Ананьинская культура

Виктор Бабушкин
АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА конец 8–2 вв. до н.э., (2800 - 2200 лет назад),  распространена на территории Среднего Поволжья (от р. Ветлуга до г. Ульяновск) и в бассейне р. Кама. Название дано по первому открытому могильнику у с. Ананьино близ Елабуги Татарской АССР, раскопанному П.В. Алабиным в 1858 г. В Волго-Камье и более северных районах (вплоть до Печорского Приполярья) Ананьинская  культура доживает до 3–2 вв. до н.э., на Средней же Волге — до конца 6 или начала 5 в. до н.э.

Известны неукрепленные поселения, городища и могильники. На поселениях и городищах находят остатки наземных бревенчатых жилищ (площадь 10 х 5 м; 12 х 4 м). Кроме того, на поселении Конецгор обнаружены разделённые на секции длинные дома с расположенными по их продольной оси очагами.
Население занималось скотоводством и земледелием, а также охотой и рыболовством.

Большое развитие получили чёрная и цветная металлургия, бронзолитейное и кузнечное дело, занимались и ткачеством, прядением, обработкой кости и кожи, изготовлением посуды. Характерна круглодонная керамика с ямочным и шнуровым орнаментом.

На поселениях находят много изделий из кости, связанных главным образом с охотой (различных форм наконечники стрел, гарпуны, наконечники мотыг).


Погребальные памятники представлены бескурганными могильниками, иногда очень обширными (Старший Ахмыловский могильник содержал более 1100 погребений). На самых ранних из них (например, I Мордовский) в стороне от могил находились группы каменных стел с изображением оружия. В 6–5 вв. до н.э. их сменяют стелы на могилах, иногда с изображением мужчин с оружием или без него.

Господствует обряд ингумации в могилах-ямах, над которыми возводились деревянные срубы-домики. Преобладали одиночные погребения, но известны парные и коллективные; представлены расчленённые (повторные) и частичные (захоронения черепов). Погребения в ряде случаев сопровождались мясной напутственной пищей (мужчины — кониной, женщины — говядиной) и различными предметами, включая глиняные сосуды. В мужских погребениях обычно находят оружие, орудия труда (копье, кельт, меч, кинжал, наконечники стрел, клевец) и украшения.

В женских могилах встречаются украшения (браслеты, гривны, наборы из бляшек и трубочек-пронизей, нашивавшихся на кожаный головной венчик).

Для раннего периода Ананьинскаой  культуры, как и для галыштатской культуры периода «С», характерно сосуществование бронзовых и железных орудий труда и оружия.

Известны также кремневые наконечники стрел и скребки. На Ананьинскую  культуру. оказали большое влияние культуры Кавказа (колхидо-кобанская), скифская и восточные культуры кочевников степей Евразии. Особенно значительными были связи ананьинцев с носителями культур Кавказа (многочисленные импортные изделия). Установлено, что технологические приемы обработки железа восходят именно к кавказским традициям.

Вопрос о генезисе ананьинской культуры на сегодняшний день остаётся дискуссионным. В 1960-х гг. дискуссия велась, в основном, о соотношении местного, позднебронзового и пришлого, западносибирского компонентов.  А. Х. Халиков  предполагал «вырастание» ананьинской культуры из позднего этапа  приказанской, с чём активно не соглашались О. Н. Бадер и В. П. Денисов. Точку зрения о решающей роли зауральских племён в формировании ананьинской культуры отстаивал В. Ф. Генинг. Позже в качестве основы формирования вариантов ананьинской культуры стали также рассматриваться лебяжские и быргындинские древности.

Среди ананьинцев были как ярко выраженные монголоиды: низкорослые и плосколицые, так и представители европейского типа.

Ананьинцы, по-видимому, принадлежали к финно-угорской языковой группе. Есть гипотеза, отождествляющая их с  тиссагетами  либо с аргиппеями, о которых упоминает древнегреческий историк Геродот, помещавший их к северо-востоку от скифов и сарматов (последняя версия более вероятна, т.к. аргиппеям Геродот приписывает монголоидную внешность, а о внешности тиссагетов не пишет ничего - очевидно, именно потому, что они мало отличались от окружающих европеоидных племён). Вероятно, в северо-восточной части ананьинской общности формировались пермяне (предки коми и удмуртов), в западной — волжские финно-угры.

Они были хорошие воины, имели прекрасную экипировку и вооружение.

Найдены сакральные  поделки в виде бронзовых крестов.

Различные змеевидные спирали

Зооморфные фигурки.

Разнообразные бронзовые бляшки.
По мнению Егора ЧУРИЛОВА и Алексея ДЗЕРМАНТ. Задолго до нашей эры жители Русской платформы вовлекалась в сложнейшие этногенетические процессы. И далеко не все в этих процессах имеет столь однозначные решения, какие навязывают даже самые привлекательные карты и работы исследователей, иногда очень и очень авторитетных.

Совершенно очевидно, что земли относительно «балтских культур» в реальности оказываются землями, контролируемыми в послепотопное время союзом «Русь, чюдь и вси языци», к началу нашей эры венедами-праславянами, затем и кривичами (понятно, с участием балтов). И логика финно-угров и балтов давать Руси и России обозначения типа Венемаа и Кривейя явно имеет право на жизнь, если учитывать полиэтничный характер таких условных «балтских культур», да близких им фимнно-угорских.