12. Гремящее лето

Лариса Павлецова
То лето было страшным. В течение полутора месяцев города на севере Израиля подвергались почти непрерывному обстрелу со стороны Ливана. Моему городку, как и остальным северным предместьям Хайфы, еще сравнительно повезло. У нас было целых сорок секунд на то, чтобы заслышав сирену воздушной тревоги, укрыться в безопасном месте. Сорок секунд - это очень много. За это время можно добраться с третьего этажа до бомбоубежища в подвале дома. Можно добежать с автобусной остановки до ближайшего здания, чтобы укрыться в подъезде. Можно выскочить из машины, скатиться с обочины и свернуться в клубочек, прикрывая голову руками. У жителей городов и поселков на северной  границе и этих секунд не было.

Однажды утром послышались взрывы, я не поняла - с какой стороны. Сначала показалось - с севера, потом - как будто со стороны Хайфы. И только минут пять спустя завыла сирена. Мы с дочкой быстренько спустились в подвал, прихватив сумку с деньгами и документами. Бомбоубежище быстро заполнилось, все пытались дозвониться куда-то, но линии все были перегружены,  и связаться с родными не удалось.
Сидели внизу мы около двух часов. Выходили, конечно - сначала я поднялась принести воды и перекусить что-то, потом все вместе потянулись к выходу из подъезда - там и связь лучше. Главное, убедились, что с родными все в порядке.
На минуту зашла домой, и тут позвонил папа. Сказал, что у него все в порядке. Вот только ракета пролетела над головой и попала в ж/д депо, расположенное рядом с заводом. Я вздохнула с облегчением: "Ну и хорошо", пошла к выходу, и тут меня реально затрясло - ключом в замочную скважину попала не с первого раза.

В бомбоубежище я повеселила всех соседей, периодически восклицая:
- Но мне же надо на работу! Можно уже выходить?
 Мне все дружно кричали:
 - Да какая работа? Сиди уже!
 Одна соседка тоже постоянно дергалась - ей тоже нужно было на работу, и я вместе со всеми её успокаивала: "Да какая работа?". Правда, она трудится в обувном магазине, и, думаю, люди в тот день как-нибудь обошлись бы без новых кроссовок, а мне-то надо было! Дозвониться ни на работу, ни инспекторше я не могла. Только потом услышала в новостях, что поликлиники закрыты, и немного успокоилась.

А потом даже сбегала в продуктовую лавочку, хотя меня все убеждали, что там закрыто. А вот и нет!
- Ты работаешь? Да ты герой просто!
Хозяин лавочки только пожал плечами:
- Если что - у меня бомбоубежище рядом. Супермаркеты закрыты, а людям нужны продукты. Вот например, тебе вода нужна?
Воду я  купила, притащила на себе потом 12 литров.

Потом снова была сирена, но в этот раз мы были в бомбоубежище недолго. Сейчас все необходимое под рукой - да и что там необходимого! Деньги, документы, телефон, бутылка воды.
Больше всего меня тогда занимал вопрос: а на работу завтра как?