8. Спустя четверть века

Яаков Менакер
 

           Г Л А В А   В О С Ь М А Я

           Ш е с т о й   д е н ь   в   п у т и

    Утром, поблагодарив хлебосольных крестьян Кубинки за ночлег и прием, тепло, простившись с ними, я продолжил свой путь.

    В лежавший слева в 6-ти километрах от дороги город Вязьму не заезжал, а безостановочно продолжил движение к Смоленску, с не продолжительными остановками преодолев около 300 километров.

    В город Смоленск, лежавший в нескольких километрах слева дороги, я мог бы также не заезжать. Однако интерес к городу был настолько велик, что я не посмел отказаться от него.

    «Смоленск расположен по обоим берегам верхнего Днепра, который здесь глубоко врезается в Смоленскую возвышенность, являющуюся западной частью обширной Смоленско-Московской гряды.

    Днепр пересекает город с востока на запад и разделяет его на две части, относительно симметричные по характеру поверхности. Крутые склоны берегов, изрезанные разветвленной сетью оврагов, придают территории города вид увалистой, гористой местности.

    Город имеет выгодное географическое положение, так как расположен на путях из Москвы в Беларусь, Прибалтику, страны Центральной и Западной Европы. 
 
    15-29 июля 1941 года здесь проходили кровопролитные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Более двух лет Смоленск находился под немецкой оккупацией.

     25 сентября 1943 г. частями 5, 31 и 68-й советских армий был освобожден. (Из: http://admcity. smolensk.ru//people/turism/turism_1812.ht).

    В городе я не нашел памятников, посвященных освободителям  города Смоленска от нацистских оккупантов. Большой интерес вызвали у меня памятники, сооруженные в юбилейном 1912 году, отмечая 100-летие со времени Отечественной войны 1812 года.

   «По своему замыслу памятник героям Отечественной войны 1812 года отличается большой художественной силой и символичностью. Он представляет собой высокую каменную скалу, символизирующую Россию.

    По уступам скалы, к её вершине, поднимается воин-галл в средневековых доспехах с обнажённым мечом в руке. Он олицетворяет наполеоновскую армию (французы считают себя потомками племени галлов).

    На вершине скалы – гнездо и два орла. Один орёл распростёр свои могучие крылья и крепкими когтями держит руку галла. Второй прикрывает гнездо с тыла и в любой момент готов броситься на врага. Орлы символизируют I-ю и II-ю русские армии, соединившиеся в Смоленске.

    С восточной стороны скалы, у её основания, прикреплена бронзовая карта европейской части России с текстом: «Благодарная Россия героям 1812 года». С противоположной стороны начертаны имена главнокомандующих и генералов, защищавших город: «Барклай де Толли, Багратион, Неверовский, Раевский, Дохтуров».

     С двух других сторон прикреплены большие бронзовые венки. В одном из  них помещен герб России, во втором – герб Смоленска. Скала сложена из цементных блоков и облицована гранитной крошкой.

     Галл, орлы, гнездо выполнены из металла. Памятник «с орлами» окружают массивные железные цепи, прикреплённые к гранитным тумбам» - так трактуется в современных источниках (Сокращенно из: http://admcity.smolensk.ru//people/ turism/turism_1812.html).
               
     Во время моего посещения в мае 1966 г. этого и других мест захоронений героев Отечественной войны 1812 г. здесь творилось что-то невообразимое.

     Надгробные плиты были настолько разрушены, что в не которых местах трудно или вообще невозможно было прочесть имена под ними захороненных.

     Такой же вид имела на могиле героя войны Багратиона П. И. (1765-1812) надгробная плита и другие памятники на могилах прославившихся на войне российских военачальников.

     Как видим, самый строгий судья – время изменило положение в лучшую сторону: историческая память о далеком героическом прошлом восстановлена.

     Из города Смоленска я выехал на Витебское шоссе, и, проехав по нему 32 км, достиг пересечения с Варшавским шоссе. С это го перекрестка по указателю дорог до Борисова (не доезжая 73 км до Минска) оставалось 243 ки лометра.
   
    ПРИМЕЧАНИЕ к статье  «Смоленск».
    Цитаты и символика из Интернета – Википедии (Свободной энциклопедии),   
    монтаж и художественное оформление автора.