Глава 1. Острова Божией любви и веры

Попкова Людмила
         

      
     Первая христианская икона.
 
 Внимание к Нерукотворному Образу Иисуса Христа проявилось лишь в IV веке, а в период между 263 и 340 годами появились первые сведения и изображения Христа, но разные художники писали его по-разному.
 А появление истинного образа Господа предание связывает с земной жизнью Иисуса Христа, он был обретён в начале 994 года.
 Дело было так.
 В городе Эдессе, в Сирии, жил царь, по имени Авгарь. И богат он был, и властен, но чувствовал себя очень несчастным: всё тело его было покрыто проказой.
 Каких только лекарей ни выписывал он отовсюду, но помочь ему никто не мог.
 Однажды купцы, привёзшие свои товары в Эдесс, увидев царя, пожалели его и сообщили, что ему следует встретиться с Иисусом Христом, о Котором молва идёт как об исцеляющем различные недуги.
 Сначала Авгарь слушал их с недоверием, но затем решил последовать их совету.
 Повелел он своему придворному художнику Анании пойти разыскать Иисуса: "Если не согласится Иисус прийти ко мне, то постарайся написать Его портрет."
 Ананий отправился в путь, долгий и опасный.
 Ох, и понатерпелся же страха художник: много раз разбойники настигали его, забрали большую часть денег ( другую - не обнаружили!), дважды избили.
 Но Анания больше волновался не о себе, а о царском письме, которое он надёжно спрятал.
 Придя в селение, где проповедовал Иисус, Анания с сожалением заметил, что вокруг Иисуса Христа толпа людей, к нему не пробиться.
 Тогда, взобравшись на огромный камень, художник увидел Иисуса и начал писать Его портрет. Но, несмотря на все старания, у него ничего не получалось.
 Тут Господь подозвал одного из своих учеников, попросил воды и чистый плат,умылся и аккуратно вытер лицо своё. Затем повелел передать этот плат и письмо художнику.
 Анания удивился, откуда Иисус  Христос всё проведал. Да ещё и письмо заранее приготовил! А после удивления пришло восхищение! И с горящими глазами от такого восхищения предстал Анания перед царём!
 Из письма Авгарь понял, что не сможет Христос прийти в Эдесс, у Него свои задачи.
 "Блажен ты Авгарь, - писал Иисус, - что не видев меня уверовал, ибо написано, что что видевшие меня не уверуют, а невидевшие - уверуют и наследуют жизнь вечную. Ты просишь Меня прийти к тебе, но Мне надлежит совершить то, для чего я призван, и по совершению возвратиться к пославшему Меня Отцу; когда же вознесусь к нему, то пошлю к тебе одного из учеников Моих, который исцелит тебя совершенно и дарует жизнь тебе и другим с тобою."
 Совету Христа он последовал: умылся и вытерся присланным платом. Как только он в точности всё исполнил, произошло чудо: проказа пропала с тела его, лишь на лице осталось немного. И тут Авгарь поверил в божественную природу Христа, осознавая при этом его присутствие на земле. Он был несказанно счастлив!
 Взял он плат и аккуратно прибил его на доску, поместив этот чудесный Образ в нишу над городскими воротами, прежде убрав оттуда идола.
Через некоторое время прибыл в Эдесс апостол Фаддей, крестил Авгаря, и тот выздоровел совершенно!
 И не было с тех пор в Эдессе более пылкого почитателя христианства, обращавшего с горячностью людей в Святую веру!
 Так и находился Нерукотворный Образ в этом городе, но правнук Авгаря - язычник -попытался уничтожить Его, но Он в руки язычнику не дался!
 А поздно вечером Эдесский епископ тайно снял Образ и, уйдя в катакомбы, замуровал Его в стене каменной, поставив рядом свечу.
 И постепенно все об этом чуде забыли...
 В 544 (по другим сведениям - в 545) году Эдесса подвергалась осаде персидских войк во главе с царём Хозроем I.
 Именно в это трудное время епископу Евлампию было откровение: он узнал, где хранится Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Разрушив часть стены, он нашёл Образ и свечу, стоявшую перед ним.
 Взял епископ эту икону и тут увидел, что на глиняной доске ( на чрепии ), прикрывающей икону, отразился лик Иисуса!
 С этим Образом на чрепии крестным ходом трижды обошли христиане городскую стену, и вдруг - О чудо! - персы сняли осаду и спешно покинули город!
 А через время у персидского царя Хозроя неожиданно тяжело заболела единственная дочь. В перерывах между изнуряющими припадками со слезами твердила, что исцелить её может только образ Христа, который находится в Эдессе.
 Безутешный отец послал в Эдесс своего визиря, и тот многажды умолял христиан  отдать Хозрою Нерукотворный Образ, но каждый раз слышал: "Это наша святыня, и место ей в нашем городе!"
 После долгих размышлений  решили написать копию, и визирь повёз её царю.
 Но только пересёк он границу, как дочь царя Хозроя ицелилась!
 Слава о великих чудесах, творимых с помощью Образа дошла и до Византии.
 И властителям Византии  - Константину Багрянородному и Роману I Лакапину- удалось заполучить убрус (подлинник).
 Они отправились войной на Эдессу и стали угрожать , что разграбят и сожгут город.
 В результате выкупили они святыню за 12 тысяч сребренников и 200 пленников-мусульман. Доставили Образ в Константинополь и установили в Фаросском храме Богоматери.
 Начиная с 843 года праздник Нерукотворного Образа совпадает в Эдессе с праздником Торжества Православия.
 Дальнейшая судьба святыни достаточно противоречива и туманна.
По одной версии, её похитили крестоносцы и повезли на корабле, который потонул в Мраморном море. По другой - Образ попал в Геную, где, вроде бы, хранится и по сей день в монастыре в честь Святого Варфоломея.
Образ Спаса Нерукотворного почитается и на Руси с давних пор, оказывая огромное влияние на всё древнерусское искусство. Списки с этой  иконы можно видеть во многих российских храмах и монастырях: в Ростове, в Новгороде, в Палехе, в Москве.
 Молитву Пречистому Образу с любовью повторяют все православные христиане:
 " О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси."
 Православная церковь считает икону Нерукотворный Образ Исуса Христа одной из самых главных икон.