Сокровенное в гравюре А. Дюрера Меланхолия 1

Ната Асеева
Ната Асеева.               
               
                Сокровенное в гравюре А.Дюрера «Меланхолия 1». 

           /Размышления о таинственной гравюре мастера эпохи Возрождения/.   

               Посрамлены мудрецы, смутились, запутались в сеть; вот,
               они отвергли слово Господне, в чем же мудрость их?            
                /от Иеремии, гл.8.9./ 

       Почти пять веков отдаляют нас от эпохи Возрождения. Удивительные мастера той поры взлетели над мрачным временем невежества и попрания духовной свободы. Они творили вечное, когда на площадях городов многие грешники занимались самобичеванием и ползли на коленях к церкви, оставляя за собой кровавые следы. В те годы не вызывало удивления, что злодеи и прелюбодеи публично каялись в преступлениях, а вчерашний богач вдруг раздавал нищим свое имущество и шел с протянутой рукой на паперть. Это была Европа великого ужаса и великой веры, которая будила совесть и взывала к разуму. В страшных муках она родила великих гуманистов, создавших в кропотливом труде шедевры искусства. По традиции, и сегодня многие призывают молодежь искать высокого образования в Западной Европе и в Америке, утверждая, что там знают ответ на секрет всеобщего благополучия. Однако пестрая палитра учебных заведений теперь чаще утверждает примитивную идею - быть успешными в бизнесе, обучая изворотливых «портных» искусству по крою и пошиву воздушных «нарядов» для самовлюбленного современного «голого короля». 

   Европа, как и другие «благополучные» страны, больше напоминает уродца крошку Цахес, из сказки Э.Гофмана. В нем не пробудилось никаких душевных качеств - его косный, лживый, безжизненный дух остался высокомерным и грубым. Потому что философия обогащения эгоистична и предлагает лишь узкую полосу скудного прозябания и ведет людей к катастрофическому духовному вырождению.

  Это усугубляется проповедью праздного образа жизни в искушении роскошью. Происходит духовное обнищание человека разумного. И детям во всех странах уже трудно найти эталон правильного, чтобы не оступиться и не стать на путь агрессии и преступного попрания чьей-то жизни. Даже самые трагические страницы истории вызывающе затираются, и людей вновь толкают на вражду и озлобление. И только осознанный труд и возвращение к культуре, выстраданной в духовной вере и правде, спасет человека от деградации.   
                1.
     В этой небольшой статье я напомню об одухотворении замечательных людей искусства 16 века, ярким представителем которой признан немецкий художник и мастер гравюры Альбрехт Дюрер. Читатели могут найти о нем множество книг и рассмотреть его картины и гравюры в опубликованных альбомах живописи. Он был современником Рафаэля, Тициана, Шекспира, Леонардо да Винчи, Микельанджело и многих других славных людей, утвердивших в культуре принципы высокой духовности, противопоставив их порокам насилия, алчности и жестокости.

     С детских лет Альбрехт Дюрер наблюдал на картинах северных мастеров пляску смерти. Казалось, что повсюду человека подстерегают три злобных мертвых короля. Эти истлевшие скелеты-короли пялили жуткие пустые глазницы со страниц «Домашней книги», пугая детей бессмертным злодейством. Однако уже молодой художник восстал над миром залитым кровью, истерзанным чумой и церковными догмами. Наверно, жить было страшно, но весна каждый год озаряла землю яркими красками, любовь и надежда побеждали мрачную скорбь и покорность злой судьбе. Лучше всего о человеке говорят его творения. Вот строки из стихов Дюрера к другу: 

Держаться надо бы подальше от лицемерия и фальши
Поскольку добрый друг не тот, кто перед нами спину гнет,
К уловкам прибегая лисьим! Но кто в поступках независим.
Удачу иль беду твою воспримет так же, как свою.
Кто за тебя горою встанет, не подведет и не обманет,
За то, не требуя наград, - тот верный друг тебе и брат.
И этой верности сердечной ты сам ответишь дружбой вечной. 

    Совсем молодым юношей Альбрехт Дюрер отправился из родного дома в Швейцарию и Нидерланды для изучения граверного дела. Его отец, знатный Нюрнбергский мастер золотых дел, приучил трех своих сыновей к труду. Путь Альбрехта к мастерству был наполнен тысячами дней и ночей кропотливого труда - составления эскизов, чертежей, изготовления приспособлений и инструментов, а также постижения искусства живописи и использования красок.

    Это было время активной духовной жизни и изучения наследия христианства. В начале 16 века европейские страны уже были подготовлены к восприятию нового учения доктора Мартина Лютера, который обличил католицизм в искажениях и перевел Библию на немецкий язык. Он разоблачил ложь церкви в том, что буквально все будут осуждены на Страшном Суде. Он первый в Европе обратился к правде Святого Писания, открыв его всем простым людям. Мартин Лютер рассказал, что все раскаявшиеся грешники будут помилованы Богом. Однако, это вовсе не те нечестивые, которые надеются получить прощение за свои преступления приобретением папских индульгенций за деньги, а все искренние и простые люди, не совершившие тяжких злодеяний. Многие жители Европы тогда уже с детства постигали Евангелие на латыни и греческом языке.

    Шли бурные годы Реформации церкви, острой борьбы за правду Христианского учения, а затем и жесткого подавления крестьянской революции 1525 года. Суд у властителей был короткий: казнить или заключить в тюрьму. На рейхстаге 17.04.1521 года уже отлученный от церкви Лютер изложил судьям свое учение, закончив речь словами: «На том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог».   
 
       Обучаясь у разных мастеров, Альбрехт Дюрер осознанно избрал путь праведника - полное неприятие низменных пороков, отрицание злобы, лжи и   лицемерия. Несколько лет он провел в Базеле, который бурлил активной духовной жизнью. Очень современна его горькая поговорка об обывателях - они так жадно пьют вино и пиво, будто завтра его уже не будет. Многое он почерпнул от дружбы с молодым профессором Базельского университета Себастьяном Брантом, знатоком римского и церковного права, переводчиком античных авторов и звездочетом. Позже Дюрер иллюстрировал его сатирическую книгу «Корабль дураков».
               
     Неприятие праздного образа жизни и постоянные поиски истинного смысла назначения человека побуждало художника искать ответы в Библии. В долгих  путешествиях по Италии и Нидерландам Дюрер изучал разных художников и пришел к самобытному познанию прекрасного. Его художественные полотна, портреты, гравюры и панно к алтарям христианских соборов признаны шедеврами мирового искусства. Он написал книгу об измерениях, изучал пропорции в человеке и в природе, написал трактат об укреплении городов, работал над триумфальной аркой и создал много прекрасных гравюр. В своем труде об измерениях он изложил на немецком языке Евклидово учение - объяснил, что такое точка, линия, плоскость. Изучая проблемы плоскостей, углов и многоугольников, художник назвал правила объемного и перспективного изображения тел на плоскости, не подозревая, что решил задачу, над которой безуспешно бились арабские и греческие ученые.

           В своей книге Дюрер также объяснил способ построения правильного пятиугольника с помощью циркуля, которого до него не знал ни один математик. Теперь всем известны его творения, которые занимают достойное место в художественных музеях Германиии и католических храмах - «Четыре апостола», «Тайная вечеря», «Апокалипсис», «Святой Иероним», «Страсти Христовы» и многие другие. Всю жизнь мастер пытался найти ответ на вопрос - что же такое прекрасное, утверждая, что ответ на него знает только Бог, к которому он постоянно обращался в своих молитвах.
                2.

      В те годы мыслители еще не могли постичь данного в Библии учения Бога о том, что на земле в теле человека происходит «томление духа», созревание его невидимой духовной сути, которой затем предстоит родиться свыше.
В Библии сказано, что для Бога имеет значение только «новая тварь», то есть новое творение - возникший в земной плоти человека позитивный дух разума, который затем уйдет в вышний мир для жизни вечной в нетленном теле. Не зря, Христос акцентирует внимание учеников, что Он не обращает внимания на тело человека, а видит его «ис-тинную сущность», и потому оставляет заповедь: «Разумейте, пламенейте, радуйтесь», - открыв людям, что в каждом человеке «дух живо творит, тело не пользует ни мало».

Однако для созревания позитивного духа в человеке необходимо время, поэтому «претерпевший до конца, спасется», если он не погубит душу злодеянием, ведь только «отсутствие зла - разум». Хотя некоторые замечают лишь стареющую земную плоть. Наверно, «томление духа», рост духовного тела можно сравнить с кропотливым плетением кружевного полотна, так как плоть духа, наш разум, тоже имеет свои законы развития и дальнейшей жизни. Но в 16 веке церковь угнетала людей ожиданием страшного суда и покаранием буквально всех - и праведных, и грешных в аду, что нашло отражение в мрачных произведениях искусства.

    После 1512 года Дюрер долго работал над иллюстрированием молитвенника для крестоносцев и задумал создать гравюру «Меланхолия», в которой хотел воплотить свои тревоги о будущем человечества. Его постоянно беспокоил вопрос: «Что же будет дальше»? В нем появился страх, что христианские истины, которые были основой жизни многих поколений, исчезнут, и мир окончательно погрузится в кромешный ад злобы и скотской похоти.
В «Меланхолии» художник хотел отразить свое понимание смысла пребывания человека на земле перед тем, как его дух созреет, и он удостоится вечной жизни. Этот смысл мастер понимал в искреннем усердном труде, заботе о ближних, праведности и истинном богослужении.   

   Для воплощения своих раздумий в «Меланхолии» Альбрехт Дюрер мучительно искал художественные символы и в Библии, и в аллегориях античности, но долгое время не мог подобрать. Больше года! Впервые в жизни уже опытный мастер живописи чувствовал свое бессилие. Несмотря на сильный творческий порыв, он не мог даже составить простую композицию задуманной «Меланхолии»! В 1514 году тяжело заболела нежно любимая мать художника, и он стал готовиться к худшему. Она всю жизнь утешала его в раздумьях - Бог выведет на правильный путь. И вот 15 мая 1514 года мать перед смертью благословила трех сыновей, завещав им помогать друг другу.

    Я не случайно напоминаю читателю об этих событиях, так как именно эти цифры есть в своеобразном «магическом квадрате», который позже возник на гравюре «Меланхолия 1». Вот как описал этот скорбный день мастер в своем дневнике:
«Она сильно боялась смерти, но говорила, что не боится предстать перед Богом. …
Я видел, как смерть нанесла ей два сильных удара в сердце, и как она отошла в мучениях. Я молился за нее. Я испытывал тогда такую боль, что не могу этого высказать»…

   Когда в доме возле усопшей, по обычаю, собрались люди, художник ушел и долго бродил у реки, затем постоял у ограды кладбища, где уже был похоронен отец и будет похоронено тело любимой матери. Уже вечером он в смятении и горе возвращался домой. В сумерках от холодной реки поднимался туман, и ему вдруг послышался шум сильных крыльев. Пораженному мастеру вдруг реально представилась могучая летящая женщина, причем настолько реально, что он даже оглянулся, надеясь ее увидеть. И в этот же момент художник ясно представил свою гравюру «Меланхолия 1», о который мучительно размышлял больше года. Столь сложных гравюр Дюрер больше не создавал.          
               
   Известно, что есть творения талантливых мастеров, созданных ими при озарении свыше. Пристальное изучение таких произведений искусства раскрывает, что это происходит по воле Всевышнего, давшего дар особого таланта изначально, еще в «начатке духа», в зародыше разума именного этого мастера. Все мы помним волнующие строки А.С. Пушкина о необъяснимом чуде творения: «И пальцы просятся к перу, перо к бумаге! Мгновенье - и стихи свободно потекли». Многие знаменитые люди рассказывали, что в процессе работы над картинами, поэмами или научными исследованиями вдруг непостижимо изменялся их первоначальный замысел. Иногда ответ приходил даже во сне, как это случилось с Д. Менделеевым, когда он четко увидел свою таблицу химических элементов, над которой работал долгое время.

      О таком чуде свидетельствует и гравюра «Меланхолия 1», которую сам мастер при жизни так никому и не объяснил. Иногда, шутя, он говорил, что ключи и кошельки на поясе у крылатой женщины - символ власти и богатства. Современники отмечали, что Дюрер относился к своему творению с особым волнением и всячески способствовал распространению этой гравюры в Европе, ничего не говоря об ее значении. Время сомкнуло над гравюрой непроницаемую тайну. Однако в дневнике художника есть описание его необычного вещего сна, который может прояснить это загадочное творение. 

      «Вещий сон» приснился мастеру уже в 1525 году в ночь после Троицы. Обычно Дюрер никогда не записывал и не зарисовывал свои сны. Зачем же он это сделал в этом случае? В Библии написано, что людей, постоянно обращающихся к Богу, сам Он наставляет во сне два раза в жизни, но при необходимости и чаще. Описанный художником вещий сон был настолько явным, что он утром нарисовал увиденное и описал сон в своем дневнике. Мастер увидел себя в чужой, пустынной местности. Перед ним возвышались горы, совсем непохожие на его родные, альпийские. Создавалось впечатление, что он стоит на возвышенности и видит почти всю землю. По низкому небу ползли тяжелые тучи, и явно слышался плеск воды. Художник понимал, что во сне видит страшную катастрофу. Водные потоки захватили сушу, скрывая под собой все вокруг. Ветер гудел и гнал волны к высокой горе, на которой он якобы стоял. Проснувшись, мастер зарисовал увиденное и подробно записал сон. И хотя очень долго размышлял, но так и не понял его значение… 

                3.

    Необычно трудное создание «Меланхолии 1» зрелым мастером и этот «вещий сон» побуждает исследователя искать ответ на его таинственную гравюру именно в Библии. Ведь по воспоминаниям, долгие годы художника тревожил вопрос о будущем, о дальнейшей судьбе человечества. Потому, создавая гравюру, праведный мастер молился и получил ответ на этот вопрос свыше. Однако, возможно, совсем не тот, о котором он скорбно переживал, наблюдая праздную мораль окружающего общества. В черновых записях Дюрера есть разные варианты написания названия гравюры. Считается естественным, что слово «меланхолия» имеет античное звучание и обозначает состояние глубокой печали человека в размышлениях о бренности бытия и даже " душевную болезнь". Такое трактование мы находим в современных учебниках.

    Однако, задумавшись над необычными символами на картине, которые невозможно объяснить известными античными аллегориями, я решила записать это слово по-немецки. Именно так больше года, дни и ночи произносил его в своей душе в мучительном размышлении мастер. На слух, по-немецки это будет звучать - mel an chohlei. «Mel» можно трактовать от слова «melden» - «сообщать или извещать». An chohlei - в переводе с немецкого означает - «о пустоте». Получается, что совершенно неожиданно для художника, по воле Всевышнего, на гравюре мы увидели ответ на его мучительный вопрос - что же будет дальше? В гравере отражено предупреждение людей о беде. И возможно, эти символы сегодня помогут нам понять важное божественное откровение - «Сообщение о пустоте» или более привычно как сказано в Новом Завете о "мерзости запустения".

       В подтверждение верности такого предположения мы видим вверху на гравюре радугу, которая является давно принятой в искусстве аллегорией связи с Богом. Летящий дракон, несет таблицу с названием - «Melanholia 1», написанную на латинском языке. Цифра 1 указывает на послание от Господа. Напомню, в Евангелие Господь говорит о Себе - Я - и Первый и Последний. Господь Иисус Христос сообщает ученикам о многих событиях, предстоящих пережить в будущем людям на земле. И Он предостерегает, что будет очень страшная планетарная катастрофа, о которой было передано сообщение еще в Ветхом Завете через пророка Даниила, где Иудея представлена как вся земля: «Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы»/от Матфея, гл.24.14-22/.

     Для исследования выделим две фразы - «МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ» и «СТОЯЩУЮ, где НЕ ДОЛЖНО». По воле Бога, эти фразы должны были быть открыты уже позже, так как Господь указывает, что «тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы». Значит, ко времени планетарной катастрофы люди смогут уже построить в космосе города на орбите Луны или Марса, или же освоить другие спутники планет Солнечной системы и в момент бедствия многие уже не будут проживать в «Иудее», т.е. на Земле. Далее указано, что после этой катастрофы уцелеет только половина из тех, кто в этот момент будет находиться на земле.

      В этом пророчестве от Даниила сказано, что океанские воды и землетрясения будут столь значительны, что планета на время станет практически непригодной для жизни. Уже от апостолов затем говорится, что людям будет дана «новая земля правды». Вот как в Ветхом Завете по воле Бога передает эти знания муж Гавриил: «семьдесят седьмин определено для народа твоего» /49000 лет для данного рода людей/!? «до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины». «И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос и не будет».
«И утвердит завет для многих одна седьмина /3500 лет после ознакомления людей с Христианством?/ и в половине седьмины/через 1750 лет?/ прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя»./От Дан. гл.9.24-27/.
Конечно, все преданные библейские знания требуют постоянного глубокого изучения и научных исследований.

 Однако примечательно, что эти же библейские символы можно увидеть и в гравюре «Меланхолия 1»!!! Совершенно необъяснимым для нас образом мастер создает напряженную атмосферу приближения планетарной катастрофы и страдания Мудрости разума о судьбе всего человечества, в образе могучей женщины, вестника с крыльями! К городской стене приставлена лестница, как символ спасения - пути в небо. Причем, передано ощущение, что крыша над стеной требует ремонта /отсюда инструменты, которыми во времена мастера строили крышу дома/. Ясно, что наша крыша - это небо, атмосфера планеты. Песочные часы, отмеряющие срок жизни на благополучной планете, уже показывают половину истекшего времени /если считать от 1514 г. Всего - 1750 лет!?/ Еще приходит мысль из книги Бытия, где сказано, что Творец при создании земли отмерил вес ветру, т.е. воздуху. На стене висят весы, как символ фортуны и способности души человеческой преодолеть судьбу и спасти жизнь своему роду. На гравюре Дюрера они пока уравновешивают шансы жизни и смерти. Мы видим на стене колокол с натянутой веревкой, который готов в любой момент забить тревогу о надвигающейся беде. Это призыв к людям - всегда быть бдительными.

     На коленях у крылатой женщины Библия. Она знает - мудрость в наставлении от Бога. Так как книга закрыта, то события произойдут в конце описанных времен. У ее ног - больной пес как символ уже истощенной к тому времени природы на земле, которую на гравюре символизирует круглый шар. Под стеной что-то пишет злой Плуто, представляющий коварного подземного духа. Рядом с ним - оторванный жернов. Он свидетельствует о нарушении привычного режима действия физических сил планеты именно под землей. В центре гравюры художник поместил огромную глыбу - плавиковый шпат и возле него плавильный тигель и фонарь. Фонарь указывает, что надвигаются сумерки, и что события требуют пристального рассмотрения/не будет света/. А плавильный тигель изображен для сообщения, что разлом, «мерзость запустения» на «крыле святилища» возникнет при разогревании и разломе прочной литосферной плиты, под которой находится магма земли. На гравюре в гладкой плите плавикового шпата отражается череп - символ смерти всего живого. Небольшие строения уже подтоплены, так как деревья стоят в наступающей воде. Хочется напомнить простые аллегории из апокрифов - "Бойся мужчины бегемота и женщину левиафана". Что означает - водяной смерч и трещину под морским океаном, так как левиафан описан в Книге Иова, как огнедышащий морской дракон. Господь Иисус Христос предупреждает, что по масштабам бедствие будет, подобное потопу. «И если бы не сократились те дни, не спаслась бы никакая плоть» /от Матф. Гл.24.23/. Хочется обратить внимание пытливого читателя на гравюру Дюрера "Тайнаая вечеря". Мы помним подобный сюжет на мозаичном полотне Леонапдо да Винчи. Но там все ученики рядом с Господом полны сил и молоды. Не так на гравюре Дюрера. Здесь апостолов меньше и они дряхлые старцы. Только один из них, возможно Иоанн, укрыт на Его коленях. Да и вся комната больше напоминает каюту, с плотным люком, который лежит на полу. Здесь же запас воды и еды. То есть эти события произойдут на земле в последние времена. Хотя на гравере "Меланхолия" уже явно конец времен. Справа на стене дома изображен квадрат с цифрами, в которых мы находим и дату смерти матери Дюрера. Почему-то некоторые исследователи его назвали «магическим квадратом 34х34». У ног крылатой женщины бесполезные строительные инструменты - «отремонтировать» разлом в земной коре тщетно. Кто помнит содержание Библии, то вспомнит и символы ключей и двух кошельков. В гневе Бог говорит, что в наши дни люди трудятся для «дырявого кошелька».  Возможно, поэтому мастер изобразил два, как о необходимости приберечь средства на день беды и заготовить запасы/? Четыре ключа напоминают предупреждение о четырех погибельных опасностях для планеты, которые записаны еще в Книге Притчей Соломона /гл.30. 21-23/:
 
«От трех трясется земля, четырех она не может носить;
1. раба, когда он делается царем /это, возможно, солнце, которое даст сильный выброс/,
2. глупого, когда он досыта ест хлеб /огонь, поглощающий кислород! Вулканы/,
3. Позорную женщину, когда она выходит замуж /падение кометы!/,
4. И служанку, когда она занимает место госпожи своей /сдвиг с орбиты Луны!/.
Поэтому, можно предположить, что четыре ключа на гравюре символизируют ключи от этих знаний, которыми будет владеть мудрость земли, чтобы спасти живое.

  В руках у сильной женщины циркуль. Задумавшись, я тоже взяла циркуль, а затем открыла Географический Атлас. Наверно, цифры «магического квадрата - 34х34» указывают нам координаты разлома земной коры! Приняв эти цифры как географические обозначения широты и долготы, я определила на карте возможное место библейской «мерзости запустения». На тектонической карте мира там расположена граница сдвига литосферных плит между Североамериканской тектонической плитой и Евроазиатской тектонической плитой?!/это место в Атлантическом океане, недалеко от Азорских островов, имеющих вулканическое происхождение и активное горообразование/. Там находятся океанические платформы и внутренние океанические хребты. Красными штрихами ученые геофизики уже пометили на карте зоны разломов земной коры.

   Любопытный читатель спросит, почему вдруг надо считать, что цифры в квадрате на гравюре это именно координаты северо-западной широты и долготы, а не восточной? Потому, что на карте показано, что на восточной стороне эти координаты соответствуют Иранской тектонической литосферной плите, то есть, это место находится на суше. Однако, если мы вдумчиво прочтем Евангелие,  то поймем, что этот катастрофический разлом возникнет не на суше. Напомню, что там записано, что «мерзость запустения» будет «поставлена», где «не должно», т.е. «где не долъ жено»/суши/! На древнем звучании это значит - «где НЕ поле суши»! Так как слово «жена» обозначало «суша». Значит, возможная катастрофа начнется из глубин Атлантического океана. 

      Конечно, современные люди не могут полностью довериться таким координатам и не только потому, что мастер почему-то несколько раз их подправлял в своем квадрате на гравюре. Теперь ученые земли уже могут досконально исследовать многие опасные природные явления. Однако главное все же произошло! Альбрехт Дюрер, праведный художник 16 века, и через него передано божественное откровение и тревогу о дальнейшей жизни на земле. Такие откровения передаются свыше Отцом Небесным на протяжении всей истории человечества, для нашего разумения и духовного развития. Потому что Бог в каждом создает дух разума. Библия утверждает, что каждая душа избрана еще до основания веков. "Напрасно мятутся племена и народы. ...Бог наследует всю землю". "Сеется тело душевное, а восстает тело духовное. ... Отсутствие зла  - разум". И это заставляет нас сегодня задуматься - так уж мы благополучны и безопасны? Происходит ли сегодня вовлечение каждого человека в разумное созидание? Куда ведет планету умозрительная философия обогащения любым путем? Не стыдно ли быть в праздности, окруженной мнимыми ценностями роскоши? Правильно ли мы воспитываем наших детей? Счастливы ли они сегодня в сомнительных забавах, умозрительных играх без творческого созидания? Любят ли они людей и все живое? Есть ли в них воля и желание спасать и беречь жизнь? Будут ли они сегодня наполнять свой разум жизнью в духовной радости, как богоодухотворенные мастера Эпохи Возрождения!? Прискорбно, если эти вопросы так и останутся риторическими. 
          
25.03.2016 года.