16 Прокладка курса корабля 19 05 1971

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава

16. Прокладка курса корабля. 19.05.1971. 


Фотоиллюстрация: из открытой сети Интернет.

Источники данных: Багрянцев Б. И., Решетов П. И. Учись морскому делу. — 2-е изд., доп. — Мл ДОСААФ, 1986, — 175 с, ил, 8 л. ил.


На второй «паре» занятий мы обнаружили на наших столах старые морские карты, простые карандаши, транспортиры, циркули-измерители и небольшие параллельные линейки.

Учитель имел такую же карту на классной доске. По ней он рассказывал, показывал и прокладывал линии и углы. Мы за ним всё старательно повторяли на своих картах.


Существует два вида прокладки пути корабля в море: предварительная и исполнительная.

Предварительная прокладка выполняется до выхода корабля в море. При этом подробно изучается район предстоящего плавания по лоциям и морским навигационным картам, подбираются соответствующие карты, пособия, таблицы, лоции и описания, корректируются карты, по которым предстоит прокладывать курс.

При выборе пути-курса тщательно проверяют протяжённость пути, условия плавания: ветры, течения, приливы и отливы, средства навигационного оборудования, навигационные опасности и время их прохода, время прибытия в назначенные точки на пути следования, пункт назначения, береговые и иные ориентиры, подводные опасности и т. п.

При предварительной прокладке просчитываются разные варианты движения и пути, заранее прокладываются компасные курсы, рассчитываются поправки на склонение и иные помехи. Все данные предварительной прокладки сводятся в таблицы курсов.

Исполнительная прокладка ведётся непрерывно с момента выхода корабля из базы или съёмки его с якоря.

Исполнительные или фактические курсы прокладывают с учётом реальной, действительной, фактической и конкретной обстановки на пути-переходе от точки к точке маршрута. При этом всегда стремятся следовать курсам предварительной прокладки.

- Для начала исполнительной прокладки нужно точно определить местонахождения корабля, - сказал Учитель. – Мы уже знаем, что для этого нужно определить точное направление на Северный полюс и взять пеленг на какие-либо ориентиры. Зная высоту своей точки наблюдения над уровнем моря и высоту ориентиров, определим по таблицам расстояние до них.

- Углы пеленгов относительно главного меридиана Северного полюса мы знаем, расстояния по таблицам знаем, - сказал деловито Учитель, - поэтому нанесём всё это на карту. Получим точное место нахождения нашего корабля.

Учитель ловко сделал необходимые измерения углов по ориентирам на стенах-рисунках аудитории, записал на доске данные, а потом транспортиром, циркулем-измерителем и параллельной линейкой в масштабе нанёс эти данные на свою карту.

Мы с грехом пополам сделали то же самое на своих картах. Впервые каждый из нас, заглядывая к соседу и друг к другу в карты, определили своё местонахождение на своих местах за нашими столами в нашей аудитории во всём окружающем пространстве, то есть на Земле!

- Поздравляю вас, - сказал нам торжественно Учитель. – Только что вы впервые в жизни точно определили своё место в этой жизни. Можете заслуженно гордиться собой.


Мы не просто гордились, мы ликовали! Правда, при этом каждый из нас взмок, как после тяжёлой работы…


- Сразу же по выходе из базы определяют место корабля, - сказал Учитель, - и наносят его на карту. Потом тут же прокладывают от этого фактического места него нужный истинный курс в первую точку пути-маршрута. На линии истинного курса записывают компасный курс и общую поправку компаса.

- Точка, полученная в результате определения места по пеленгам на береговые предметы, расстояниям до определенных объектов или по пеленгу и расстоянию, называется «обсервованным местом корабля»

Нам не понравилось это название…

- Обсервованное место корабля обводится на карте кружочком, - сказал Учитель, - над которым в виде дроби записывается время определения и отсчёт лага. Данные прокладки записываются в навигационный журнал.

Учитель всё это записал у себя на доске, а мы записали свои данные в таблицах на своих картах.

- Контрольные определения места корабля производятся не реже чем через 1 час, - сказал Учитель, - в зависимости от обстановки в районе плавания: ветра, течения, видимости, наличия навигационных опасностей и т.п.

- Как вы видите, простейшим способом определения места корабля является способ совмещения углов по двум пеленгам, - сказал Учитель. - Наиболее точным и распространённым считается способ определения по трём пеленгам, когда при помощи пеленгатора одновременно берут отсчёты направлений на три береговых объекта, замечают время с точностью до 1 мин и записывают отсчёт лага до 0,1 мили.

- Пеленги, взятые по магнитному компасу, исправляют общей поправкой компаса и прокладывают их на навигационной карте от соответствующих объектов. При этом место корабля будет в точке пересечения этих пеленгов.

- Естественно, что нужно как можно быстрее брать пеленги, потому что корабль движется, пеленги и расстояния меняются, - сказал нам Учитель. – Особенно быстро меняется обстановка на углах близких к траверзу, то есть к 90°, в направлении перпендикулярном курсу корабля.

- Следовательно, - сказал Учитель, - первыми берутся пеленги на ориентиры носовых и кормовых курсовых углов, последними — на ориентиры траверзных курсовых углов.

Особенно влияет на точность определения места положения корабля по пеленгам дрейф и снос корабля от ветра, направленного волнения или течения. При этом определяется не курс корабля, а путь корабля с учётом угла сноса от истинного курса.

Прокладка без контрольных определений места корабля, называется счислением. Счисление – это отметка в определённое время по корабельным часам момента отсчёт лага (скорости движения корабля), рассчёт пройденного кораблём расстояния и указание этого расстояния по линии истинного курса.

- Получается «счислимая точка» места нахождения корабля на истинном курсе, - сказал Учитель. – При этом на линии курса делается вот такая чёрточка и в виде дроби записывается время и отсчёт лага.

- Существуют и другие способы определения места корабля: астрономические, по радиопеленгу, спутниковые и другие, - сказал Учитель и спросил: «Какие технические средства кораблевождения вы знаете».


Освоившиеся в навигации «мореманы» тут же стали наперебой отвечать: компас, пеленгатор, лоты, эхолоты, хронометры, часы, дальномеры, наклономеры, креномеры, хреномеры…

Последнее «техническое средство кораблевождения» назвал Гарри Напалков за что получил одобрительный смех присутствующих и незлобивый нагоняй Учителя…


- На самом деле к техническим средствам кораблевождения и навигации, - сказал Учитель, - относятся:

магнитные и гироскопические компасы, курсоуказатели;
лаги;
лоты и эхолоты;
дальномеры и радиолокационные станции;
секстаны, наклономеры, различные призмы;
хронометры, палубные часы и секундомеры;
барометры, барографы, термометры, термографы, психрометры, анемометры;
радиопеленгаторы и спутниковые системы навигации.


Мы тихо, чтобы не шуметь, перешли в другое помещение, в котором стояли эти самые техническое средства кораблевождения.

Учитель непосредственно на этих приборах начал нам показывать и рассказывать о каждом из них.

Он показал нам главный, путевой и шлюпочный компасы.

Главный компас – контрольный, по нему назначается курс корабля, а также берутся отсчёты всех пеленгов.

Путевым оказался компас, по которому рулевой удерживает корабль на заданном курсе.

Шлюпочный компас оказался небольшим ручным компасом.

Главный морской магнитный 127-мм (5-дюймовый) компас имеет: котелок с картушкой и пеленгатором, нактоуз с амортизирующим подвесом для установки котелка и устройством для уничтожения девиации.

Компас устанавливается так, чтобы его курсовые черты совпадали с диаметральной плоскостью корабля или были строго параллельны ей.

Камера котелка 127-мм компаса заполняется компасной жидкостью — смесью этилового спирта (43% по объёму) с дистиллированной водой. Температура замерзания такой смеси -26°С.

Компасная жидкость обеспечивает картушке лёгкость и плавность вращения на шпильке, уменьшает трение при вращении, увеличивает устойчивость её во время качки.

Для определения направлений на объекты применяется специальное приспособление — пеленгатор, который устанавливается сверху на котелок компаса.

Обыкновенный пеленгатор состоит из основания (латунного кольца с крестовиной) и смонтированных на нём предметной мишени, глазной мишени и чашки для установки дефлектора.

Глазная мишень снабжена зеркальной призмой, служащей для того, чтобы наблюдатель мог одновременно видеть пеленгуемый предмет и отсчёт направления по картушке. На специальной колонке глазной мишени укреплены два откидных светофильтра.

Для определения направлений на небесные светила предметная мишень снабжена откидным черным зеркалом, укреплённым у её основания впереди.

Нактоуз 127-мм морского компаса представляет собой шкапик из дереза или фигурную отливку из силумина. Нактоуз имеет дверцы для доступа к девиационному прибору.

Нактоуз имеет пружинный подвес для амортизации котелка, девиационный прибор, а также защитный колпак или шаровой осветительный прибор (ШОП). В верхней части нактоуза крепится некий металл, для уменьшения воздействия внешних электромагнитных полей на картушку компаса.

Шаровой осветительный прибор освещает картушку компаса в ночное время. По бокам нактоуза есть крепления для двух масляных фонарей.

- В настоящее время освещение картушки компаса осуществляется со дна, - сказал Учитель, - поэтому она в темноте светится.

- От точности показаний главного и путевого магнитных компасов зависит безопасность плавания, - сказал веско Учитель, - поэтому эти компасы, и вообще, компасы моряки берегут как самое святое, как зеницу глаза, как ребёнка на руках.

Все внешние поверхности компасов протирают от пыли, влаги или соли только мягкой фланелевой ветошью или замшей. Чистить компасы какими-либо химическими или абразивными веществами запрещено.

Азимутальное кольцо, пеленгатор и острия цапф смазываются тонким слоем технического вазелина.

При стоянке корабля у причала магнитный компас закрывается защитным колпаком и парусиновым чехлом. Пеленгатор снимается с компаса и хранится в специальном футляре или ящике.

Дверца нактоуза для доступа к девиационному прибору всегда закрывается на замок, ключ от которого хранится у ответственного за компас.

Ещё более строгие требования содержания и обслуживания предъявляются к гирокомпасу.


Учитель начал рассказывать об устройстве гирокомпаса, о принципе его действия, о сложности этого навигационного прибора, мы заслушались Учителя, поэтому я почти ничего не успел записать в свой конспект.

Из его рассказа мы поняли, что гирокомпас – это быстро вращающийся волчок, который при качке и поворотах всё равно сохраняет одно и то же положение, направленное в определённую сторону и совпадающее с продольной осью или курсом корабля.

Волчок гироскопа вращается в центре осей карданного подвеса, который обеспечивает ему все три степени свободы. При этом гироскоп всегда поворачивается в сторону перпендикулярную направлению приложения смещающей силы. Этот поворот гироскопа-волчка называется прецессией.

Это свойство прецессии и груз (источник силы), приложенный к горизонтальной оси вращения карданового подвеса волчка, превращает волчок, кардан и груз в навигационный прибор – гирокомпас.

Гирокомпас не зависит от магнитных и электромагнитных полей и способен давать истинные направления, правда, с инструментальной поправкой.

Гирокомпас монтируется в неподвижном относительно корабля нактоузе и устанавливаемом в надёжно защищённом месте, в специальном отсеке с водонепроницаемой стальной дверью. Гирокомпас имеет сложное устройство и требует к себе высокопрофессионального отношения.

С помощью специальной следящей системы данные курса от гирокомпаса могут передаваться на картушки основного прибора, расположенные на столе, а также в различные точки корабля на репитеры и другие приборы, работающие от гирокомпаса (курсограф, авторулевой, автопрокладчик, целеуказатель и т.д.).

Для того, чтобы гироскоп работал исправно, ему нужно непрерывное электропитание Гироскоп долго готовится к походному и боевому применению (4-6 часов) и он нуждается в высокопрофессиональном обслуживании специалистом.

Репитер (повторитель) гирокомпаса фактически повторяет показания основного компаса (матки). Репитеры устанавливаются в различных местах, где необходимо следить за курсом корабля: в рулевой и штурманской рубках, на мостике, в каюте командира, в запасном посту управления (в румпельном отделении).

Репитер имеет азимутальный круг, картушку грубого отсчёта (360° по 10 делений по кругу) и картушку точного отсчёта (360° по 100 делений по кругу, то есть через 0,1°).

Снимая отсчёт курса или пеленга по репитеру, целые десятки градусов берут с картушки грубого отсчёта, а единицы и десятые доли градуса — с картушки точного отсчёта.

Репитеры, предназначенные для взятия пеленгов и определения курсовых углов, устанавливаются на пелорусах с карданным подвесом, компенсирующим качку и толки.

На репитеры гирокомпаса на этих пелорусах устанавливают оптические пеленгаторы для взятия пеленгов на отдалённые видимые предметы и объекты, а также для определения курсовых углов.

Кроме этого в штурманской рубке устанавливается курсограф – прибор для автоматической записи на специальной бумажной ленте курса корабля. Он тоже получает сигнал-данные с гирокомпаса. Курс корабля по курсографу определяется по записям двух самописцев и по таблицам.

Также с гирокомпасом и рулевой машиной соединён авторулевой – прибор для автоматического удержания корабля на заданном курсе.

На специальном штурманском электронно-электромеханическом устройстве («штурманский стол-планшет») устанавливается «автопрокладчик» - прибор, автоматически вычерчивающий курс корабля на морской навигационной карте пути следования. Автопрокладчик получает сигналы данных от гирокомпаса и лага.

Автопрокладчик позволяет контролировать и отражать на карте фактическое маневрирование корабля, его скорость и место с документальной точностью и записью этих данных непосредственно на карте. Все необходимые поправки вводятся вручную или автоматически. Определение координат и автопрокладка курса-пути корабля производится в географической системе координат на картах в меркаторской проекции.


Учитель показал нам репитер лага и рассказал о принципе его работы. По принципу работы лаги подразделяются на вертушечные, гидродинамические (гидравлические) и индукционные, измеряющие скорость корабля относительно воды,  а также гидроакустические и геомагнитные, дающие скорость корабля относительно дна и положения Земли.

Лаг позволяет определить скорость корабля (в узлах) и расстояние, которое прошёл корабль (в милях).

Гидродинамический лаг (например, ЛГ-25) состоит из трёх основных частей: гидравлической, механической и электрической: из трубки полного давления (статическое + динамическое), мембранного аппарата и трубки статического давления.

На ходу корабля скоростной напор воды через приёмное отверстие трубки полного давления давит на мембрану, которая начинает перемещаться вместе со штоком вверх. Перемещаясь, шток воздействует на механическую часть центрального прибора, которая состоит из узла измерения скорости и узла измерения пройденного расстояния.

Посредством механической и электрической передачи данные о величине давления на мембрану поступают на ось стрелки указателя скорости и прибор, регистрирующий пройденное кораблём расстояние.

Естественно, показания пройденного расстояния зависит от напора воды, от давления в системе лага. Поэтому лаг испытывают на так называемой «мерной линии» или «мерной миле». На заданном участке моря с точными координатами-ориентирами на разных скоростях по лагу замеряется время. Затем скорость, рассчитанная по траверзным ориентирам-пеленгам, сравнивается с показаниями лага. Фактические поправки лага учитываются при ведении прокладки.

Гидроакустические, геомагнитные и спутниковые навигационные приборы ещё более точные в определении скорости и расстояний, пройденных кораблём.


Для измерения глубин на море применяются специальные приборы – лоты. Лоты бывают ручные, механические и гидроакустические (эхолоты).

Ручным лотом (длинный лотлинь с флагдуками, цветными и фигурными маркерами и свинцовой или чугунной гирей на конце) измеряют глубины до 50 м при скорости хода до 5 узлов.

Гиря ручного лота имеет углубление для смеси толчёного мела с салом или размятого мыла. К этой смеси прилипают частицы со дна и тем самым определяется характер  грунта.

Лот бросают со специальных лотовых площадок и обязательно только с наветренного борта. Перед замером глубин «лотовый» обязательно надевает специальный пояс – брест-роп, конец от которого крепится на корабле.

Кроме замера глубин, ручной лот используют для определения характера грунта, для обнаружения дрейфа корабля при стоянке на якоре, для замера осадки носом и кормой.


- Давайте попробуем покидать лот, - предложил нам Учитель.

Мы с радостью согласились. Из шкафа торжественно был вынут облегчённый вариант корабельного лота. Открыли окно во двор и с подоконника «лотовый» стал учиться кидать лот…

- При необходимости измерить глубину мели и характер грунта, - громко рассказывал нам Учитель, - подаётся команда: «Лотовым на лот, приготовиться брать глубину!».

- Лотовый, - продолжал он говорить и одновременно руками двигал нашего «лотового», - заняв место, готовит лот: в руку, обращённую внутрь корабля, набирает 10-15 шлагов лотлиня, укладывая его так, чтобы лотлинь при работе мог свободно вытравливаться, гиря лота вываливается за борт и удерживается в подвешенном состоянии за клевант.

Ребята с восторгом повторяли за Учителем странные слова: «шлаги», «лотлинь», «вытравливать», «вываливать», «удерживать», «клевант». Веселью и хохоту не было предела.

Красный и потный «лотовый» старательно пытался выполнять команды Учителя, но у него руки, почему-то, были «проволочными»…

Каждый думал, что он может быть более ловким «лотовым», но каждый, кто брался за ручной лот, становился неуклюжим.


- По команде: «Как глубина!», - рассказывал Учитель, - лотовый раскачивает гирю вдоль борта, с силой бросает её по ходу корабля и начинает потравливать лотлинь.

- При касании гирей грунта лотлинь прекращает травиться, - сказал Учитель и остановил руку «лотового». - Лотовый быстро подбирает слабину лотлиня и в момент прохождения кораблём места слегка приподнимает гирю за лотлинь и ударяет ею о грунт, замечая при этом марку лотлиня у поверхности воды. В нашем случае уровень воды – это наш подоконник.


- Результаты замера «лотовый» сразу же докладывает на ходовой мостик, - сказал Учитель, - например, «Глубина 15 метров». Если гиря не дошла до грунта, а корабль проходит место падения гири — лотовый замечает марку у поверхности воды и докладывает: «Двадцать метров пронесло».


Новая порция шуток накрыла бедного «лотового» и его сменил другой желающий…

- Произведя один замер, - сказал Учитель, как будто не замечая всеобщего веселья, - «лотовый» быстро выбирает лот, набирая шлаги лотлиня, и повторяет все действия по замеру глубины. О характере грунта судят по частицам, прилипшим к салу (мылу), вмазанному в выемку основания гири. Ну, что там прилипло?


Все стали внимательно исследовать дно гири ручного лота. Там были песок, мелкие камешки и всё.

- Ручным лотом удобно следить за дрейфом корабля на якорной стоянке. Опускают лот с носа корабля до самого дна и смотрят, как и куда отклоняется лотлинь, - сказал Учитель. - Если через некоторое время лотлинь (при том же курсовом положении корабля) окажется натянутым, следовательно, якорь не держит (ползёт).

Замер глубины механическим лотом осуществляется путём помещения на лотлине с грузом стеклянной запаянной с одного конца трубки. Внутренние стенки трубки покрыты легко смывающейся краской. На глубине вода заходит в трубку и смывает краску. Затем на борту корабля трубку прикладывают к специальной мерочной таблице и определяют глубину.

Эхолоты измеряют время прохождения ультразвукового сигнала от вибратора-излучателя, установленного в днище корабля, до морского дна и обратно до вибратора-приёмника, который расположен рядом с излучателем. Скорость распространения ультразвука в воде принимается равной 1500 м/с.

Показания глубины снимают с градуированной шкалы эхолота по вспышке сигнальной неоновой лампочки либо на ленте прибора-самописца, который непрерывно чертит линию рельефа дна по ходу корабля.


Затем Учитель показал нам настоящий штурманский угломерный инструмент - навигационный секстан. Он начал рассказывать принцип работы секстана, но мы уже так устали, что ничего не воспринимали из его слов.

Последнее, что сегодня 19 мая 1971 года мы усвоили, это то, что «при астрономических определениях координат корабля в море необходимо знать время с точностью до десятых долей секунды».

Вот почему основным прибором, предназначенным для определения точного среднего гринвичского времени на кораблях, является морской или навигационный хронометр.

Хронометры (особо точные, прецизионные часы) хранятся в штурманской рубке в специальных деревянных ящиках со стеклянными глухими крышками. Поправка хронометра определяется по специальным радиосигналам и записывается в хронометрический журнал, она должна быть известна в любой момент.

Для астрономических наблюдений и других мероприятий, требующих точного времени, используются «палубные часы» или «анкерные часы карманного типа». Они также хранятся в деревянном футляре и тоже сверяются по радиосигналу.

Современная оперативная навигация уже невозможна без применения радиотехнические средства кораблевождения, без аппаратуры радионавигационных систем (РНС).

Радионавигационная система (РНС) состоит из:
передающей или принимающей радиостанции, размещённой в опорной станции в точках, координаты которых известны точно;
приёмоиндикаторов или приёмопередающих станций, устанавливаемых на кораблях, местоположение которых определяется;
наземной аппаратуры контроля и управления опорными станциями.

Средства радионавигации кораблей  - это радиопеленгаторы, радиолокационные станции, приёмоиндикаторы различных типов и радиосекстаны.

Радионавигация отличается большой дальностью действия, высокой точностью обсервации и независимостью от метеоусловий.

Радионавигационные системы обеспечивают точное определение местонахождения корабля на расстояниях свыше 600 км от опорных станций. Особенно важно применение радионавигационных систем при прохождении в узкостях, по каналам и фарватерам.


- Завтра будет последнее моё занятие с вами и контрольный экзамен по курсу «Навигация», - сказал нам Учитель на прощание. – Не бойтесь. Я вас специально «топить» не буду и вашу память и способность заучивать наизусть – тоже. Задача контрольного экзамена – выявить глубину и широту вашего понимания сути навигации, вашей способности усваивать предмет навигации.

- Фактически в вашей обычной жизни навигация, сказал Учитель, – это то же самое, что ориентация в окружающем мире. Правильно ориентируешься – правильный человек, неправильно ориентируешься и оцениваешь своё место в жизни – неправильный человек…


Этот день в севастопольской Морской школе ДОСААФ мне и всем нам понравился…

С девчонками после занятий мы так и не встретились. Не дождались они нас…