Величание Украины. От дружелюбия - к дружбе

Николай Владимиров
     Так случилось, что впервые я побывал  в Украине до событий 2014 г. Тогда   мои впечатления об этой прекрасной стране и ее народе вылились в форму в е л и ч а н и й. Но послемайданные потрясения сделали невозможной их публикацию, которая могла бы подлить масла в огонь националистической эйфории «революции достоинства». 
     Сегодня я решил предать  гласности эти заметки, адресуя их здравомыслящим, добросердечным украинцам, чтобы сказать о тех фундаментальных ценностях, опираясь на которые после неотвратимого краха нынешнего киевского режима, мы будем строить и выстроим подлинно братские российско-украинские отношения.
     А главное, чтобы делать это уже сейчас. 
      
      Первое мое величание Украины – н а ч а л о с у щ н а я. Земля, откуда как из родника разлилась во всю ширь историческая Русь. Находясь здесь, особенно остро ощущаешь мощь этих родниковых потоков, то сливающихся воедино, то расходящихся, но движущихся в едином русле православного славянства сквозь разливы, плесы, перекаты,  бурные порой разрушительные пороги. И отчетливо видишь, что разделенными руслами их не одолеть, но только единым могучим полноводьем.  Воочию убеждался народ Украины осознает реальность этого двуединства, в радости ли в беде всегда отзывчивого, близкого, родного. Они живут в уверенности, что это вечное родство нерасторжимо.
     Чувствуют ли это политики? Должны, обязаны, если они за свой народ, если не против  него, или не безразличны к его судьбе.
     Но, мы простые люди Украины и России не только чувствуем, мы должны и будем работать во имя достижения единства.    
     Второе величание – в е р о т в о р н а я.
     Кто не ведает, что именно равноапостольный, святой Киевский князь Владимир принес православную веру нашим народам, нашим государствам, определив их судьбу, дав импульс формированию их национального самосознания, их культурной самобытности. Но именно здесь, на этой древней земле постигаешь, что  веротворность Украины не исторический реликт. Что многовековое подвижничество ревнителей православия, святоотцов, монахов-затворников, их нетленные мощи поныне являются источником православного воодушевления и очищения.
     И как жаль, что силу эту кто-то пытается расщепить, расколоть, присвоить, забывая о ее  н е д е л и м о с т и,  открытости всем христианам, забывая, что мощь православного преображения нечленима  и несокрушима. Разрушима и погубляема лишь душа того, кто творит раскол.
    Третье величание – в е л и к а я.
    Украина – великая страна. И не только территориально или по численности  населения, сопоставимыми с ведущими державами Европы и  мира. Величие Украины обретено историко-географически, духовно-практически делами людей, их сердцем.  Да не усомнится в том тот, кто стоял на неповторимо прекрасных и величественных берегах Днепра, вглядывался в необозримую даль, ощущая себя как бы в центре мира.
     Кто посещал древние храмы и дворцы, разрушенные варварами и возрожденные вновь, гулял по улицам и паркам, видел памятники мужества, стойкости, жертвенности, монументы самоутверждения украинского народа. Величие Украины в людях, их спокойствии, взаимоуважении, уверенности, что сегодняшний день, как бы труден он ни был, лучше вчерашнего, а завтрашний зависит от них самих. Но как раз потому, что оно в людях, внутри их, оно – величие – не бросается в глаза, не выпячивается. И это замечательно.
     Но… кому-то кажется, что  это плохо, что как раз его-то и надо выставлять на показ, предъявлять всему миру ежедневно, ежечасно, делая это любой ценой, нередко, высасывая  повод для этого из пальца,  а когда его нет, - создавая его за счет интриг, склок, размолвок, прежде всего, с Россией. И вот уже сыплются шпильки, уколы, наветы в ее адрес. С экранов телевидения, страниц газет, рекламных уличных щитов. И даже – транспорантов. Вылетая из Львова в Варшаву, заметил на лицах пассажиров ироническую улыбку: сверху они разглядели развернутый по периметру аэродрома гигантский слоган: «Слава Украине!» (явно переиначенное «Слава КПСС!»).
     Нет, не должна великая страна возносить себе хвалу: это качество ущербного сознания, микроскопической души, но не уважаемого в свете государства.
     Именно с этим связано еще одно величание – д р у ж е л ю б н а я.
     Признаюсь честно: отправлялся в свое путешествие с  некоторыми опасениями, посеянными СМИ, наслушавшись россказней о негативном  отношении  в нынешней Украине к России и русским. Эх, взять бы тех авторов за ушко да на солнышко! За их лживость и дезинформацию, в чем скоро убедился лично. Ни в Одессе, ни в Киеве, ни в Тернополе, ни во Львове, где жил-был в общей сложности три недели, – нигде, ни разу не увидел и не услышал чего-либо «этакого» в адрес себя или своей страны.
     Как раз наоборот. В поезде, метро, гостинице, в трамвае, на улице, в ответах на мои вопросы – обнаруживались доброжелательность, внимание, неподдельное желание помочь, объяснить, посодействовать. Русскоязычие мое не только никого не смущало и не отпугивало, но, напротив, – привлекало. Обращаясь ко мне на «украинской мове», меня  не раз спрашивали, понимаю ли я даваемые пояснения и извинялись, что не могут сделать их по-русски.
     А сколько я услышал в адрес России добрых, уважительных слов! И сетований на то, что СМИ, не все, конечно, но кликушествующие, сеют рознь, недоверие, ложь, отравляя дружелюбие украинского характера, стремясь разрушить это неоспоримое его достоинство.
     А вот целый букет величаний Украины – как с в о б о д н о г о,    ц и в и л и з о в а н н о г о,    д е м о к р а т и ч е с к о г о,   е в р о п е й с к о г о народа.
     Я мог бы аргументировать каждое из этих определений. Что и сделаю, возможно, позднее для большеформатного текста. Здесь же  скажу коротко: Украина – страна, безусловно, европейская. Не в географическом смысле только, это понятно, но –  в цивилизационном.
     Чистота, удобо-расположенность, культура отношений людей друг к другу (мне везде, как старшему, уступали место), доброулыбчивость, самодостаточность граждан, свобода их высказываний и дел – эти черты людей сегодняшней Украины видны невооруженным глазом всюду. Но особенно явственно – в Киеве, на Крещатике, что по выходным превращается в пешеходную зону, где люди гуляют, отдыхают, веселятся, демонстрируют, спорят,  танцуют.
     Видел  палаточные городки и митингующих патриотов и их противников. Все – в рамках приличия. Ни нарядов милиции, ни притеснений. Два-три постовых поодаль – вот и все блюстители спокойствия. Их вообще почти не видно на улицах украинских городов, как это и заведено в Европе.
     Держал в руках и читал газеты с карикатурами на ведущих политиков, в том числе, - президента, на членов его команды, на министров и депутатов. Рисунки с «пятачком» вместо носа и «козлиными рогами» – были еще не  самыми сильными на их страницах. Свобода в Украине – завоевание неоспоримое. Техническое перевооружение, обновление  тоже налицо. Без всяких   затруднений, когда это было необходимо, подключался к Интернету в «пабах» –  и  на окраине Одессы, и неподалеку от знаменитого оперного театра во Львове. А в Киеве был просто покорен  Интернет–центром, круглосуточным, недорогим, по-домашнему удобным и уютным.
     Конечно, цивилизованность, которая  наращивается годами, привилась здесь еще отнюдь не всюду, давая сбои даже в такой продвинутой отрасли, как банковская. Так, обналичка еврочеков в одном из Киевских  коммерческих банков обернулась для меня полуторачасовыми мытарствами, заполнением бесчисленных бумаг с указанием каких-то адресов и кодов и двухпроцентным вычетом от номинала за услугу. Во Львове за аналогичную операцию затребовали уже пять процентов, уладив дело, правда, за полчаса. А вот в Париже, куда я затем прибыл, обналичку произвели ровно за полминуты  в обычном обменном пункте, попросив лишь подписать чек и не взяв ни цента. Это и есть цивилизованность…
     И еще. Не будучи экономистом и не вдаваясь в детали, сошлюсь на откровения т р е х  представителей малого бизнеса, с которыми сошелся достаточно близко и которые  в голос (между собой они не знакомы) утверждали, малый бизнес, сегодня буквально задыхается в объятиях местной бюрократии. Чрезмерные налоги, проверки, удручающе громоздкая отчетность, коррупция, мафиозная «опека» – вот, по их словам, реальность жизни предпринимателей в нынешней Украине. Все трое, словно бы сговорившись, вынуждены были бессмысленную трату сил и средств прекратить и, перенести свой бизнес в Россию или Европу…
     И все же, не смотря на это, величаю украинцев цивилизованными, ибо тенденция налицо.
     Еще много добрых определений хотел бы прибавить к высказанным. Но закончу двумя, столь же ярко, как и предыдущие, характеризующими нынешнюю Украину: о д а р е н н а я   и   о ч а р о в а т е л ь г а я.
     О чем разговор, как говорится, ясно всякому – о таланте, высокоодаренности, красоте людей Украины. Нет необходимости даже аргументировать это утверждение, настолько оно очевидно. Сотни, тысячи выходцев из украинской земли своими выдающимися успехами получили признание во всем мире. Не нужно и перечислять их имена – они известны всем. Их достижения органически влились в сокровищницу мировой культуры, науки, спорта ,обогащая ее как в прошлом, так и теперь.
     О красоте же украинских девушек да женщин и говорить нечего. Вернувшись из Парижа во Львов, не переставал восхищаться солнечным ликом местных красавиц, их статью, походкой, скульптурной выразительностью форм, отменным вкусом их нарядов. В этом Украина, пожалуй, обошла Европу…
     Таковы мои величания. Искренние. От сердца москвича.
     Будет ли понята их соборная для славянской души суть?
     Едва ли. Украина больна.
     Ну, быть может, единицами.
     Пока.