немного подождать, доверится... и была бы и вода, и финики!

Итак, цепочка Иакова выглядит так: трудности (искушения/испытания) приводят к выработке стойкости/постоянства/выносливости (терпения), а стойкость приводит к достижению совершенства во всей полноте, без всякого недостатка.

===

Написанное выше - извлек из конспектов нескольколетней давности. Ниже - этогогодняшние заметки по этому отрывку.

Стих 5: “Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему”. Иаков знает, что у его подопечных, рассыпавшихся по окрестностям, в стрессовой ситуации, в которой они встречаются с массой новых искушений, новых вопросов, зачастую не будет рядом старшего брата или пастора или книги, к которым можно будет обратиться за советом о том, как поступать в этих искушениях и как решать эти вопросы. Поэтому он заранее указывает, что делать в таких случаях - молиться Богу о мудрости.

Интересно подметить, как дает Бог - просто и без упреков. Человек иногда дает так, что чувствуешь себя обязанным, должным ему. Дает так, чтобы подчеркнуть твою никчемность и никудышность, а свою значимость (кчемность и кудышность). Бог дает не так. И нам надо учиться давать, как Он. Так, чтобы ближним легко было принимать.

Стихи 4-5: “терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога”. Примеры мудрого терпения: Давид, уже помазанный на царство, ждал, пока решится судьба Саула, действующего царя; Авраам, ожидающий обетования о рождении сына. Кстати, Авраам может служить примером и недотерпливания (история с рождением Измаила). Попутно: имя “Авраам” ведь переводится “отец множества”. Представьте, как Авраам знакомился с людьми. Возможно, те спрашивали: “Ты отец множества? А сколько у тебя детей?” Что было отвечать Аврааму? 

Стих 8: “Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих”. Связь с началом главы о радости в искушениях и терпении: без уверенности в Боге терпеть не получится.

Стих 12: “Блажен человек, который переносит искушение…” Не связан ли этот стих с непосредственным предшествующим контекстом об униженном и богатом? Богатый прейдет, как цвет на траве. Сравнение с солнцем, иссушающим трау - так увядает и богатый в путях своих. А дальше сразу о перенесшем искушение. А может, подняться еще выше, к первым стихам? Иаков пишет рассеянным после гонений христианам. Они потеряли дома и имущество, многие обнищали. Ободряя их, он предлагает им радоваться в искушениях. Другими словами, не унывать, но в противоположность унынию предлагает не просто стоическое спокойствие и равнодушие, но именно радость. А дальше, в качестве обоснования призыва к радости на фоне утраты имущества, говорит о богатом и бедном. Богатство по его словам вещь преходящая. А перенесший искушение (возможно, подразумевается перенесший искушение утраты имущества) получит награду от Господа - венец жизни. “Переносит искушение” - тут важно терпение из стихов 3-4. Вроде бы, все темы контекста связываются. Кстати, о богатых и бедных в послании будет еще пару упоминаний.

Разборы прошли 12 и 26 марта 2016