Кант о принципе жизни, ограниченности познания и с

Павел Гордеев
Иммануил Кант о принципе жизни, ограниченности познания и связи души и тела


"Всё в мире, что содержит принцип жизни, кажется нематериальным, так как всякая жизнь покоится на внутренней способности произвольно себя определять. Напротив, отличительный признак материи состоит в наполнении пространства посредством необходимой силы, ограниченной внешним противодействием. Отсюда то состояние внешней зависимости и принуждённости, в котором находится всё, что материально, тогда как те существа, которые самодеятельны и, действуя посредством своей внутренней силы, содержат основу жизни, - словом, те, собственная воля которых способна определять и изменять себя, едва ли могут обладать материальной природой". (Иммануил Кант. "Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики". - I, 1.)

***

"...в природе нет доступного нашим чувствам предмета - будь это капля воды, песчинка или нечто ещё более простое, - о котором можно было бы утверждаь, что наблюдение или разум его уже исчерпали: так беспредельно разнообразие всего, что природа даже в самых незначительных проявлениях своих предлагает для разгадки столь ограниченному уму, как человеческий". (Иммануил Кант. "Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики". - I, 4.)

***

"... основные понятия о вещах как о причинах, понятия о силах и действиях, если они не взяты из опыта, совершенно произвольны и не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. Я хорошо знаю, что мышление и воля приводят в движение моё тело, но я никогда не могу это явление, как простой опыт, путём расчленения свести к какому-либо другому явлению, - я могу его, правда, познать, но не могу уразуметь. Что моя воля движет моей рукой, это для меня не более понятно, чем если бы кто-нибудь сказал, что она может также задержать движение Луны. Вся разница здесь только в том, что первое я узнаю из опыта, а второе никогда мне не приходило на ум. Я познаю в себе как в субъекте, который живёт, различные изменения, а именно мысли, волю и другое, и так как все эти определения совершенно отличны от того, что в целом составляет моё понятие тела, то я справедливо допускаю некоторое нетелесное и постоянное существо. Но будет ли это существо мыслить и без связи с телом, об этом нельзя умозаключать на основании его свойств, познанных на опыте. С существами одинаковой со мной природы я связан через физические законы, но, нахожусь ли я или буду когда-нибудь находиться с ними в связи и без посредства материи по каким-то другим законам, которые мне угодно называть пневматическими, я никак не могу заключить из имеющихся у меня данных". (Иммануил Кант. "Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики". - II, 3.)