Твердое слово пчеловода

Сергей Полянский
        Твердое слово пчеловода.
               

    Царская Россия, за пару лет до советской власти, глухая деревушка в Тамбовской губернии стоящая на границе лесного массива. Июньское солнце уже сделало свое благое дело, лето окончательно вошло в свои права.
    На телеге в деревню въезжал человек, лет 40, окладистая борода, добротная одежка, хороший конь. За спиной в телеге стояли несколько бочонков с медом; это местный пчеловод, управившийся с весенними делами на пасеке, стоящей далеко в лесу, выехал в свой очередной раз за провиантом. В деревни он появлялся два, три раза за год, больше и не требовалось для его образа жизни. Несколько лет назад, схоронив молодую жену, которая не смогла разродиться  первенцем, замкнулся, ушел в себя, тайгу и работу.
    Сдав на заготовительный пункт мед, обстоятельно пересчитал вырученные деньги и поехал в магазин, где купил  на весь год муки, соли, мыла, спичек и прочее. И только тогда, уже на улице, позволил себе слегка расслабиться, улыбнуться хорошему дню. Следом продавец вышел на улицу, постояли, разговорились ни о чем.
    Мимо прошла девушка, лет 15 ти; стройная, поношенное платье только подчеркивало ее, почти сформировавшуюся  фигуру, и она  не могла не привлечь к себе внимание 2 х мужчин. Проводив ее долгим, тяжелым, мужским взглядом, пчеловод спросил у продавца,-- Это чья же такая будет!?
    Продавец, тоже мужик, понимающе усмехнулся и сказал, - Да Настена это Никонова, та еще семейка, голь перекатная, вон на отшибе живут, последний хрен без соли доедают!  Продавец хотел еще что-то там добавить о бедственном положении в семье девушки,  но пчеловод уже  думал о своем,  казалось, что и не слушал, а внимательно смотрел на кур, копошащихся в пыли у забора.
  - Послушай,  добавь ты  мне еще мешок муки, пару головок сахара положи, четверть водочки святое дело,- пчеловод, подумав, еще добавил,- Ну и еще тканей там разных на пару платьев.
    Продавец, усмехнувшись, посмотрел в сторону, куда ушла девушка, и пошел в магазин  отвешивать заказанный товар.
  -  Здорово будете хозяева! - пчеловод подъехал к дому девушки и заглядывал через видавший виды, весь в дырах забор, за которым  облезлый и явно голодный  пес лениво лаял из будки.
  -Здорово, коль не шутишь, - хозяин дома, ровесник пчеловода, стоял посреди двора.
Два мужика рассматривали друг друга, один думал, что этому приезжему нужно, зачем пожаловал; а пчеловод думал о том, с чего начать, как напроситься в гости, ошибиться было нельзя. Но не пришлось пчеловоду долго думать по причине того, что в России есть беспроигрышный вариант знакомства, наличие  бутылки водки, а в данном варианте целая четверть (три литра), была в руках пчеловода.
   -Да вот, тут такое дело,  затарился   всем  на зиму можно сказать, аж лошадка приседает, а вот выпить на дорожку не успел, составь компанию Христа ради! - пчеловод выразительно посмотрел на бутыль,- А закусить можно и с огорода, посмотрев на покосившийся дом.
    Хозяин, бросив взгляд на бутыль, судорожно сглотнул слюну,  и в знак согласия поспешил открыть ворота, попутно приструнил собаку, и сам взял коня под уздцы.
    Хозяйка быстро нарезала хлеба, сала, крикнула дочери принести лука с огорода, поставила стаканы, и встала у печи в ожидании разговора, она сразу поняла, что визит незнакомого гостя не случаен.
     После первой поговорили ни о чем, потом про виды на урожай в этом годе, про скотину, которая лезет через забор и поела всю рассаду капусты. После второй, вспомнив безвременно умершую жену, пчеловод тут же стал рассказывать про свои пчеловодные дела, про сложности в работе, про медведя, которого ни как не может отвадить от пасеки. Особо упирал на то, что сложно вести одному хозяйство, что не всегда успевает по дому, что порою просто голова кругом, сварить часто некогда, да и порою переброситься добрым словом не с кем.
     Потом вышли покурить на улицу, пчеловод сбросил с воза мешок муки под навес, отдал хозяйке головку сахару.
     После третьего стакана, хозяин все понял, но тут же  резонно возразил, что молодая еще девка, 14 всего-то годов, и те весной только исполнились, и дескать  рано ей еще замуж! Но гость налил еще, отдал хозяйке ткани на платья, посулил осенью медка бочонок подбросить, а самое главное клятвенно заверил родителей, что на первых порах  ему нужна только помощница, и уж, ни как не жена, что сам еще не совсем отошел от прежних, семейных  переживаний. И еще заверил, что до 16 годов даже и не тронет их дочку, нешто он не понимает, ну а после 16 годов, там уж как Бог даст, и опять налил водочки.
    Хозяин  призадумался  но,  до сих пор молчавшая хозяйка, взяв инициативу в свои руки,  заметила, что дочка у нее,  дескать, красивая, не избалованная  и не целованная, прости господи, ну и все такое, вон все суседи могут подтвердить. Ну и что с того, что бедные и не графья, зато уж такая она хорошая и пригожая, да и по дому не лениться, чистюля, что ей два раза говорить одно и то же не нужно!
   Разговор уже явно начал разворачивался в пользу гостя, и в качестве дополнительного аргумента, пчеловод скинул второй мешок муки и посулил осенью подкинуть мясца на зиму. Хозяин зачесал затылок, хотел что-то еще возразить для порядка, но хозяйка уже по-деловому  попросила, - А с дочкой не обмани, мил человек, молоденькая еще пока для бабской жизни то! На что пчеловод размашисто  перекрестился и налил еще по маленькой, уже на посошок…
   На том и порешили, и уехал пчеловод со двора уже с Настенной, благо, что собираться долго не пришлось, только подпоясалась…
   Не обманул пчеловод родителей и в конце августа привез  обещанные мед, а уже по снегу и сохатины на зиму.
   А на следующий год, в это же время, на лошади в деревню въехало уже трое, на руках у Насти был грудной ребенок.
   Настена, прабабушка моей знакомой, Лены Никоновой из Новосибирска, которая и рассказала эту историю.
    Для справки: В Царской России женщин отдавали замуж в 14-16 лет, а в 18-20 лет, не вышедшая замуж девушка называлась перестаркой.