К созданию Общества Русской словесности. Отклик

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
9 марта 2016 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось расширенное заседание Патриаршего совета по культуре, посвященное учреждению Общества русской словесности.
В заседании, которое проходило в Историческом парке «Россия — моя история» на ВДНХ, созданном Патриаршим советом по культуре, приняли участие представители Русской Православной Церкви, видные деятели культуры и искусства, филологи, лингвисты, специалисты в области преподавания русского языка и литературы.

Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со вступительным словом, в котором сообщил о создании Общества русской словесности и своем решении возглавить это общество.
«Несколько месяцев назад Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин обратился ко мне с предложением создать Общество русской словесности и впоследствии возглавить его работу. Я принял это предложение именно потому, что речь идет о гуманитарном измерении нашей жизни, личности, общества, государства, а гуманитарное измерение есть часть духовной ответственности Церкви, — сказал, в частности, Святейший Владыка. — Гуманитарная сторона человеческой жизни включена в то, что мы называем пастырской заботой Церкви, и именно как пастырь, несущий, вместе с очень многими, ответственность за духовное состояние народа, я принял решение возглавить это общество. Не буду говорить о том, что это было непростое решение, принимая во внимание повестку дня Патриарха. И тем не менее, считаю, что внимание к только что обозначенной теме должно быть повышенным и у Патриарха, потому что речь идет о чем-то очень важном, имеющем отношение к жизни всего нашего народа и у всего нашего общества»...


*

К созданию Общества Русской словесности.
ОТКЛИК

Ободряющая весть о создании в стране Общества Русской словесности, возглавляемого Святейшим Патриархом всея Руси Кириллом, оживляет надежду на возрождение национальной программы культурного развития народа, на создание трудов в помощь сбережения родного языка, обогащения его сокровищницы устной и письменной речи, на возрождение национального духа и осознание самих себя в многовековой истории, наполненной разными событиями, мирными и грозными, жизнеутверждающими в своей основе. С самого своего основания Общество любителей Российской словесности, созданное  при Московском университете в 1811 году, деятельно включилось в процесс создания отечественной литературы, художественной и учёно-филологической, брались в расчёт образцовые сочинения, как русские, так и переводные. С быстрым ростом периодических изданий эта часть словесности постепенно отошла к журналам и сборникам, и Общество целиком переключилось на словарную работу, на создание отраслевых учебников и пособий. Материальные источники поддержки слабели, основатели-учредители сходили со сцены, деятельность Общества, по существу, прекратилась.
Но вот на нашей Родине произошли эпохальные события – крепостное неравенство пало. Крестьянское сословие выдвинулось на самое видное место, и познание России, в её народных глубинах, сделалось живейшим предметом науки. Ведь крестьяне – становая жила этноса, державный люд, именно он хранитель народной памяти, он – сказитель и  песнотворец и воин-богатырь. Сразу появилась талантливая когорта этнографов, лексикологов, фольклористов. Закипела работа, стали необходимыми наработки ранних поколений. Скажем, профессор Университета по кафедре теории изящных искусств и археологии Николай Иванович Надеждин (1804-1856), избранный членом Общества любителей Российской словесности в 1834 году, тогда же составил план новых занятий, полагая главной задачей Общества – исследование истории нашей словесности, языка, и труд этот мог быть разделён между членами. «Пусть каждый, кто изъявит желание, возьмёт себе по выбору ту часть, которая к нему ближе, которою он преимущественно занимается, и обрабатывает постепенно её важнейшие явления, сообразно предположенной точке зрения». Но то было лишь на подступах к той колоссальной работе, что началась перед крестьянской реформой и в ходе её закрепления. К тому времени уже в живых Н.И. Надеждина не было, но оставались в строю его сподвижники: Владимир Иванович Даль, Измаил Иванович Срезневский, Павел Иванович Мельников (Печерский) и многие другие подвижники и доброхоты краеведения; они с жаром взялись за общенациональное дело сбережения родного языка, устной и письменной словесности, а также за изучение народного быта, земледелия и ремёсел. К работе подключилось Императорское Русское Географическое Общество, где собирались значительные научные силы и разрабатывались программы исследований – они во многом отвечали целям Общества любителей Российской словесности.
Русское дело находило живейший отклик в среде состоятельных благотворителей. Некоторые из них и сами включались в движение патриотических сил. Так, богатый землевладелец Александр Иванович Кошелев (1806-1883) возглавил издание главного национального журнала «Русская Беседа», проявив себя к тому же и как видный теоретик славянофильской идеи. Двадцать больших полноценных томов этого важнейшего издания и поныне хранят жизнеутверждающие мысли, высказанные здесь выдающимися  нашими историками, философами, богословами. На страницах «Русской Беседы» находим яркие публикации Алексея Степановича Хомякова (1804-1860), Константина Сергеевича Аксакова (1817-1860), Юрия Фёдоровича Самарина (1819-1876), фольклориста Александра Фёдоровича Гильфердинга (1831-1872), талантливой писательницы Надежды Степановны Кохановской (1823-1884) и многих других славных подвижников русской национальной мысли. Разумеется, такой журнал не мог обойтись без тесного сотрудничества с деятелями национального движения других народов, взаимно обогащая достояние своих культур. На средства всё того же А.И. Кошелева был издан в 1861-1867 годах капитальный труд Владимира Ивановича Даля (1801-1872) «Толковый словарь живого великорусского языка» в четырёх томах, поистине национальная сокровищница народной речи. Собрано было это сокровище В.И. Далем среди народа и в недрах архива Русского Географического Общества, куда он поступил сотрудником вместе с историком Н.И. Надеждиным и Измаилом Ивановичем Срезневским (1812-1880), крупнейшим филологом-славистом, большим знатоком древнерусского языка. В эти годы Общество любителей Российской словесности издаёт в четырёх выпусках «Песни, собранные П.В. Киреевским», под редакцией Петра Бессонова. Это была лишь малая часть массива текстов народных песен, в последующий период истории к нему будут напечатаны значительные дополнения. Много важных материалов Общество посвятит русским классикам: В.А. Жуковскому, А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю, Ф.М. Достоевскому, И.С. Тургеневу. Ярко выраженный патриотизм и любовь к родному слову – непременная черта всех этих и других публикаций.
Богатела талантами наша страна. И просто богатела, преисполнена новых сил. Исконное прилежание крестьян к земле, к труду, к семье в своём доме,  к отечественным традициям, с опорой на религиозное мироощущение, непосредственное видение красоты, заключённой в народном искусстве – во всём виделся лад и тяга к счастливым переживаниям. Русское село было роевней сильных, энергичных, совестливых людей – и население пополнялось тружениками и талантами. Здесь верстались храбрые воины, умельцы и мастера, предприимчивые люди – тоже во многом отсюда. Одним словом, посельская Русь во всю ширь проталкивала свежую кровь, и нация здоровела и не старилась. Наша цивилизация, в прямом смысле, была сельскохозяйственной, что, впрочем, наблюдалось и в других мощных странах. Промышленность, культура, все роды искусства развивались гармонично, в соответствии с условиями времени. Язык народа и его словесность достигли полного развития. Подвижники науки – великий хирург Н.И. Пирогов и профессор ботаники С.А. Рачинский внесли ценный вклад в педагогическую практику. Национально мыслящие специалисты своими изобретениями помогали людям облегчить тяжёлый труд, снизить долю ручных работ.
Дух народа вдохновенно неуклонно возвышался, возвышая страну. Важно и то, что культура была рассосредоточена по всем провинциям. Полнокровной жизнью жили и губернские, и уездные города, там выдвинулись из толщи обитателей свои вдохновители и свои праведники. Так и говорили: «Наш городок – Москвы уголок!» Престижно жилось на родине – где родился. Неспроста молвилось: «Где родился – там и пригодился»,  «Где выросла сосна – там она и красна». Счастье сопутствует всюду, ежели человек честен и здрав в уме. Ценные мысли о преимуществах сельской жизни высказывал тогда крупнейший кооператор, Александр Васильевич Чаянов (1888-1937); его экономические труды не устарели и в наше время.
Революционный переворот 1917 года вверг нашу страну в тяжелейшие испытания. Выкашивались целые сословия – духовное и дворянское, державный люд, крестьяне, разорены и унижены. В таких катастрофических условиях судьба Русского слова во многом зависела от того, насколько научная общественность окажет ему помощь, сумеет сохранить накопленные сокровища. И всё это было сделано с возможной тщательностью: составлялись толковые словари Русского языка, в том числе областнические. Институт Русского языка стоял и стоит на страже родного слова. Достижения словесников поддерживал и умножал Институт Русской Литературы (Пушкинский Дом), а бытовую культуру народа изучали другие академические учреждения, вобравшие в свои стены славяноведов, этнографов, фольклористов, археологов. Страна быстро меняла облик, перманентный демографический срыв омрачал сёла и уездные города. В сверхгородах обезличивался человек, терялась традиция, во всём виделось оскудение. Отторжение сельского человека от земли, навязывание ему чуждой воли привело к оттоку населения из родных мест, разрушению характерной личности, мельчанию семьи. Срывая с живых корней державный люд, крестьянство – убивали и его творческий дар, демагогия сковывала мысль и во всём народе. И, когда произошёл очередной перманентный переворот, становая жила этноса была уже надорвана, и для возрождения полноценной жизни в её гармонических связях с культурой, с историческим наследием языка и словесности потребовались новые усилия, выводящие на общенациональный уровень государственных проблем.
Казалось бы естественным, что к Русскому народу, как к народу государствообразующему, надо отнестись с особым пониманием. Надо оживить провинцию, сделать жизнь при земле, в сёлах и малых городах, престижной. Создать все условия для самостоятельного, достаточного существования. Не наёмный, потерянный работник, а хозяин нужен, для него не мачехой, а родной матерью будет отчая земля. И тогда разомкнутся уста, и заговорит слово довольного человека. Ведь там, где в нашей стране эрозия народа проявилась в более мягкой форме, сёла живы и голосисты, возьмём, к примеру, татарские, башкирские  мордовские сёла, им, безусловно, тоже нужна поддержка, но они живы. А Русская земля – покойницкая, подворья порушены, поля заросли мелколесьем, родники пересохли, учить в школах некого. Как тут удержаться ремёслам, словам из природного языка, таланту?
Исчезновение местной промышленности полностью оголило уездные городки, и там, как и в сёлах, доживают лишь старики, а из молодых кто и остался – перебивается на жалкую бабушкину пенсию. Престижная жизнь на селе пробудила бы охоту трудиться и у молодых, наделила бы их идеалами.
Божия милость нисходит на людей во всех их путях. Животворящие истины укрепляют и просветляют сознание, а житейский опыт и просвещение умудряют человека любого возраста. Слово Святейшего Патриарха при создании Общества Русской словесности прозвучало как воззвание к народу: пора включать в дело энергию душевных сил, возрождать к жизни национальную словесность, собрать и переключить на благо ресурсы творческих талантов. Да будет тако!

Писатели Стрижев Александр Николаевич и Бирюкова Маргарита Анатольевна.