Упасть на четыре лапы

Лилия Брудницкая
Странно тасуются фильмы в нашей жизни: вчера написала рецензию на «Зверополис», а сегодня случайно «зацепилась» за фильм, который весь есть все то, чего не хватило диснеям. «Белый бог» - сложная лента, цепляющая с первого кадра, откровенно фестивальная, однако, широкой адитории доступная. Увидев в первых кадрах девочку и собак, вспомнила собачью классику: Рекса, Хатико, Мухтара и, конечно, Белого Бима. Но лента оказалась настолько оригинальной, что предыдущие о «жизни собачьей» могут быть лишь как кинопролог.
Итак, есть девочка, пес и злобный мир, которому они пытаются противостоять. Девочку мама «сбагрила» на 3 месяца бывшему супругу, а сама уехала на научную конференцию. Отец девочки злится, что на него свалилась забота, и всю злость вымещает на псе Хагене. Имелись все подозрения, что сюжет так и останется мелодраматичным. Но фильм незаметно обрез звучание глубокой, не побоюсь сказать, библейской, притчи. Суть картины выражается в одной из заповедей Иисуса Христа: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».
Мы вдруг замечаем, что в этой картине люди ведут себя по-собачьи, то есть, демонстрируют худшие проявления собачества: срывают злость, хамят, подчиняют друг друга, нимало не заботясь о том, что переживают подчиненные. А собаки поступают очень по-человечьи, гуманно и возвышенно. В этой картине, кстати, игра животных выведена на качественно новый уровень. Во всяком случае, Хаген и его безымянная подружка, а также пес, которого Хаген загрыз в поединке, достойны Оскаров (а также группа кинологов, которые с ними работали). Жаль, их животным не дают. Такая глубокая и пронзительная игра достойна суперзвезд актерской профессии.
Людии животные меняются местами. И девочке, по сути, брошенной, приходится предать пса, чтобы, в свою очередь, оградить себя от ярости отца. Он приказывает, он прав. Не так ли и мы поступаем с нашими собаками, не удостаивая их даже мимолетной мысли, что у них есть свои соображения насчет данного момента: действительно ли так необходимо «встать», «сидеть», «служить». В этом смысле, показателен эпизод, где девочка и Хаген наблюдают, как парень дрессирует своего пса. «Я никогда не буду с тобой так!» - говорит девочка. И, надо отдать ей должное, слово свое она держит.
Отец почти выдрессировал девочку. Она лжет и покоряется, чтобы вернуться в оркестр, но продолжает искать Хагена. Для пса она – Белый Бог, он ищет ее. И попадает во всякого рода переделки, пока, убив противника на собачьих боях, не уясняет себе картину мира и не сбегает, чтобы мир перекроить.У него появляется подружка. На них охотятся «люди из очистки», в приюте к собакам подход как к товару, старых и хвореньких усыпляют, остальных выставляют напоказ, как в витрине. Здесь убийственный параллелизм с современным обществом, да и с природой человека как таковой: не мы ли оцениваем друг друга как товар в витрине? Признайтесь, ведь так?
Хаген имел шанс на то, чтобы его забрали из приюта, но он укусил потенциальную хозяйку, - он людям не верит. И правильно делает. Подняв восстание в приюте, он освобождает всех собак. И мстит.
Город застывает в ужасе. Не потому, что так много собак вырвались на свободу, а потому, что собаки ведут себя очень по-человечески. И внезапно – еще один сюрприз в пакете многих в этой картине – все становится на свои места: собаки показывают людям …людей. Какими они стали. И что было бы, реализуй люди все свои мысли.
Но в людях еще осталось что-то от людей. первый шаг сделал отец девочки, разрыдавшись в полицейском участке. Он сделал главное – понял. Отчасти кое-что понял и дирижер оркестра, когда в ответ на заявление героини Лили «у вас нет сердца» дрессировал ее музыкой, пытаясь показать, что его сердце – здесь, в волшебных звуках. И когда озверевшая собачья стая готова была растерзать Лили, она сделала главное – заиграла. В музыке одно из последних прибежищ доброго, светлого, чистого. Музыка понятна всем: и людям, и собакам. Здесь двойной парафраз: не только красота спасет мир, но и человек с дудочкой не утопил, в данном случае, собак, не усыпил бдительность, а призвал к миру. Помимо этого, труба в финальном эпизоде еще и трубный глас, призыв к Битве добра и зла. В данном фильме битвы не будет: добро и зло не есть различные сущности, а лишь проявления одной сущности.
Иными словами, пойдя навстречу очеловечившимся собакам, проявила чисто человеческие качества: гуманизм, понимание, сопереживание. После чего сделала второй главный шаг – приняла позу своей собаки, своего брошенного Хагена. Брошенная девочка, брошенный пес, - они поймут друг друга. И, быть может, научатся понимать друг друга и жить друг с другом.
«Дайте им время», - сказал некогда злобный отец и тоже пошел к собакам. И все то, что тщетно пытались, завернув в яркую обертку, преподать в «Зверополисе», пронзительно четко, ясно и по-библейски глубоко высказал «Белый Бог».
Трудно, конечно, быть Богом. Но, уж если пришлось, нужно соответствовать.
Уникальный фильм, который хочется пересматривать и пересматривать. Спасибо!
P.S. Прямая польза от этой картины будет моему коту Кицунэ. Я и раньше задумывалась, хочет ли он делать то, что я ему велю. Теперь буду внимательнее к своему верному и преданному другу :-)