8. Зиночка. Детдом

Надежда Комарова 3
               

     Зиночка с радостью согласилась покататься на "Победе", когда тетя Дуся подвела ее к машине.Она весело щебетала женщине, сидевшей рядом, а та все расспрашивала: как живешь, что умеешь. Девочка охотно отвечала, а потом спросила:

    - А папочку и Мишу покатаете?

    - Покатаем.

     Машина ехала быстро и легко. Зиночку укачало и она уснуло на коленях  незнакомой женщины. Проснувшись утром в незнакомой комнате, увидела рядом с кроватью свои сапожки, на стуле - вышитую кофточку и юбочку. Оглядевшись, и ничего не понимая, оделась, подошла к двери, но она оказалась закрытой.

     - Папочка! Папочка! - кричала пленница, стучась в дверь изолятора.

     Открыла незнакомая женщина в белом халате и, улыбнувшись, спросила:

     - Ты уже проснулась? Пойдем, я отведу тебя в баню, потом познакомлю с новыми подружками.

     - Я не хочу в баню, Я хочу к папочке.

     Медсестра молча взяла ее за руку и повела. После купания на нее надели ситцевую рубашку, синее ситцевое платье не по росту, чулки с резиночками, ботинки.

     - Где мои сапожки? Я надену свои кофточку и юбочку.

     - Наденешь то, что все. И перестань плакать. Здесь никто не плачет.

     В большой рабочей комнате за столами рисовали мальчики и девочки. Воспитательница что-то писала за столом. На стене висела громадная картина "Сталин на летнем лугу с дочерью",  написанная маслом. На другой стене карта Советского Союза, рядом стеллажи, на них книги, тетради, бумага стопками, ручки в стаканах, карандаши, чернильницы, бутылки с чернилами, наверху громадный глобус.В комнате четыре больших окна, занавешенные белыми шелковыми
занавесками, сшитыми ламбрекеном. Когда ввели новенькую, дети дружно повернули головы и молча  посмотрели на нее, а она стояла, опустив голову, и крупные слезинки катились по ее щекам.

     - Клавдия Федоровна, это новенькая Матвиенко Зина, - сказала медсестра, подведя Зиночку к воспитательнице.

     - Очень приятно. Давай будем знакомиться с группой.

     - Я хочу к папе! - заявила новенькая, не переставая плакать.

     - Ты видишь, никто из детей не плачет и никуда не просится.

     Зиночка увернулась и выбежала из комнаты. Ее догнала воспитательница, усадила за стол рядом с девочкой, но она вскочила и побежала к окну, схватилась за трубу батареи, сжала губы и исподлобья смотрела на своих врагов.

     - Ты смотри, какой звереныш. У нас таких еще не было. Дети, пойдемте на завтрак. Пусть сидит.

     Все встали в строй и пошли в столовую.

     После завтрака дети окружили Зиночку. Она так и сидела, прижавшись к батарее, склонив на колени голову.

     - Вот возьми хлебушка - поешь, - сказала ей кудрявая девочка.

     - Я не хочу.

     - Потом захочешь. Возьми. Меня зовут Галя. А тебя как?

     - Зиночка, - ответила она, не разжимая рук.

     Группа дружно засмеялась.Они смеялись потому, что ласкательно здесь никого не называли. Только по фамилии и редкий раз по имени, но Зиночкой ее теперь называть никто не будет.

     - Что тут происходит? Ну-ка все расселись за столами. Матвиенко, а тебе хватит хныкать, иди сядь к Осипенко, - приказала воспитательница, но Зиночка продолжала сидеть. - Я кому сказала? Что за фокусы? Вас тридцать человек, а я должна каждого уговаривать? - и грубо дернула маленькую руку.

     Зиночка вскрикнула от боли и обиды:

     - Папочка! Папочка миленький, забери меня отсюда!

     - Папочка твой все равно тебя не слышит. Вот сядь здесь и сиди.- Усадив новенькую на стул, продолжила: - А что без завтрака осталась - сама виновата. Здесь никто никого не уговаривает. Ты должна делать то, что все, иначе будешь наказана. Теперь, дети, слушайте, что я скажу. До начала учебного года мы будем жить в пионерском лагере. Скоро подъедут машины и мы поедем. Вам там будет хорошо. Ставок, сад. А пока поиграйте, познакомьтесь с Матвиенко. Я пойду узнаю, когда будет транспорт.

     Девочки обступили Зиночку. Кудрявая Галя взяла ее за руку:

     - Пойдем в коморку. Песни попоем.

     Ее усадили на большое окно. Девочки, которые уместились, сели рядом, остальные сели прямо на пол и запели свою любимую песню:
             " Пошла я в лес за малиной.      
               Малины я там не нашла.
               Нашла я там мамину могилу,
               Которая травою заросла.
               Упала я там на колени
               И стала я горько рыдать,
               И маму, мамочку родную
               Я стала из могилки вызывать..."

     Зиночка слушала жалобную песню и слезы градом катились по ее щекам. Она помнила маму, особенно остро вспомнилось то, как ее везли на кладбище. Лошадь тянула сани с гробом по наезженной колее, на маму падали крупные снежинки, а маленькая девочка сидела рядом и просила разбудить мамочку, боясь, что ее засыплет снег.

     Здесь, в маленькой комнате-раздевалке, никто не боялся слез.Плакали все. Они приходили сюда поплакать, пошептаться. Воспитательнице никто не жаловался - разбирались сами. С мальчишками жили обособленно и, кроме как шакалами, фрицами, буржуями, их не называли. Так было и в старших группах, а мальчики их называли просто бабами. Зиночка пока этих правил не знала. Песню оборвал стук в дверь:

     - Эй, бабы, машины приехали. Выходите строиться.

     Галя взяла Зиночку за руку и они пошли в автобус. Они были одинакового роста и возраста - самые маленькие в группе.

     В пионерском лагере дети жили  по группам в деревянных домиках с крылечками. Зиночка уже не плакала. Галя находила ее одну под кустом боярышника, звала играть, кататься на качели или карусели, но она отказывалась, склонив голову, что-то чертила палочкой на земле.

     Распорядок дня Зиночка выполняла точно. Знала, какой сигнал подавал горн.
При первом звуке вскакивала и бежала в свой отряд. Наказаний и замечаний старалась избегать. Не умела быстро есть - не доедая, вставала из-за стола и по команде становилась в строй, если надо петь - пела или просто шевелила губами, надо говорить - говорила. Но никто больше не видел у нее ни единой слезинки.

Продолжение... "Зиночка здесь!"