Нелегалка -2016. Глава 10. Столица Сицилии

Наташа Лазарева
Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2016/03/08/2354

              Всю неделю я ходила в радостном ожидании – на 19 марта была оплачена экскурсия в Палермо – столицу Сицилии.
          Здесь Палермо и Катания – как у нас Питер и Москва. Одно время столицей была Катания, но сейчас её называют культурной столицей Сицилии, а Палермо – столица официальная.

          В четверг уснула под обычные, после покупки билета на самолёт, сны – я в пути. До этой знаменательной даты ещё полтора месяца, но каждую ночь, обнимая Морфея, я еду домой.
          Засыпаю по схеме: в ноуте бухтит очередной аудио-детектив, а я раскладываю пасьянсы, пока не вырублюсь окончательно. Когда на автомате отключу компьютер, а когда он шумит потихоньку до будильника.
          И вот, поздний вечер четверга, Пуаро расследует очередное запутанное дело, карточные картинки послушно ложатся по мастям и старшинству, я хлопаю глазами и отключаюсь. Снится поезд, общий вагон, мелькающие за окнами родные летние пейзажи, проводница, разносящая чай в дребезжащих подстаканниках… И вдруг – какой-то шум, шорох, звяканье, что-то сыплется мне на голову, а потом секунда тишины - и на меня что-то рухнуло. Я лежу, спокойно так, думаю: "Катастрофа? Нельзя шевелиться. Вроде, ничего не болит. Спасатели приедут, достанут меня отсюда". Лежу дальше, думаю: "Это сон. Я – не в России. Я – не в поезде. Может, проснуться, комп выключить?" И проснулась.
          А у меня на голове что-то тяжёлое и огромное, и дышать трудновато. И тут я чуть не описалась: "Что это? Землетрясение было? Я жива? Почему так тихо вокруг? Все погибли, я одна осталась? Или, я тоже…? Боже, как страшно…» Я лежала и не ощущала себя.
          Сейчас у нас такая комфортная температура воздуха, что не чувствуется ни холода, ни жары, ни духоты. Я не чувствовала ни малейшего дискомфорта. Но, я не чувствовала вообще ничего! Ничего, кроме тяжёлого и большого неизвестно чего на плечах, лице и макушке. Кое-как до меня дошла мысль, что я ещё не проснулась. Я велела себе открыть глаза, открыла и увидела красную темноту. Темнота была в вишнёвую полосочку.
          Через долгую секунду пришло понимание: на меня свалилась тяжеленная штора. Один из кронштейнов карниза вылетел из стены, штанга наклонилась, металлические кольца соскользнули вниз, и несколько квадратных метров плотной ткани накрыли меня пыльным грузом. Второй кронштейн накренился, штанга висела, целясь мне в лицо. Свет горел. Пришлось вставать.
          Моё окно выходит на лестницу и площадку у лифта. Над нашим этажом - ещё два. Комната оказалась выставленной на всеобщее обозрение. Я разрезала модные журналы, склеила страницы скотчем и завесил стёкла. Потом принесла швабру и забила штангу в дольний угол, на прикрепленный под потолком кондиционер. Стремянки в квартире нет, утром Франческо разберётся.

          Утром Франческо прибежал чинить карниз. Очень переживал, сказал, что у меня стресс, и мне надо успокоиться. Я сказала, что нет никакого стресса, я даже толком испугаться не успела. Но он объяснил, что я не понимаю, но на самом деле испугалась, и мне надо отдохнуть. 
          Ага, отдохнуть. Сначала пекла блины с разными начинками. Потом жарила баклажаны, в двух видах: ростито и с пармезаном. Потом ставила рыбу в духовку. Между этими хлопотами заблажила Пина: ей приспичило мыться! Она отказывается лазать в душ. Теперь я мою её, сидящую на кресле на колёсиках, поливая из шланга. Порога в санузле нет, вода течёт в коридор. А старушка не успокаивается, пока всю горячую воду не спустит. Потом ей срочно надо, чтобы её отвезли в комнату, вытерли, переодели, а мне б хотя бы воду вытереть. Злясь и матерясь, я бегаю вокруг госпожи, а за дверью плавают тапки, тряпки и тазы.
          Едва засунула синьору под одеяло, как она стала требовать обед – в половине одиннадцатого?!, но Пина заявила, что пока мылась, проголодалась, и теперь желает немедленно есть!!! Я её привычно на х** послала, и пошла приводить в нормальный вид санузел.

          Вечером Тереза и Франческо устроили разборки: куда делись апельсины? Перед обедом было куплено 10 кг, теперь же, пожелав мамочке спокойной ночи, господа прихватили 7 штук, и, непонимающе уставившись на оставшиеся 12, возопили: «Где оранчи?!» Я пожала плечами. «Наташа, ты видела, может быть, апельсины брал Нино?» - «Не смотрела» - «Мама, Нино брал себе апельсины?» - «Нет» - «Наташа, где апельсины?» - «Не знаю». Ушли, качая головами: «Наверное, дверь была не закрыта, и кто-то украл апельсины!»
          Господи, кому надо лезть в чужой дом, чтобы стырить несколько фруктов, которые сейчас, в сезон, продаются ящиками за гроши?

          Я не люблю апельсины. Иногда выжимаю сок. Только сок. Очень редко. Днём выжала два апельсина. 2 в обед съела Пина. Один – Нино. Один апельсин разрезала в компот, который каждый вечер варю для старушки. Представляете, синьоры не знали, что такое компот, но им понравилось.
          Я взяла среднего размера фруктину и положила на весы: 400 г. На 10 кг – 25 штук. 7+2+2+1+1=13. И 12 осталось. Итого 25. Сначала хотела преподать урок арифметики хозяевам, потом плюнула на это неблагодарное дело. У них тут у всех больная тема: воры. Все кругом – воры! А, ещё – проституты.

         В субботу подъём был в 5 утра. Машина должна была приехать в районе половины седьмого. Мне надо было проснуться и собраться. По карте я просчитала маршрут: от Роккалумеры до Катании, потом в Палермо, там в Монреале, и обратно. Учитывая, что придётся отклоняться с трассы, чтобы утром забрать, а вечером развести других путешественниц, дороги было более 700 км. Многовато. Но охота пуще неволи.

          Погода радовала. +19, облака и безветрие. Снег на Этне не собирался таять. Наоборот, его стало ещё больше. Сергей предлагал экскурсию к вулкану. Народ не поддержал. Я тоже не хочу. Была там дважды, и на северном склоне, каталась на санках и лепила снеговиков; и на южном – бегала в облаках и любовалась на побережье.

          Палермо напомнил Питер. Если ехать по улицам, на которых не растут пальмы и кактусы, а между домов не видны горы – полная иллюзия Санкт-Петербурга. Местами. Но часто. А, может, я слишком много сейчас думаю о доме.
          Основали Палермо финикийцы в 754 г. до н.э. и назвали Сус — «цветок». Затем греки переименовали его в Панормос – всегда доступную гавань. Затем в городе хозяйничали римляне, готы, сарацины, последние сделали город важнейшим торговым центром Сицилии. Большую часть населения составляли греки, евреи и арабы, которые вели торговлю с Северной Африкой.
          В 1072 году город захватил нормандский завоеватель Роберт Гвискар. А позже Фридрих II перевёл сюда из Германии весь императорский двор. 
          В 1266 году в Палермо воцарились французы, которых сицилийцы полностью вырезали, спустя 12 лет.
          Следующие шесть веков город принадлежал испанцам. С конца XVIII века в Палермо вспыхивали восстания, велись сражения, власть переходила из рук в руки, пока в 1860 году Гаррибальди не включил его в состав Итальянского королевства. До Второй Мировой войны город жил относительно спокойно, но в результате военных действий был разрушен почти полностью.
       Море и горы создают в этой местности эффект теплицы, среднегодовая температура составляет 19 градусов. Лето в этих краях длится до начала декабря. Декабрь обычно теплее марта, около четырёх месяцев средняя температура воздуха держится около 14-15 градусов, а в апреле снова начинается лето. В июне, июле и августе термометр нередко поднимается выше 43 градусов.
          Но мы ехали мягким мартовским днём, который выдавал как раз среднегодовые +19.
       
          Сначала посетили катакомбы капуцинов.
          Естественно, фотографировать было запрещено. Я спрятала камеру под палантин. Одна из попутчиц начала щёлкать, не стесняясь. Через несколько минут по громкой связи рявкнули: «Русские туристы, уберите фотоаппараты!!!» Блин. Ну, никакого понимания у девушки, ни себе, ни людям.

          С конца XVI века до 1920 года в погребальных катакомбах хоронили богатых и знаменитых жителей Палермо. Начало захоронениям положили монахи. В наши дни открыты для обозрения более 8 тысяч мумий – эта информация озвучивается везде. (Если честно, я их не считала, но мне показалось, что их там не тысячи, а сотни). Покойники лежат, висят, в нишах и изредка – в гробах. «Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии (до 1866 года была посвящена Богородице скорбей). В центре часовни в стеклянном гробу покоится тело двухлетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году). В результате успешного бальзамирования, которое провёл Альфредо Салафия, тело сохранилось совершенно нетленным».
          К гробу Розалии, как в Московский мавзолей, паломники едут и со всей страны, и из-за границы. Раньше я видела фотографии с изображением этого тела, но, не вдаваясь в смысл надписей, думала, что это кукла. Специально не выкладываю фото, которое нашла в Интернете. На меня тело святой малышки произвела самое мрачное впечатление. Однако, итальянцы относятся спокойно к таким вещам. Мумии для них – не диковинка, а норма, которая ушла в прошлое менее ста лет назад. Люди ходят в катакомбы в разных городах, как на кладбища, навещая умерших родственников. Про Розалию ходят легенды – будто бы она шевелится, смотрит на посетителей. Посетители катакомб зависают над гробом, разглядывая девочку, крестятся, шепчутся: «Гляди, гляди – веки дрогнули, реснички поднялись, смотрит!!!» Может быть, в саркофаге специально сделан какой-то поддув, для поддержания необходимой температуры и влажности. Не знаю. И не хочу знать.
          Верующие считают, что тела праведников сохраняются лучше. В силу того, что те соблюдали посты, не грешили и следовали заповедям. Тогда, нетленными должны бы оказаться тела монахов, девственниц и детей. (В подземелье покойники распределены по улицам: военные, священники, мастеровые, учёные, и т.д.). Однако, сохранность тел зависит лишь от мастерства тех, кто их бальзамировал.
          Сергей рассказал, что по легенде, в катакомбах бродит дух Калиостро, граф ищет преемника, но пока безрезультатно.

          Далее поехали к кафедральному собору, мимо парка трёхсот пальм, через Триумфальную арку Порта Нуова.  Новые ворота, возведённые рядом с Норманнским дворцом, когда-то обозначали выезд из города, сейчас находятся в историческом центре.
          Триумфальная арка посвящена победам Карла V над маврами. На арке – 4 фигуры побеждённых. Двое мужчин с руками, двое – с обрубками от плеч. Инвалиды – это те, кто не сдавался добровольно. Им отрубали руки, чтобы они никогда больше не поднимали оружия против правящего режима, и впоследствии запечатлели это событие в камне, в назидание потомкам.

          Кафедральный собор Успения Девы Марии (итал. Cattedrale di Vergine Assunta; Madre Chiesa), внесён в список ЮНЕСКО.  Здесь хранятся мощи покровительницы города - святой Розалии, центр исключительно сицилийского культа данной святой.
          В своей истории собор был то церковью, то мечетью, то снова церковью. В зависимости от этого его достраивали, видоизменяли, местами перестраивали, но полностью ничего не уничтожали. На одной из колонн собора сохранилась вырезанная в мраморе цитата из Корана. В результате неоднократных перестроек и реконструкций, здание приобрело причудливый эклектичный вид. Характерные особенности разных эпох и архитектурных стилей накладываются друг на друга. Во внешнем виде собора выделяются ярко выраженные арабо-норманнские, готические и неоклассические черты.
          На осмотр грандиозного здания, где много веков короновали и хоронили королей, нам был дан целый час, после чего мы снова расселись в автобусике.

          Неожиданно Сергей повернул на выезд из города и покатил в гору. Куда, зачем? Оказалось – в Монреале (Королевская гора), ознакомиться с одним из знаменитейших соборов Сицилии, который в час дня должен был закрыться на обед.
          Прогоняя мысли о голоде (в нашей казе в полдень обедают), я размышляла о том, что в районе катакомб меня посетило сильнейшее дежа вю. Словно когда-то я была уже там, на пьяцце Каппучини, гуляла по Виа Пиндемонте, разговаривала с кем-то… Это было летом… Хотя, на Сицилии всегда лето.



Продолжение: http://www.proza.ru/2016/03/30/889