Дорога к счастью

Гузель Рахматуллина
   В давние – давние  времена, в одном царстве-государстве жил был царь. Все у него было: злато и серебро, камни самоцветные, города и села,  не было только счастья и любви. А царю-то исполнилось сорок лет.
   Загрустил государь. Мамок и нянек полон дом, а любимой жены не нашлось. Сватали-сватали, да не сложилось. Раздумья государевы прервал голос одной из нянек. Почти ровесница его, а змея подколодная. Как зыркнет своими черными глазищами, кровь в жилах стынет.
-Ты почто опять голову свесил? Рубаху поменяй на свежую, цирюльника я созвала, негоже царю неприбранному ходить. Вышел бы воздухом подышал. Горе луковое.
- С чегой-то горе?
-С тогой-то. Мужик, что должен сделать? Дом построить. Дерево посадить и сына родить. А ты? Дворец родитель твой построил, деревья Ванька –садовник сажает, а про дите-то вообще молчу. Поседел уже, а все в окошко пялишься, ждешь, что счастье само на голову свалится.
-Ты кто такая государя поучать? Нянька? Вот и ходи!
-Да, тьфу ты. Няньку ему подавай!
-Брысь, змеюка.
          Марья, блеснув глазами в сторону царя батюшки, бросила ему рубаху и пошла, покачивая крутыми бедрами. Да так хлопнула дверью, что лепнина с потолка покоев посыпалась.
          Вздохнул царь. Переодел рубаху, цирюльника и писаря созвать повелел. Пока цирюльник брил, косился в двери, где громыхала посудой Марья, и сочинял указ: тот, кто отправится за тридевять земель, да сыщет ему счастье, тому отдаст полцарства.
В тот же день указ царский по всем городам и весям глашатаи разнесли. Собрался в дорогу и садовник Ванька. Пришел к Марье попрощаться. Жаль было Марье племянника отпускать, стала уговаривать.
-Ну не слушай ты этого перца старого, сыночек. Из ума уже выжил от безделья. Меч-кладенец с десяток лет в сарае пылится. Доспехи проржавели. Мечтатель. Счастье и то принести должны на блюдечке с золотой каемочкой!
-Ой, тетушка, а счастья- то хочется всем. Вот ты за ним, как за дитем малым, а свое счастье упустила. А ведь к тебе  сам Илья-богатырь сватался!
- Да ну его, не люб он мне был.
-Ох, тетушка, и ты туда же! Люб - не люб, а богатырь! Терем свой, уважение опять же.
-Поговори мне еще! Возьми вот, в дороге пригодится. Клубочек ниток, хлеба краюха и вода мертвая и живая. Хлеб волшебный не черствеет, не кончается, сколько не ешь.
-А вода, откуда мертвая и живая?
-Да еще батюшке царя нынешнего Серый волк притащил из тридесятого царства.
-Испортилась поди  за столько-то лет?
-Волшебная водица не портится. Бери, пока даю.
- А государь тебя не заругает?
- Не заметит. Все в окно глядит, о счастье грезит. А заметит, не заругает, душа у него добрая.
Поклонился Иван тетушке, три раза перекрестился и отправился, куда глаза глядят за счастьем государевым.
         Долго ли коротко ли шел, очутился возле харчевни. Заказал кружку кваса, достал краюху хлеба. Рядом за столом сидел старец, чувствовалось, издалека шел. Перед ним стояла только кружка с водой. Пожалел Иван странника, отломил хлеба, положил перед  незнакомцем. Поблагодарил старик, а уходя, сказал: «То, что ищешь ты  за морем-океаном, за островом Буяном. Иди туда, где солнце всходит. Придешь к синему морю, найдешь корабль купца Еремы, скажешь от старца Иакова, он тебя отвезет куда надо. За то, что отвезет, отдашь ему вот это». Старик передал садовнику монету диковинную.
        Поблагодарил Иван старца и пошел дальше. К вечеру очутился в лесу глухом. Прилег под кустом, заснул. Вдруг услышал рев страшный. Пошел он на шум и увидел: медведь в капкан попал. Лапу прищемило, ревет бедолага. Пожалел садовник зверя дикого. Взял палку, отцепил капкан, освободил мохнатого, а место больное сбрызнул сначала мертвой, потом живой водой. Лапа на глазах зажила.
Пошел Иван дальше, долго ли коротко ли шел, дошел до синего моря. Нашел корабль купца Еремы  и   передал ему монетку.
         Плыл  корабль купеческий  в заморские страны целых три месяца. Повидал Иван бурю и штормы, штиль морской. Красивое море, но скучал он по родной земле, ромашковым, да васильковым лугам, кристальной родниковой воде, горячим блинам тетки Марьи.
         Наконец,  корабль купца причалил  в страну заморскую. Сошли на землю. Звери невиданные, люди черные, полуголые. Жара страшная. Разгрузили товар, пошли на рынок местный. А Иван решил город посмотреть. Вдруг увидел зазывалу. Народу куча. Подошел Иван, спросил, что происходит. Старый матрос сказал, что заморская  царевна уронила ожерелье самоцветное в подземный лабиринт и царь указ издал. Кто найдет ожерелье, тот получит все, что пожелает. А царевна, говорят, красоты не писанной. Много смельчаков счастье пытали, да никто из лабиринта живым не вышел.
       Подумал-подумал Иван, да  вызвался в лабиринт идти. Спустили его вниз на длинной веревке, факел в руки дали. Вспомнил Иван про тетушкины подарки. Достал клубочек заветный, привязал нитку к кольцу, что на стене было закреплено, и пошел плутать по лабиринту
        Долго шел, услышал шум-гам. Подкрался ближе и увидел небольшую пещеру. В пещере горел очаг, варилась еда. Старая, страшная одноглазая старуха, одетая в лохмотья била плеткой девушку, прикованную к стене. Девушку умоляла ее не трогать. Наконец, ведьма устала, надела на ноги туфли волшебные и улетела в темноту лабиринта. Зашел Иван в пещеру и подошел к девушке.
-Кто ты и за что тебя приковали?
-Ой, добрый молодец, уходи отсюда поскорее. Не то ведьма вернется и обратит тебя в камень. Посмотри сколько вокруг камней, то не камни, люди, которые спустились сюда. Меня она не стала превращать в камень, оставила в прислугах. А я дочь визиря, из рода знатного. Похитила меня ведьма ночью, когда я спала. Я еще ребенком была. С тех пор  десять лет здесь томлюсь. Ой, шум, слышишь, летит, прячься.
-А как она людей в камень превращает?
-В глаза смотрит, у нее один глаз, но он волшебную силу имеет. Не смотри  на нее!
      Спрятался Иван за большой камень. Прилетела ведьма, сняла башмаки-скороходы. Устала. Достала зеркальце.
-Ох, чую, человечиной пахнет. А ну, отвечай, кто здесь?
-Сама ты этот дух с собой принесла. От кого здесь дух-то будет, камни не пахнут.
-Ха, ха, ха! Что-то проголодалась я, налей-ка мне похлебки.
Девушка налила  колдунье похлебки. Ведьма поела и заснула. Иван вылез из-за камня. Взял кочергу большую, поддел кольцо, к которому была прикреплена цепь на ноге девушки. Кольцо лопнуло, а цепь зазвенела. Проснулась старая ведьма.
-А, вот и дух человечий.
- Сунул Иван в огонь ручку кочерги, накалил.
Ведьма ближе подошла, не смотрит на нее Иван, смотрит на ее отражение в котле.
Схватила его старуха, повернуть к себе лицом хочет, а Иван вытащил кочергу и воткнул колдунье в единственный глаз. Взвыла ведьма страшным голосом и прочь побежала от боли дикой.
   Освободил Иван девушку от цепи. На ноге у бедняги за столько лет  след от обруча, идти не может. Брызнул садовник на ногу девушки мертвой водой, потом живой, нога и зажила.
-Ой, спасибо тебе добрый молодец!
-Как зовут тебя, красавица?
-Айдан.
-Красивое имя, но непонятное.
-По – вашему, Айдан - лунная.
- А меня просто зовут, Иваном.
Взяла девушка туфли ведьмины волшебные и зеркальце.
-Пойдем, Иван, быстрее отсюда. На воздух хочется, к солнцу.
-Погоди, а как же они? Мы можем им помочь? Иван указал на многочисленные камни, лежащие по углам пещеры.
- Достань из ниши наверху книгу волшебную.
Иван достал книгу, а Айдан стала листать ее. Потом  стала читать длинное заклинание, зачерпнула из ведьминого котла  воды и побрызгала на каждый камень. Тут же камни на глазах стали превращаться в людей. Поблагодарили они своих спасителей. Иван сказал им, чтобы шли по его нитке к выходу.
Вскоре в пещере остались только Иван и Айдан.
-Что же тебя еще гнетет?
-Пообещал я царю нашему найти счастье и любовь. Приехал сюда за тридевять земель. Говорят у здешнего падишаха дочь, краше звезды ночной. Она уронила в лабиринт ожерелье самоцветное. Кто достанет его, может попросить у падишаха все, что захочет. Вот я и хочу посватать девицу за царя нашего. Не устоит перед ее красой заморской, будет у него счастье, а у нас покой и мир.
        Не кручинься. Спас ты меня от ведьмы злой и я тебе отплачу добром. Сыщем мы твое ожерелье. Пойдем.
        Вывела царевна Ивана к подземному озеру. Озеро огромное в котле подземном, прозрачное. А над озером, сквозь своды пещеры лучи солнца проникают и отражаются в воде.
-Видишь озеро? Оно воду поставляет в фонтаны дворцовые и купальницу царевны. Она купалась, уронила ожерелье, а оно в озеро попало. Спрячься за камень. Ночью, когда всходит луна. Из озера выходят дочери царя озерного –русалочки. Все красавицы, как на подбор. Но ты не смотри на них, жди младшенькую. Она ожерелье нашла и носит его. Как скинет она чешую рыбью, спрячь ее. Без чешуи не сможет она в озеро вернуться. Обменяешь чешую на ожерелье царевны.
      Спрятались Иван и Айдан за камень. Уснули. Ровно в полночь девушка разбудила садовника.
      Услышал Иван смех девичий. Выглянул из-за камня и увидел, как из воды входят русалки, она прекраснее другой. Скидывают  серебристую чешую и плещутся в озере. А младшая русалочка с золотыми длинными волосами была прекраснее всех. А на нежной  шее у нее сияло ожерелье самоцветное.  Подкрался Иван к озеру и спрятал чешую юной русалочки. Накупавшись и нарезвившись, русалки засобирались. Одна за другой надели чешую и прыгнули в глубину озера. А младшая стала искать одежду русалочью, но не нашла, пригорюнилась.
       Иван вышел из-за камня. Увидела его русалка и сказала: «Верни мне добрый молодец чешую мою, хочешь, принесу тебе со дня морского жемчуг, раковины музыкальные, все, что попросишь».
-Отдай мне вот это ожерелье.
       Сняла русалочка ожерелье, отдала Ивану. Вернул он ей  чешую рыбью. Уплыла русалочка, а Иван  с дочерью визиря пошли к выходу из лабиринта. Наверх поднялись рано утром, когда город еще спал. Провела через калитку садовую во дворец. Обрадовался визирь дочери, которую считал давно погибшей. Стал предлагать Ивану богатства несметные. А он попросил к падишаху проводить.
        Утром визирь проводил Ивана к падишаху. Посватался Иван от имени  государя за дочку царскую. Передал в подарок ожерелье самоцветное. Но царевна была не только сказочно красива, но еще и хитра. Пошла она перед отъездом к старой своей няньке. Нянька передала ей пузырек заветный. Задумала царевна Ивана отравить по дороге и вернуться в отцовский дворец. Снарядил падишах корабль, отправил с Иваном дочь и свиту ее. Свита вся в покрывалах, лицо прикрыто. Сидят Иван и дочь падишаха в покоях. Велела царевна на стол накрыть и вина заморского принести. Подлила незаметно в вино жидкости из нянькиного пузырька. Разлила вино в кубки. Девушка, что подавала еду на стол, нечаянно толкнула его и  опрокинула кубок, который держал Иван. Облила платье царевны. Накричала на нее царевна и ушла переодеваться.  Служанка схватила Ивана за руку, приоткрыла лицо. Увидел Иван Айдан. Отвела она его за колонну и предупредила, что отравить его задумала царевна заморская. Потом убежала.
         Поужинал Иван с царевной, сделал вид, что отпил из кубка и лег спать. Пока он спал, царевна велела спустить слугам шлюпку, связать и бросить Ивана в лодку, а сама приказала корабль назад повернуть.
           Очнулся Иван, а  лодку бьет и кидает в разные стороны волнами, пригорюнился. Вдруг услышал за спиной шорох.
-Не послушал меня, отпил из бокала, хорошо успела противоядие дать. Иначе, кормил бы ты сейчас рыб  на дне морском.
-Как же я теперь? Где царю, счастье сыщу?
-Все будет хорошо. А счастье у каждого свое, что на роду написано, то и будет, никто не найдет чужого счастья.
        Плыли, плыли Иван и царевна и очутились в берега русского. Купил Иван коня и повез дочку визиря во  дворец. Едут они через лес, а тут разбойники налетели и ранили Ивана, а царевну связали и с собой увезли. Умирает Иван в лесу глухом. А тут, откуда не возьмись медведь. Принес травы волшебной из чащи лесной, положил на рану спасителя своего. К утру, рана у молодца зажила. Показал Ивану медведь  сторожку разбойничью. Разгромили они вдвоем  злодеев лесных, спасли Айдан. Едут они вдвоем во дворец.
       Зашел Иван к царю. Обрадовался государь садовнику.
-Царь- батюшка, привез я тебе дочку визиря. Вот оно счастье и любовь…
-Ой, да ты ничего не знаешь, Вань. Как ты уехал, тетка твоя меня совсем загрызла. Вздумалось ей, что каждый мужик, хоть простолюдин, хоть царь, должен дерево посадить. Решила она вокруг дворца сад яблоневый разбить. Сажал я, сажал, Вань, деревья, Марья мне помогала, а тут дождь пошел, а потом радуга на все небо. Маша вымокла вся, косу свою распустила. Посмотрел  я на поле васильковое, на нее, синеглазую, да ладную, и тут дошло до меня, что счастье мое, вот оно, близко, со мной.
       Тут все и случилось. Пока ездил ты за счастьем моим, я его сам нашел. А сыночка мы  Васей- Васильком назвали. Так что женись сам на своей красе заморской.
        Обрадовался Иван. А вскоре и свадьбу сыграли племянника царского и дочки падишаха заморского. Зажили все дружно и  счастливо.
         Каждую весну распускался вокруг дворца царского яблоневый сад, пели птицы, летом путники отдыхали под сенью деревьев, любовались полем васильковым, а по осени каждый, кто хотел почувствовать вкус счастья, срывал с дерева наливное яблочко.