Тинь-Тень

Юрий Сотников
                ТИНЬ-ТЕНЬ

  Висит на балконе одежда. Всякая – штаны, свитера сушатся, проветривается пальто после отступившей зимы. Бельё тоже висит, прыгает на прищепках, подрагивая от утренней прохлады. Чулки и колготы, трусы да носки; маленькие подгузники даже на верёвках цепляются за большие рейтузы, боясь пропасть, и далеко улететь от мамы.
  Вон широкие мужские брюки, брючищи совсем, пинают штанинами худенькое голубое платье, марая его едва застиранными пивными разводами. А там, на богатом балконе с отделкой под кафель, среди знойных африканских узоров развалился в тёплой неге дорогущий купальник, который недавно вернулся с курорта. И о многом мог бы порассказать, посплетничать с соседским бельишком тайком через стеночку – да только сам он гребует подобным знакомством, а к тому же молчать ему велено. Старинные подштаники с перевязками у щиколоток трясутся совсем не от холода: их дрожь от приходящей старости, ветхости, многие нитки повыпали, коленки и зад истлевают прозрачны, резинка не держит гузно, между ног неотмывная жёлтость мочи – а ходить ещё хочется, и не на горшок, не на утку тем более.
  Вот девчачий бюстгальтер - на пару размеров поболе чем нужно - да с пышными буклями, которые пока что нечем заполнить, всё только растёт – но лифчик уж хвалится, светит собой через майку назло, хоть боится ехидных насмешек. Душегрейка старушечья поедена молью, нафталином пропахла: а всё же форсит своим ретром, вытряхнувшись из сундука вместе с муфтой облезлой - и расписные белые валеночки притулились на табуретке рядком.
  То не бельё, не одежда – то жизни на прищепках висят. Снимешь с верёвки свою насегодняшнюю – стильные брюки с оранжевым батником – и вот идёт летний франт, солнцу да девкам рад. А назавтра обещали холодрыгу с дождём – потеплее кутайся в свитер, плащ да галоши, и сердце запрячь глубоко, чтобы оно не продрогло, сам чтоб от лёгких не помер.               

  Мне интересны эти балконно-оконные жизни за висящим бельишком, за лёгкими тюлевыми занавесками. Тяжёлые шторы скрывают семейный уклад, а тюль как полупрозрачный девичий пеньюар обрисовывает, не выпячивая, манкую наготу.
  Худой старик соклонился над книгой; я вижу его крупные роговые очки, которые он снимает, чтобы почесать уставшую переносицу – он стягивает их с ушей через голову, цепляясь резинкой за редкие свои вихорки. Иногда старичок суёт дужку очков себе в рот – не боясь откусить её, ведь у него осталось мало зубов – и пожёвывая дёснами, обдумывает книжку, что видно запала ему в душу.
  Через стенку живёт хозяюшка средних лет: но не жеманная дамочка, потому что сама стирает бельё, кухарит да гладит. Её жизнь размеренна: две тени детей – высокий пацан и маленькая девчонка – тень пьющего мужа - с которым она часто ругается, машет руками – и редкие гости в тенях за накрытым столом.
  Ниже от них суетливо проживает нескладная одинокая девушка. Она постоянно ждёт молодого любовника - кой появляется как мартовский кот, по хотенью. Я их видел за тюлем в поцелуях, объятиях: но никогда наяву – а то б, заглянув им в глаза, я бы знал чем всё кончится.
  А вот тень отца гадкого, который на детей своих, единоутробных чад, поднимает тяжёлую руку, жестокую длань – то просто кулак, а то и с солдатским ремнём в пятерне. Я вижу за весью его разинутый рот, и он словно бы вопрошает: - быть иль не бывать вам, дети мои, образованными людьми? – Думается мне, что они плохо учатся, потому как вечно из распахнутых окон гремит нынешняя дебилоидная музыка, нот ураган - и папанька видать пытается вразумить ребятишкам высокую классику, Моцарта штиль.
  Его старушка соседка вечно сидит у окна, почти что не двигаясь с места. Вот уж кого мне не надо угадывать: полное личико седой стареющей куклы – её ножки не ходят, а может оторваны напрочь, глазки полузакрыты, она уже еле пищит… - мааа-маааа… - За портьерами мечутся родичи, их тени в делах да заботах – но ей давно не до них.

  Из этих же призрачных теней и моя незнакомка.
  Я с балкона смотрю на её точёную фигурку – и провожаю, и встречаю только взглядами по утрам да вечерам. Ничего в ней нет грубого: всегда лёгкое пальтишко или светлая невесомая курточка, в прохладную погоду на красивой головке тёмная беретка-брюнетка. Походка всей этой одёжки стремительна, и кажется что штанишки сами плывут по асфальту, в барабанчик стуча каблучками. Я редко вижу её лицо, дерзкое и самолюбивое - а иногда с другими приятно улыбчивое; и потому мне часто кажется – особенно со спины – что в этой одежде ходит, смеясь, привидение.
  Я не знаю о нём почти ничего, хоть мне жизнь его интересна. Оно живёт рядом: но ни слухов сплетен молвы, никаких порочащих связей. Видели его в магазине с маленькой сумочкой, куда много продуктов вряд ли поместятся – и что ли оно святым духом питается. Есть у него друзей несколько, которым оно всегда радо, и тогда на серьёзном лице расцветает улыбка - похожая на утреннее солнце после недельных дождей.
  Для меня она никогда так не улыбается. Да и вообще я для неё такой же призрак, фантом. И всё то, что я рассказываю сейчас – она думает обо мне. Мы вяло киваем друг другу при встрече, нарочито равнодушно бросая здрасьте на звенящий асфальт – а зимой прямо в снег, и оно застывшей ледышкой катается под ногами прохожих.
  Но ведь может быть по другому. Если хоть одно горячее слово – пусть даже тёплое словцо – пролетит между нами не опалив, а хотя бы согрев холоднокровие одиноких сердец, давно отвыкших от ласки. Я ещё помню как это бывает. Когда, казалось, чужая женщина, выбранная мною от скуки для лёгкого развлечения, после двух или трёх лихорадочных встреч, толком непознанная и меня не познав - вдруг становится нужной и лучшей на свете. А то что в ней мнилось сперва недостатком, изъяном натуры – теперь есть изюминка, тайна, каприз божества. Родимое пятнышко, вздёрнутый нос или лёгкая хромость – всего лишь забавы природы, её увлечений блаженство.               

  Я влюбился в неё. Шикарная получилась история.
  Был тёплый поздний весенний вечер. Я вышел из своего подъезда, сразу обратив внимание на окружение электрических фонарей. Их было слишком много, они рассеивали вокруг себя лёгкие, но плотные сгустки света; и мне пришлось надвинуть на глаза капюшон своего большеватого свитера, в котором я прятал фигуру, приметы и душу. Самая заметная во мне душа - и поэтому я загнал её глубоко под сердце. - не смей вопить и жаловаться, даже если нас обнаружат, - предупредил я её. - Она мне что-то хрюкнула в ответ, то ли боясь, то ль смеясь.
  Дом незнакомки стоял напротив как тёмный рыцарский замок. В нём ещё не допели трубадуры, не дотанцевали дамы и барышни; поэтому из многих окошек струились световые потоки – наверно, от каминов да канделябров.
  У её подъезда, надвинувшего на лоб козырёк и схожего с пещерой сезама, на скамейке сидели припозднившиеся старушки. Они могли бы спросить меня – куда, мол, идёшь? – и я уже приготовил ответ – иду по личному делу – но объясняться нам не пришлось. Какая-то чёрная кошка, шмыгнув из кустов, перекрестила дорогу в хорошую сторону – и напуганные старушки заругались на неё, позабыв обо всём остальном.
  Я медленно, как мышонок мечтающий сыра, но боящийся ту самую кошку, стал подниматься по лестнице, заметая юрким хвостом все следы за собой. Вот почтовые ящики: здесь будет лежать моё первое письмо, и все последующие, когда я выведаю долгожданный адрес. Ящички тёпленькие; я провёл ладонью по всем, точно зная, что где-то здесь и её ладошка касалась.
  На втором этаже скорее всего жили заядлые садоводы, у которых была не только зелёная дача за городом, но и домашнее увлечение комнатными цветами. На площадке стояли разнокалиберные горшки – маленькие для крохотных цветочков, крупные для больших растений – и в каждом уже распустились молодые побеги. Даже по стенам с помощью привязанных верёвочек змеилась лианистая вязь особо цепкой молоди, похожая на восточный орнамент арабских ковров самого персидского шаха.
  Я обошёл всю эту красоту стороной, ступая на цыпочках, и боясь, что спрятавшиеся в зелёных кущах янычары без жалости снесут мою неправоверную голову.
  Третий этаж все соседи уставили большими ящиками с амбарными навесными замками. По запаху чувствовалась картошка, капуста, свекла; и на донышке эти запасы уже начали подгнивать, судя по ядрёным ароматам овощной плесени. Из-под моих ног в дальний угол шмыгнула худенькая мышка; за ней кошка, жучка, внучка, и бабка с дедкой. Значит, я не ошибся – тут лежит репка.
  Четвёртый пятый шестой этаж – всё ящики, мусор, да сигаретные окурки. Мне казалось, будто я поднимаюсь на седьмое небо - так восторженно билось моё сердце, отсчитавшее своими колокольными ударами уже десяток километров в высоту.
  И вот её дверь. Обитая оранжем. Я сразу представил, что она ходит по комнатам и поливает цветы, пританцовывая босыми пяточками по мокрому полу – пролила воду из кружки, растяпка. И растения листьями тянутся к ней, словно погладить по тёплой щеке, по сердито прикушенным губкам, или чмокнуть в облупленный нос, обгорелый под маем как шкурка у рака.
  Подвесив на ручку своё поэтическое любовное послание, я тихо, скользя, удалился.

  Утром она вышла на улицу непохожей сама на себя. С моего балкона до её подъезда сто метров - но лучезарная улыбка с ямочками на щеках сияла всем прохожим на целую версту, и я отчётливо видел под береткой ослепительный взгляд, которым она оделяла каждого – не спрашивая кто он, откуда – словно бы для всех у неё сегодня хватало милой доброты, даже нежности.
  Я не боялся, что она узреет меня на балконе: мало ли нас, многоликих. И всё же она заметно стригла глазками по людям и окнам, как будто сдёргивая со всех парики, занавески. Её жутко снедало любопытство – где этот тайный поклонник? - А мне казалось, что это я в одночасье превратил её в обольстительную женщину, а не какой-то там полузабытый паренёк из девственного прошлого.
  Я очень долго выбирал ей букет. Сначала прошёл по цветочным магазинам: и хоть цены там аховские, только мне денег совершенно не жалко, будь у этих привозных иноземных цветов нормальный человеческий запах – но они словно неживые, покойнички, стоят в своих дорогих вазонных гробиках и благоухают всякой косметической дрянью, которой их, время от времени подбрызгивая, бальзамируют симпатичные магазинные девчата.
  - Как же вы так, милые девчонки? - откровенно спросил я у них, цепляясь репьями как дворовый лопух.
  - А что нам делать, если они ещё при рождении сдохли? - ответили мне продавщицы, вгоняя дивной чудесной прелестной, но всё-таки тухлой розе, под зад очередную струю. - Сходите лучше к бабулькам на рынок.
  И я пошёл, неловко качая стеблем да приволакивая свои тяжёлые корни, потому что настроение уже было подпорчено серой беспросветностью в солнечный день. Если так искусствен и безлик большой магазин, то что можно найти на обыкновенном дешёвом базарчике, где нищие бабушки продают с себя последний нажитый скарб? Носки футболки трусы – морковка свеколка укроп – и старые, зачитанные до дыр царь-гороховские книжки – вот и весь их нехитрый товар. Так я и плёлся, будто в горячей пустыне ища свой придуманный оазис.
  Вдруг, выйдя из-за высоких ларьков на широкую площадь, я увидел его. Это был как мираж – но настоящий, живой и волнительный. Соцветия самых разных даров природы плыли в прозрачном зеркале свежего ароматного воздуха, отражаясь друг от друга – и сами их хозяйки, старушки, словно бы скользили на уютных стульчиках-лодочках по водной глади мокрого асфальта. Мне показалось, что я дошёл до волшебного озера, куда сей миг с-под облак опустятся белые лебеди, крылато уморенные дальней дорогой.
  - Что, сынок? Дух захватило? - Крохотная бабуля, привстав, слегка подхватила меня под руки, и сунула к моему носу – не нашатырный спирт – а зелёную пеларгонию в горшочке, название которой для моих ушей тоже звучало лекарством, и моим глазам от её зелени стало спокойно, пропала нервная рябь миража.
  Я как сомнамбула солнца подал бабуленьке деньги, и она пошла по рядам своих добрых подружек, отбирая прекрасный букет из казалось бы малоподходящих друг другу цветов. Пионы астры незабудки гвоздики лилии ромашки – и три шоколадные розы со светлыми кантиками по подолу их бархатных юбок. Я взял эту прелесть в охапку, вдохнул глубоко – и поплыл, подняв к небу алый парус мечты.

  Ассоль, наверное, уже видит его на горизонте.
  Поначалу маленький, словно лотерейный билетик на древесной щепке. Спустя короткое время он разросся в размерах, и чужие люди пытаются угадать цифры на нём – не выигрышный ли. Настропалив свои зоркие очи, они смотрят вдаль: может быть, это их приз за все ожидания. Но приблизившись, на вахтенном мостике алого корабля уже стою я: такой счастливый, что в улыбке чувствуется всеобщая мировая нежность – я обгоняю пространство и время, и подо мной, под моим утлым корабликом проплывает тяжёлый прах эпох, парсеков, и прочих вселенских измерений.
  Сегодня наше первое свидание. Тяжело, когда есть из чего выбирать. Я говорю об одежде, потому что стою перед зеркалом - думаю. Уже минут десять вот так. Если джинсы надеть, то к  ним нужно синее - а я жёлтое очень хочу. У меня настроение светлое, солнцу под стать, и пусть уж в крайнем случае рубашечка будет оранжевая. И белые парусиновые брючата - но тогда надо обувать сандалии, а я их совсем не люблю. Мне сильно нравятся мои новые лаковые штиблеты цвета топлёного молока, но под них обязателен строгий бежевый костюм; и хоть он  мне как влитой по фигуре - но галстук. Галстук; чёртова удавка, собачий ошейник, хомут с поводком - не знаю, как ещё эту гадость назвать.
  Теперь я понимаю женские мучения перед полными полками шмоток. У меня всего три варианта одеться, и то голова пухнет. А женщины? бедненькие! - Любимая, ты тоже перед зеркалом в растеряйстве стоишь? Как же трудно всё это впервые. Поскорее бы свидеться нам.

  - Здравствуй, солнышко.
  - Доброе утро, Юра.
  Моё утро и моё имя она облекла такой тёплой, даже обжигающей нежностью, что только дурак мог её не понять – скучала, торопилась, и счастлива.
  Я пристально смотрел ей в глаза – смущая, влекуя, горя. У меня нутро уже трещало от огня, всё в пылающих головёшках – но снаружи только красное слегка бросилось на скулы, и не понять ей было, то ли это в самом деле зов души, порох плоти, то ль просто загар от липкого майского солнца.
  - Юра, ты знаешь, я тебя много раз встречала на улице там там-там-там… - и я уже слабо слышал её буквы, нечётко слова; а один только трепетный голос, себя сам боящийся, проникал не в уши но куда-то сквозь барабанку на сердце, и он дрожащей хрипотцой своей был похож на испуганную лягушку которая быстро молотит лапками попав в бабкино молоко и всё ещё надеется выползти выпрыгнуть уже увязнув по самые зелёные лупатенькие глазёнки. Вот так безо всяких препинаний она мне что-то говорила о жизни и работе, не понимая себя – а я с бешеным мужицким восторгом находил в зелени её глаз множество новых, за неделю расцвётших букетов сирени.
  А потом, провожая её домой через лес, чёрный и дремучий, я сжимал в кулаке маленький перочинный ножик, насупясь на уродливые деревья, средь которых мелькали распухшие рожи душегубов и висельников, от коих мне было не отбить мою прекрасную царевну, но они бы дорого заплатили мне в смертельной схватке.
  А царевна-девчонка взмахнула руками, полетела вперёд не боясь, и сорвала цветочек лесной – и уже расползались с дороги разбойники, тати, колючая темь белым днём осветилась.
  Но я верный рыцарь, и всё равно княжну спасти должен от страшных напастей – вот снова шагаю я дерзким великаном, грудь напролом, сквозь трусливую толпу упырей да вурдалаков, что истерично визжат в мои уши, а моей силы боятся.
  Да тут княжна вновь рассмеялась звонко, увидев под елью дрожащего зайца, зайчонка - и с дальнего озера ей отозвались прежде тихие колокольцы, которые будто только ждали лёгкого позыва, тёплого дуновения с губ.
  А я всё равно защитю королевну – возьму на руки и вознесу к небесам - пусть ярче летнего солнца светит её сиятельный облик, и искренней любовной улыбкой одарит она большой мир, которому давно не хватало человеческого тепла и простой нежной ласки.
  Или, может, это захолодала моя душа, прошедшая через месиво случайных людей да ненужных событий - и сама с ними рядом став фаршем судьбы, она долго лежала в сыром холодильнике – а ведь я, забавляясь, в угаре мог съесть её вместе с закуской.

  Трепетно, едва прикасаясь, провёл я ладонь по чёрным волосам любимой принцессы - и поцеловал её будто спящую, в боязни разбудить из прекрасного сна. Она от удивления распахнула глаза, словно закрытые ставнями окна - и впустила в них завтрашнюю птичью побудку и утренний зоревый свет. Потом потянулась ко мне обручальным кольцом белых рук, казалось ещё в полудрёме уже просыпаясь, и снова смежила веки, тая свою чистую радость в глубине двух зелёных бездонных озёр.
  Оттаявших мне после долгой предолгой зимы.