2. Зиночка. У бабушки Гани продолжение

Надежда Комарова 3
       В кухоньку ворвался свежий зимний ветер, встречая клубы табачного дыма. Хозяйка видела, что квартиранта что-то мучит. Знала, что он и эту ночь будет ходить, постукивая своей палочкой, курить на улицу, вздыхать, обнимая и целуя спящую дочь. Она понимала, что человеку надо высказаться и тогда у него хоть немного утихнет душевная боль.
     - У вас разговор не одесский. Откуда вы?
     - Из Донбасса.
     - А Миша по-нашему говорит.
     - Он же одессит. Мы с ним вчера на вокзале познакомились. Приехали, хотели в комнату матери и ребенка устроиться, да на него наткнулись - на полу спал. Беспризорник он. Его дом еще в начале войны немцы разбомбили. Мать с сестренкой погибли. Теперь он отца с войны ждет. Все ходит к тому месту, где раньше их дом был, надеется, что отец тоже туда придет. Там теперь пленные немцы работают. Мы и сегодня туда подходили. Удивляюсь, как такой маленький пацан войну пережил. Взяли его с собой. Втроем нам даже легче.
     - А где же Зиночкина мама?
     - Умерла Зиночкина мама. Вот уже месяц скоро, как нет нашей Ксени.
     Николай взял пачку от папирос, но она оказалась пустой. Он с силой скомкал ее и так держал, не разжимая кулак.
     - Курить хочешь,Коля? Вот твои папиросы,- тетя Ганя подала ему новую пачку.
     - Я выйду на улицу покурю. Дом остудится.
     - Ничего, я форточку прикрою, а потом проветрю. Кури, Коленька. Расскажи о Ксении - выговорись. Тебе легче станет.
     Николай прикурил, глубоко затянулся и поведал доброй старушке свою грустную историю:
     - У Ксениной мамы семь детей осталось, когда в тридцать восьмом арестовали ее отца. Леночка тогда еще не родилась, а Ксеничка старшая, и все заботы о семье легли на ее хрупкие плечи. Она в музыкальной школе директором работала. Зарплаты не хватало, так она еще и по домам бегала - уроки давала. А я в шахте забойшиком был. Жил в общежитии, а в выходные в клубе  на танцах играл так, для души. На баяне меня отец научил играть. Царство ему Небесное. Моя семья еще в тридцать третьем от голода вымерла на Ростовщине. Я вот так же, как Миша, один остался, только постарше его был. В Донбасс на заработки подался, наверное, за судьбой, - он снова замолчал.
     - С Ксеней на танцах познакомился, Коленька?
     - Нет. Она на танцы не ходила. Но увидел ее в первый раз в этом клубе. Концерт у нас был, а она на пианино играла - аккомпанировала. Потом ее ученица за пианино села,а она "Соловья" запела. Красивая. Стройная, как березка, волосы, как у Зиночки, светло-золотистые, вьющиеся, глаза такие ясные, голубые, лицо нежное и сама такая нежная - сложила маленькие ручки у тоненькой талии в длинном голубом платье. А голос! Я заслушался и так захотелось с ней познакомиться, но подойти боялся. Она вон какая, а я шахтер, хотя тогда я не уродом был. С того времени не мог я жить спокойно. Она все время у меня перед глазами стояла. Стал у ребят про нее расспрашивать: с кем живет, где. А когда разузнал все, решил сразу идти свататься. Купил букет цветов, зашел в магазин и сказал продавщице: "Взвешивайте всех конфет шоколадных по килограмму, чтоб полная сумка была". Иду, а у самого ноги подкашиваются. Подошел к дому, а зайти не могу и стою, на окна смотрю - постучаться не смею. Ее мама меня увидела и вышла с маленькой девочкой на руках. "Вам кого?"- спрашивает. "Вы Ксенина мама?" "Да",-отвечает. Ну я вздохнул поглубже и выпалил все, что по дороге повторял:"Меня зовут Николай. Я шахтер-забойщик.Вот пришел сватать Вашу дочь Ксению",- и сую цветы, сумку. "Как сватать?"- смотрит на меня растерянно, с полуоткрытым ртом, но цветы взяла и в дом пригласила. Я с сумкой ввалился в дом и, чтобы не молчать, говорю: "Да Вы не пугайтесь. Я хорошо зарабатываю. Обещаю быть хорошим мужем Ксении и братом Вашим детям"
     Ну, в общим, поженились мы. У них в финском домике жили. Хоть и тесно было. но хорошо жили, дружно. Семья крепко на ноги встала. Старшую Дусю учиться на учительницу в область отправили. Костю - в горный техникум. Остальные кто в школе, а кто еще под стол пешком ходил. Ксения, конечно, уже по домам не бегала. Спокойно директорствовала - ей нравилось. Больше года мы прожили счастливо.
     Николай взял свою палку и вышел на улицу с папиросой. Тетя Ганя не стала его задерживать. Наложила в печку хвороста, подожгла, отодвинула на плите конфорки, поставила чайник, достала из буфета пачку чая, которую сегодня принесли квартиранты, расколола щипчиками кусочек рафинада, положила в блюдце, села на табурет и стала ждать.
     - Давай чайку попьем, Коля, грузинского. Вы сегодня принесли,- сказала она, когда Николай вошел в дом, разливая чай по стаканам. - Я и сахарку приготовила, - и пододвинула блюдце к руке Николая.
     Они пили чай, но к сахару не притронулись.
     - Рассказывай, Коля. Что же дальше было?
     - А дальше был этот проклятый взрыв в шахте. Мои товарищи все погибли, а мне судьба в обмен на мои глаза подарила жизнь. Не буду рассказывать, как выхаживала меня Ксеничка, как учила меня все делать на ощупь. Шахта нам новый каменный дом построила, мы вокруг него сад посадили, летнюю кухню построили, сарай. Шахта хорошо помогала, пенсию хорошую назначила, да и собес платил за инвалидность. Мы теще помогали и нам хватало. А тут война. Старшие братья ушли воевать, а мы с Толиком, когда немцы в город вошли, к ним в столовую устроились. Лошадь нам дали с подводой. Мы делали все, что нас заставляли. Моя сила, Толика глаза кормили всю семью. В войну из нас никто не голодал. Повар немец добрый был - мы каждый день домой еду приносили. В сорок третьем, когда Донбасс освобождали, родилась Зиночка.
     Он снова потянулся к папиросам. Глубоко затянувшись, продолжил:
     - Я же говорю, в войну не голодали. Братья,демобилизовавшись, переженились. А мы братика для Зиночки ждали, тут не только голодно, да еще оказалось, что у Ксенички сердце слабое. Не уберег я ее.
     После похорон у нас все собрались. Соседка отоварила свои карточки - все продукты на поминки принесла. Помогала, ухаживала. Я не знаю, что на меня нашло? Испугался, что один не справлюсь. Зиночка-то совсем маленькая. Вот из-за своей трусости на следующий день после похорон расписался я с этой Тоней. Без регистрации жить не хотела. Но не мог я после Ксенички жить с ней.  Попросил оставить нас. Потом сели в поезд  и поехали, как говорят, куда глаза глядят. От мучительной тоски хотелось убежать. Но разве от ее убежишь? Петь и танцевать Зиночку Ксения научила, да и мои способности пригодились.
     Они еще долго сидели в кухне.Пили чай, разговаривали. Тетя Ганя рассказывала о себе, о муже, о сыне, о немцах, как прятались от бомбежек, как выживали, а потом сказала, что это судьба послала ей Николая вместо погибшего сына. Теперь у нее есть и внуки.
     Весна неожиданно оттеснила зиму. Вдруг под яркими лучами солнца дружно побежали ручьи. Одесситы сняли зимние одежды. Зацвели сады. На каждом углу продавали раков живых и вареных, а Миша просил тетю Ганю будить его с рассветом и уходил с мальчишками на Большой Куяльник. В зарослях ивняка ребята  выискивали раков, бросали в общее ведро, а потом делили поровну. Не всем везло, но все понимали, что дома их ждут с уловом. А тетя Ганя заранее ставила на керосинку большую кастрюлю с водой, и к Мишиному приходу вода закипала, а потом вся семья лакомилась сладкими раками.
     Зиночка уже танцевала и пела "Кабардинку",  "Яблочко" - этому она училась, видев, как это делают другие. Тогда  многие так зарабатывали на хлеб. И, конечно же, свою любимую "Девочку Надю". Когда она отдыхала, Николай пел довоенные песни, а Миша с Зиночкой складывали подаяния в мешок. В Одессе щедрые люди, хотя, как и везде, тоже жили по карточкам, но делились последним. Жизнь стала краше, когда отменили карточки
     Уже появилась ранняя черешня, клубника. Колхозники торговали морковью, луком, редисом. Да и у тети Гани был маленький огородик. Дети поправились, посвежели. Но тоска по дому не давала покоя Николаю. Его тянуло на кладбище, к Ксении. Думал приехать на полгода, но этот срок они поминали с тетей Ганей. Да и дому нельзя без хозяев. И как не хорошо было жить у этой доброй, приветливой тети Гани, домой возвращаться надо.
     Вот и наступил день разлуки. Была сытая августовская пора. Николай купил ящик цыплят, мешок корма для них, чтобы тетя Ганя не скучала.
     - Ой, Коленька, спасибочки тебе! Вот хлопот-то теперь! Вот хлопот!
     - А с нами разве меньше было хлопот?
     - Да что ты, Коленька! Как я теперь без вас? Оставались бы!
     - Спасибо вам за все, тетя Ганя. К нам приезжайте.
     - Да куда ж я теперь от цыплят? Вы приезжайте. Зиночка, не забывай бабушку. - Девочка прижалась к старушке, и обе заплакали. - Миша, пиши. Я в военкомат ходить буду. Если что известно будет об отце, сообщу.
     Прощались долго и тяжело. Тетя Ганя сложила в мешок их одежду, еду, баян.
Николай перекинул его через плечо. На шею усадил Зиночку,опустил руку  на Мишино плечо и - в путь из такого теплого и уютного дома. А впереди еще целая жизнь. Какие люди будут встречаться этой маленькой девочке, которая так гордо сейчас сидит на папиных широких плечах?...                Продолжение... "Возвращение домой".