Изумрудные глаза

Тень Елена
               
        Зима сопротивляется
        И  брызжет жидкой грязью,
        Еще за нос хватается,
        Под курткой достает.
        Но солнце поднимается
        Все выше. Улыбается.
        Весны  лучи горячие 
        На   землю щедро льет.


        Эти нехитрые стихи сочинила классная  любимица Ася   Ижина.  Любили её за все.  За огромные серые глаза,  пушистые  светло - русые волосы, темные брови  дугой,  за стройную фигуру;  за то ,  что давала списывать,  что дежурила за других,  при необходимости  прикрывала.О таких  говорят - светлый человек. Это  я приемлю.  А вот когда по телевизору идет конкурс, песенный,  к примеру, судьи,  закатывая глаза ,  восхищаются  исполнителями:« Ах,  как  вкусно (он),(она) поет.»  Мне это кажется пошлым.  Вы что,  пробовали на  зуб эти звуки,  вылетающие изо рта!!?
        Когда у нас намечались школьные праздники,  дни рождения, Ася пекла очень вкусные пироги. Она жила с мамой и всему у неё научилась.  Её отец вернулся  с фронта  без ног. Екатерина Семеновна  долго боялась рожать ребенка.  Муж без ног,  да  еще дитё два года на маминых руках и ногах,  как  минимум. Наконец в середине семидесятых,  когда ей уж было за сорок,  родила Асю.  И почти  сразу у мужа начался сахарный диабет,  а потом гангрена левой культи, и он ушел  туда,   откуда  дороги нет,  так и не поиграв  со своей дочкой.  Но глаз,  точь в точь   Аськины, не спускал с неё почти год.   Может, и передал ей добрый   нрав,  жизнелюбие,  чистоту помыслов  и  то, что подходит немногим - «золотой»  характер.
        В тот год , с которого я начала рассказ,  был  последний школьный.  Приближались  государственные экзамены,  и мы нервничали.  Это и понятно.  Год прошел шаляй - валяй,  а теперь надо было поднапрячься.  Однако на удивление все прошло  гладко, и даже  ночь,    когда встречали рассвет,  была ласковой и многозначительной.  Мы загадывали заветные желания и верили, что они  сбудутся.
        Но прошло несколько дней  и  одноклассники  разлетелись, как выросшие птенцы из гнезда.  Осталась в селе наша любимица Ася:  у неё сильно заболела мама.
        А года через два мы  окончательно потеряли  связь  друг с другом.  Конечно,  это неправильно,  когда так быстро  забываем друзей,  с  которыми десять лет сидели за одной  партой, играли в волейбол, теннис,  соревновались,  пели в хоре и у  костра.
        Наш класс  был такой  дружный!  Не разлей   вода!  А вышли за порог школы  и стали  чужими.  Но так заведено в жизни:  своя рубашка ближе к телу.  И пока    одни   устраивают  свою жизнь, учатся в   разных городах,  находят себе пары, вовсе не сидевшие с ними за одной партой,  и уже с другими вьют гнезда.
        Вот  и моя дорожка свернула в сторону Свердловска, где я закончила   журфак, встретила свою судьбу.  После получения диплома,  Диму пригласили в областную газету,  меня назначили ответсекретарем   в городскую. Но работники из нас поначалу были никакие:  через год я родила двойню - Дашу  и Сашу.  Если бы не бабушка,  мама Димы, дали бы они нам перцу!!
       Подросли ребятишки   -   неожиданно вечером  звонок  подал тревогу.  Сноха   звонит:
      -  Соня,  Степан сильно  заболел,  приезжай! 
        Наревевшись,  созвонившись с начальством, на следующий день села в поезд и поехала в родное  село  выручать брата.
       Рита встретила  меня на перроне со слезами:
     -  Степушку  вчера домой  выписали, а  ему ни  стоять ,  ни сидеть  не  разрешают:  сделали  серьёзную операцию на печени.  Что  дальше   бу -у -у- дет!!?  Мне на работу идти, а  с кем его оставлять ?  Кроме тебя,  Сонечка,  мне не к кому обратиться.
      - Рита,  Рита  перестань  ныть.  Я  взяла отпуск и буду с братом сколько надо  Моим детям уже нянька не нужна,  они даже рады, что домашний  Цербер  слинял.
       - Ой, спасибо, сношенька,  я побежала.
        Степан лежал желтый,  худой,  со впалыми щеками,  постаревший лет на десять.В комнате пахло лекарствами и ещё чем - то специфическим.  Вся тумбочка заставлена  пузырьками,  медприборами,  таблетками. Еле сдерживая слезы,  я приклеила ко рту улыбку и наклонилась над братом,  чтобы он не видел моих красных глаз:
     - Как дела,  Степушка?
      - Уже лучше…
А вижу,  что настрой у него нехороший.  Давай  потихоньку  возвращаться  к жизни.  Но он не дурак,  понимает,  что  мне  тяжело притворяться.  И  вдруг говорит:
      - А знаешь,  Аська Ижина  в село вернулась. У тетки сейчас живет. Видел её. Невеселая, но шустрая, в больнице её обожают.
       -Да ты что,  братик,  миленький! Я  тебе сейчас укол поставлю,    таблеточки  дам,  а сама сбегаю  на часок к своей подружке.  А ты,  если что,  сразу звони.  Вот мобильный,  не урони,  а то не поднимешь.
       -Да ладно тебе,  конечно, иди, а я посплю.  Прости,  но уже устал разговаривать .
        Я чуть не бегом- на соседнюю улицу,  а в просторном   дворе,  усаженном деревьями и цветами, женщина белье стирает.
      - Аська,  подруженька дорогая!!
       Женщина подняла голову,  вгляделась в меня,  бросила мокрую тряпку и кинулась  на шею:
      - Сонечка,  милая,  как я рада!  Ну - ка,  дай поближе рассмотрю. У -У -У -У !! !   Располнела размера  на два.
      - По  размеру   на каждого!
       - У тебя  двое детей?
       - Двойня!
      -А помнишь  Люську   Кочкину?  Володька Стрюков  в пятом классе её поцеловал, а она   потом два дня  рыдала:»А вдруг у меня ребеночек родится?»  Ты  не знаешь, где она сейчас?
      - В областном центре где -то бухгалтером работает,  троих детей воспитывает.  Здесьу неё мать с братом живут,  вот она и заглядывает изредка.
      - Ася,  а где твой  «заячий хвостик?
      -На  сверхсрочную остался. На таджичке женился. Ребятишек полон дом. Черноглазые,  симпатичные.
       - А не знаешь,   где   наш  красавчик  Дима?
       - Нет,  не знаю.  Подружка его Надюха  в музыкальное училище поступила,  замуж   вышла.Ценится как специалист.  Вот вы, журналисты,  одна я серая мышка  в белом колпаке.
      - Что так? - Встревожилась  я,  заметив, наконец, в ясных серых глазах пепельную пелену.
        Ася помолчала,  о чем -то задумалась.
        Я осторожно так  говорю:
       - Не хочешь часть груза  переложить на меня?  Мы же самые близкие подруги,  хоть словом помогу.
       - Пойдем…
         Ася вынесла скамейку,  накрыла  её  домотканой дорожкой,  поставила под пушистой  березой в тенек,  где резвились два   очаровательных  котенка.
      -  Слушай.  Когда ты уехала,  я все раздумывала,  куда мне податься?  Поступить в институт шансов не было:  математика хромала ,  да и маме все хуже становилось.  Пошла в медицинское  училище,  тем более,  что ускоренные двухгодичные курсы  у нас прямо в райцентре открыли. Матушка поддержала мою инициативу,  ну я и стала готовить себя к службе Гиппократу. Знаешь,  понравилось , и получается неплохо.
        Глаза Аси ожили,  щеки порозовели,  и моя подружка ожила.  Улыбнулась и продолжала
       -Однажды иду с  занятий,  а навстречу парень на велосипеде. Видать,  задумался.А увидел меня,  так тормознул,  что чуть с ног не сбил.   Я, естественно, шарахнулась от него,  а он  засмеялся.  Зубы ровные,  один - золотой. У меня что - то в голове мелькнуло.
       -Испугалась?
       Я глянула ему в лицо  и обомлела:  глаза изумрудные,  чистые,  брови сросшиеся,но не  лохматые, как  у кавказцев или таджиков.  Очень ровные,  темно - русые. Я  не могла оторвать глаз от его лица.  Вообще - то я не люблю  красивых парней,  ты это знаешь:  влюбленные Нарциссы. А парень,  улыбающийся мне,  не думал о  своей  красоте.  Это было видно  по его простому  выражению лица.  И я влюбилась сразу,  без раздумий. Скажи он «Пойдем со мной»,  и я бы пошла. Но он никуда  не звал,а только  рассматривал.
      - Меня зовут Костя,  а тебя?
      -Ася
      -  Редкое имя,   мне нравится.  Красивое.  И сама ты  ништяк.  Рад,   что встретились!
       -А я раньше не видела тебя!
       - Хм! Так я только два дня как откинулся.
         У меня в голове  словно молоточки  застучали: вот так влипла!  Он понял мое  состояние.
       - Да не бойся,  по дури за драку  сначала в малолетку  залетел,   а исполнилось восемнадцать - перевели на взрослую зону.  Два года чалился.
        Во мне просто все кипело.  С одной стороны тянет  к нему,  стыдно себе признаться, с другой - с тюремщиками ещё не зналась.
      -Ася,   и среди зэков  есть порядочные люди,- попыталась успокоить её я.
       Моя  подруга  помолчала, три раза глубоко вздохнула  и усмехнулась:
      - Не поверишь,  но мне вдруг стало все равно.  Я смотрела на него и боялась,  что выдам себя. Еле собралась с силами,  сделала зверское лицо и сердито сказала:
       -Мне некогда,  обед кончился,  надо идти.  Ты не поверишь: его чистые глаза затуманились:
       -Сидел в тюрьме,  значит уже не человек?
        Мне стало стыдно,  и я  искренне убедила его,  что это не так…
        В общем,  разошлись,  обиженные  друг на друга.
        Потом,  спустя порядочно времени, рассказывает он мне:
       - Разошлись мы в разные стороны,  и стал я размышлять.  Расхотелось ехать
к  дружкам,  пиво пить ,кататься на велосипеде,  а вот перестать думать о тебе
не  смог.  Глаза закрою, а перед ними личико детское,  губки пухлые.  А руки будто  полированные.Потом глаза вспомнил,  и мягко так в них утонул.Честно!
      - А взять Надюху.  Ух! Огонь  девка.  Коня на скаку остановит,  мужика то есть.  Попробуй откажи ей в чем - нибудь!?  За это она ,  наверное,  мне и нравилась!А в постели -  огонь!! К этой притронуться страшно. Не для меня такая краля! А не выдержал!Веришь?
       -Знаешь,Соня, за неделю,что не виделись,вся извелась,а вот уверена, что и  он себе места не находил,  связал нас кто - то невидимой ниточкой.
         Душа болела,будто в ней горящих углей накидали.  А перед глазами  стояли его глаза.  И в них я видела нежность,  страсть, цветы, морские волны.  Ночами чувствовала его рядом,  фантазия разыгрывалась до неимоверных размеров.И это у девственницы!!!
        Через несколько дней  шла с вечернего сеанса, слышу,  кто -то догоняет меня. Оглянулась - он.
      - Привет,  погуляем?
Вот так прямо с корабля на бал.  Наверное,  поэтому я долго не думала:
       - Пойдем.
       Свернули с главной дороги   на боковую,  между модно постриженными   кустами с  бело-розовыми  мелкими цветочками .  Было тихо, только сверчки подавали   голоса,  да  изредка  машинные фары чиркали по кустам как  гигантские спички.  Костя повернул меня лицом к себе и сказал:
      - Как мне не хватало тебя!-  И как ребенка поцеловал в губы, - то,  о чем я тебе говорил,  чепуха.Сейчас огонь в груди пылает. Веришь? Не знал я,  что так бывает !                Однажды пришел мой милый подшофе. Я сразу сказала:    
       - Так дело не пойдет.  В таком виде ко мне не приходи.
         Естественно,  стали встречаться  реже.  Волнение все увеличивалось.  Костя,  я это видела , готов   был за меня душу отдать, но и проклятое спиртное имело над ним власть.
     Когда окружающие узнали, с кем я встречаюсь,  заохали, заахали:
     - Ты с ума сошла! Он же бандит!!  Таскается по общежитиям,  пьёт…
      Я  уже начала метаться , и мне становилось все больнее.  Решила  провести эксперимент:  выпила рюмку водки,  чтобы  запах был,  и потянула Костю в пустую комнату в бараке  недалеко от дома.  Думаю,  как  же он себя поведет?  А он притащил откуда- то стул,  усадил  меня,  сам сел на пол,  положил голову на колени,  и ждал,  когда я в себя приду.
       Мне надоела эта игра,  и через пару часов  я,  вроде как,  отрезвела.
      Он улыбнулся,  блеснув    зубом:
       -Голова  не болит!?
      -И  тут я сказала себе  «Пусть кто угодно и что угодно говорит,  а я люблю его.»
        Так мы повстречались до осени,  кроме ласки,  нежности,  цветов и шоколадок  я от  него  ничего не видела. Тактильная близость -  и та редкость.  И однажды он говорит:   
        -Давай поженимся?!  Я люблю   тебя,  буду таким,  каким ты захочешь !  Всю жизнь!!!
        -Знаешь ,  Сонечка, я растерялась,  любила его, но был у нас ещё один пунктик,  который  ставил преграду.    Дело   в том,  что по национальности он был немец.  И   когда  моя  мать узнала  это, её чуть удар не хватил: «Ты о чем - нибудь думала??? Ты  соображала,  когда   любилась с   ним!!? Вспомнила, что отец  вернулся с фронта,да 2 года прожил?  Что деда   расстреляли  у  меня на глазах, что ты так и не видела двух своих дядьев?! Н  -е -е - ет!  Тебе глаза его   весь мир застили!?»
      - Я пыталась   спорить, убеждала её. Что он родился после войны, что их  с Поволжья в вагонах  для  телят депортировали  в Казахстан,  взрослых забрали в трудармию,  оттуда тоже сотни не  вернулись…Бесполезно! Нет и баста. И, знаешь, материнская кровь оказалась   настолько сильна, что любя ,  я поняла, что замуж за  него  никогда  не    выйду.
       - Слез было немало пролито с обеих  сторон.  Приходила его сестра,  обвиняла во всем, помню назвала меня  жестокой и бесчеловечной.  Костя прямо на улице становился на колени и умолял…Я рыдала в ответ ,просила у  него прощения,  но  согласия  дать не могла.  А вот  думать не переставала. С нежностью  и  печалью.    Однажды вспомнила  слова мудреца:  любовь  превращается  в привычку,  и она  всю жизнь  держит человека.  Любовь  гуманнее.  Одна уходит,  другая приходит.  Еще сильнее,  еще желаннее. А пока копалась в себе,  до меня  дошли вести,  что все семейство Рисс Карла  выехала в Германию.  Подушка к утру у меня была мокрая.  Но вместе со слезами, выплеснула горечь.  И постепенно повернула  себя  в  противоположную  сторону. Очень  помогали больные: «Сестричка,  сероглазка,  красавица».  Иначе не называли,  и этим грели душу.
      - А потом умерла  мама, и меня надо было собирать по частям.  Как раз в это время  нашего заведующего хирургическим отделением  забрали в  областную  больницу. Видя мое состояние , он заявил,   что без меня не поедет:  мы привыкли в паре работать.
Так я попала в город, получила благоустроенную комнату в  общежитии, и понемногу стала оживать. Друзья появились.  А Пашка из  параллельного класса  ежедневно гостил,   и   я как -то веселее на него стала смотреть.
      - Через два года  решила съездить в свою деревню,  к родителям на кладбище. У папы памятник   стоял,  а матушкину  могилу  еще надо было  в порядок    привести.  Пришла, положила цветочки,  поговорила,  поплакала и пошла   центральной дорогой.   Но  все время под ноги смотреть не будешь,  иногда  вдоль  рядов вечных  усыпальниц пробежишься.  И вдруг… у меня подкосились ноги.  Я онемела.  Даже  если бы кто заговорил,  слова   не вымолвила :  на меня смотрел, только пустыми глазами…Костя!!!
      - Первое, что пришло в голову  - галлюцинация.  Еле - еле  передвигая ногами ,  подошла к памятнику  ближе:  нет,  все его данные.  Села на лавочку и  напрягла мозговые извилины.  Безрезультатно.  А в душе пустота. И что удивительно,  она тоже может быть тяжелой.  Давит,  будто  воздух  пылесос в душу качает.  А определить чувства не могу:  где-  то  далеко  они,  что - то  вспоминается, отзывается  эхом.  И уже эху больно.  Стою  как тот памятник,  глаза сухие,  видно,  на родительских   могилках  все слезы выплакала.   Погладила  мраморные  брови , и поспешила тетке допрос  учинить?
       - А что случилось?- сказала  она ,-  вся семья в Германию  уехала, а Костя здесь остался,  и уехал в село Троицкое,  за 200 километров отсюда.  Там у  него до тебя зазноба была. Женился. Но ты,  видать,  сильно его зацепила.  Сюда не приезжал,  велел никому не говорить,  что остался в Казахстане,  но слухи все  равно стали просачиваться,  ты уже в городе жила.  Говорили, что дочка       родилась,  а он с женой  Надеждой  запил по - черному.  Пока ее родители живы были, одевали, кормили,  хоть не бог весть как,  а не стало их,  совсем  запились  молодые.  Не знала  я ,  только вот как - то пошла на кладбище деда проведать, и наткнулась на могилу Кости. Ахнула,  да тебя вспомнила,  слезу пустила. И любовь вашу жалко,  и за тебя порадовалась:  избежала ты такой судьбы.  А причина известная - водка. Утром Надюха проснулась,  а он холодный.  Вот   так  - то.
      Зажала  в кулак    сердце и объявила тетке,    что поеду в Троицкое,  на  его  дочку посмотреть.   Она промолчала,  а я уже назавтра приехала в  это   незнакомое  село.  Показали  мне  развалюху.  Темно,  грязно,  мухи,  на продавленном  диване женщина в задранном  грязном платье храпит.  А на меня смотрят Костины глаза:  блестящие,  живые,   любопытные.  А главное   изумрудные,  как драгоценный камень.  Я протянула ей куклу и коробку  конфет.  Она  молча положила подарки на стол, повернулась ко мне и протянула   руки.  Я подхватила  легкое  тельце,  а девочка  прижалась  и тихонько прошептала: « Я люблю тебя».  Или она спутала меня с кем  - то, или ей так не хватало любви и ласки.  В тот момент  у меня в голове молния  сверкнула:   лишу материнства эту пьянь,  и заберу  дите себе.» «Меня  зовут Вика, возьми меня с собой ». И еще теснее прижалась ко мне.
      -Ну, а я стала действовать.  Органы опеки ничего против не имели ,  уже сами об этом думали.  Но одна закавыка была:  детей отдавали на воспитание только семейным парам.  Вот   почему я такая хмурая,  и настроение у меня грустное.
      - Асечка!   Я помогу тебе.  Напишу   твою горькую историю  в областную газету.  Штырев женился?  - Нет,Сонечка,ходит ко мне,я уже говорила тебе .  А я… рада.  Парень  он хороший,  Викусю  не  обидит. Но не мне  же самой предложение  ему делать?
      - Не беспокойся,  это я возьму на себя,  а ты оформляй документы   на лишение материнских прав   этой лахудры.  А мы завтра пойдем,  столичной журналисткой провинциалок попугаем - и все будет в шоколаде!
      - Ой,  Сонечка,  ты настоящая подруга,-  кинулась  мне на шею Ася.  Век не                забуду доброты твоей!!
      - Брось,  Аська,  для того друзья и существуют.
      - Спасибо. Вот  и   вся моя горькая история, Сонечка!
      - Нет, ещё не вся.  Осталось совсем немножко:  осчастливить  бедную девочку.И чтобы её изумрудные   глазки  все время с любовью смотрели на  тебя.
       И это мы тоже обязательно устроим!!!