Январь

Геннадий Заковряшин
Начало повествования:http://www.proza.ru/2014/11/19/558

Новый год встретили как дома. Всю ночь у телевизора и за столом. Сэм удружил, ни в новогоднюю ночь, ни днем первого января меня на службу никуда не поставил.  Напекли картофельных драников, вывалили на стол различные вкусности из домашних посылок, кроме того начмаг распорядился выдать печенье, конфеты и сгущенное молоко по подразделениям, что бы пили чай в новогоднюю ночь у себя в подразделении и нигде не блукали. Волшебная ночь!

Начальник заставы притащил десяток сигнальных реактивных ракет. Без пяти двенадцать с ракетами в руках заняли позиции. Ровно в двенадцать с территории инженерно-саперного взвода в небо взметнулся цветной столб огня. Это саперы связали в один пучок около пятидесяти сигнальных мин, каждая выплевывает около десятка разноцветных сигнальных огней. Первый огонек вылетает низко, каждый последующий взлетает выше предыдущего и последний летит метров на тридцать вверх. Красота! Как только бахнули саперы, так следом озарилась вся точка, со всех подразделений полетели в небо цветные огни, с шипением полетели реактивные сигналки, в том числе и наши, начали грохотать сигнальные пистолеты выбрасывая в небо белые, зеленые и красные огни. Пять минут огненной какофонии и следом звенящая тишина. Духи, наверное ошалели в округе от такого фейерверка. У них же Новый год где-то в марте, по-моему.

Возбужденные огненным зрелищем, делясь впечатлениями, спускаемся в Ленинскую комнату к столам и телевизору. Конечно, всю ночь без сна не выдержать, где то к часу ночи глазки начали слипаться, и мы побрели по своим спальным местам.

31-го декабря было общее собрание, вернувшийся после ранения начштаба доводил обстановку. Опять в округе все напряженно, у пятого поста нашли учебную гранату от РПГ. У нас РПГ нет вообще. Вопрос – откуда граната? Решили первого января выдвинуться на технике и прочесать территорию напротив поста.

Первого поехали прочесывать местность. Поехала моя БМП и один БТР. Мы постояли покараулили, а пехота выстроилась цепочкой и прошли несколько раз туда-сюда. Ничего не нашли, ни следов ни позиций. Вернулись обратно. Для Фиксы это был первый выезд за территорию точки. Чуть парень шею себе не свернул, крутя ею на все триста шестьдесят градусов.

В эти посленовогодние дни Шеварднадзе ведет переговоры в Кабуле с Наджибуллой, а госсекретарь Шульц переговаривается с Зией Уль Хаком. Думали, что будет вывод советских войск из Афганистана, но Шеварднадзе в интервью Бахтар сказал, что возможность есть, но ясно будет после переговоров Афганистана с Пакистаном в феврале в Женеве. Начмаг говорит, что перед выводом войск нас переведут в зелёнку, куда нибудь на Даркат, но это ещё только предположение.

После нового года начальство стало каким то нервным. На посты охранения выдали команду – в случае приближения кого-либо к ограждению стрелять, вплоть до поражения. Раньше нужно было сообщать дежурному. Теперь решение об открытии огня можно принимать на месте и только потом сообщать дежурному. На Южном хребте, ашнаки зажгли костёр, так его тут же Прас расстрелял из ЗУ. По команде, конечно. С плато 6-й пост засек двух человек у ограждения. Я как раз был на 1-м посту и, получилось, что они ко мне были намного ближе, но из-за горки я их не видел. Так мне пришлось кидать гранаты из подствольника за эту горку, пока они не разбежались. Тот же 6-й пост ишака застрелил. Какого хрена этот ишак шарился там у ограждения? Потом из Обосиобо целая делегация приходила, требовала деньги за ишака. Начмаг их всех послал подальше. Дескать, следите за своей скотиной, сказано вам не подходить близко к ограждению.

Наконец то привезли антифриз. Теперь холода не страшны. Но аккумуляторы опять отдал на КТЦ. Сколько они еще бедные продюжат? Совсем плохие стали. Для того что бы завести БМП есть только одна попытка. С первого раза не завелась – всё, беги по точке договаривайся с кем либо о внешнем запуске. У шоферов есть хотя бы кривой стартер. У БМП такового нет.

Участились учебные тревоги. Через день подкидывают «к бою». На одной такой учебно-боевой тренировке наш Сэм неосторожно наступил на камень и подвернул ногу. Нога выше ступни распухла. Наш медик сказал – возможно разрыв связок. Не повезло парню, а может наоборот повезло. Его на следующий день отправили в Союз в госпиталь, и там он тащился почти месяц.

А к нам на заставу поставили начальником лейтенанта-срочника с минометной батареи. По кличке «Череп». Почему его так прозвали – теряюсь в догадках.
Скорее всего – это термин из солдатских иерархических званий, зависящих от срока службы. Насколько помню – черепами звали новобранцев, которые только-только переступили КПП части. А может черепами звали тех, кто уже прослужил полгода. Как-то я не сильно вникал в суть этих неофициальных солдатских званий, тем более, что очень часто приходилось менять места службы, и вокруг меня были такие же, часто меняющие места службы, солдатики. За время службы я несколько раз встречал знатоков, можно сказать зубров  этой иерархии, но каждый излагал версию отличную от другой. Поэтому я даже и не пытался постичь смысл этой условности. И только в одном сходились все – через полтора года службы солдат имел звание «дед», а после приказа о демобилизации «дед» получал звание «дембель».

Череп начал свою деятельность на нашей заставе тем, что отобрал у меня дембельский альбом. Я только-только оформил фон на страницах альбома и начал рисовать кальки, которые вклеивались между страницами. Я после отбоя достал альбом и колдовал над ним на столе в блиндаже. Тут приперся новоиспеченный начальник и конфисковал его. Вернет, конечно. Но когда? Неужели придется новый начинать?

Затем Череп затеял дезинфекцию наших блиндажей, чтобы уничтожить всех вшей и блох. Бона медь! Никогда у нас не было ни вшей, ни блох!!! Если на батарее страдают от насекомых, то зачем нас травить? Когда начальник – дурак, это еще полбеды. Совсем плохо, когда начальник умный дурак!

Но несмотря на все происки начальства жизнь на заставе шла своим чередом. В первые дни января один из вновь прибывших оказался именинником. Отслужил он всего полгода. Поздравили парня, и доели конфеты оставшиеся с нового года. Парень, похоже, из самой обычной семьи, еще не совсем привык не только к необычной обстановке, да и вообще к армии. Самое простое пожелание удачи в день рождения, самое обычное дружеское рукопожатие вкупе с накрытым столом вызвало в нем самое настоящее смятение чувств. Влажные глаза, ответные слова благодарности дрожащим голосом. Торкнуло парня. Глядя на него, я вспомнил себя в учебке. Как я его понимаю!

До армии я был беззаботным, веселым молодым человеком, знал много анекдотов. Улыбка не сходила с моего лица, чем я часто раздражал учителей в школе. В учебке улыбка с моего лица сползла. Это я заметил на втором месяце службы. Дальше – больше. В армии я вообще стал очень серьезным, о чем я, глубоко в душе, сильно переживал. Неужели я вообще разучился улыбаться, как Тим Талер, что продал свою улыбку дьяволу? Неужели не будет уже той веселой, беззаботной и разухабистой жизни, какая была до армии?

Время, конечно, вернуло всё на свои места. Но не сразу…

А сейчас, глядя на расчувствовавшегося от немудреных поздравлений солдатика, только и подумал:

«Ничего, держись паренёк, привыкнешь. Не ты первый…»

(продолжение http://www.proza.ru/2016/04/23/1379)