О государственном строительстве на Украине

Евгений Терещенко
Полноценное национальное государство предполагает не только наличие необходимых для его функционирования институтов, но и наличие зрелого гражданского общества. Такие государства возникают не сразу, а в результате последовательного прохождения через несколько стадий.

Перечислю основные стадии этого процесса.

1.Появление и эволюция этноса или близких этносов, имеющих единую религию. Развитие примитивной культуры, устного творчества, фольклорной базы на диалекте данного этноса.

2.Появление культурной элиты (поэтов, писателей, мыслителей и т.д.). Развитие письменности, литературного языка, образование и накопление национальной культурной базы.

3.Появление и усиление национального самосознания, как результат творчества культурной элиты.

4.Появление политической элиты, обладающей национальным самосознанием, как результат п.2 и 3.

5.Борьба за суверенитет и государственность, чаще всего за выход из какой – либо империи.

6.Образование и укрепление государства, расцвет экономики, науки, искусства.

Это примерная схема, в которой пункты 2-4 имеют причинную последовательность, которая может не просматриваться во времени. Из схемы видно, почему попытка создать на Украине унитарное национальное государство столкнулась с большими проблемами. Для его становления, Украина не прошла ни одной необходимой для этого эволюционной стадии. Наверное, с большой натяжкой, возможно говорить лишь о существовании в прошлом малорусского этноса, но трудно, при этом, определить время его появления, характерные антропологические качества и исходный этнический разговорный диалект. Как известно, этнические разговорные диалекты, в разных частях Малороссии (Украины), всегда отличались друг от друга, а на ее нынешней территории проживало изначально шесть антропологических типов населения.

Культурная элита Малороссии (Украины) была, в основной массе, имперской, сначала русской – православной, затем советской – коммунистической, и занималась, в основном, творением общерусской культуры. Она не способствовала развитию в своем народе национального самосознания и последний, по сути, тоже был народом имперским, сначала православным, а затем советским.

Во время гражданской войны, в 1917 – 1920 годы, ни Центральная Рада, ни Директория не пользовались массовой поддержкой населения, а спустя 70 лет, во время горбачевской перестройки, таким же малопопулярным было движение «Рух», численность которого в крупных городах не превышала нескольких сотен человек.

Независимость свалилась на жителей Украины, как снег на голову, в результате раскола коммунистической элиты, правившей страной, и стихийного распада СССР. Жители Украины не выстрадали, не завоевали, не отстояли свою независимость, а получили ее задаром, толком не понимая, зачем она им нужна.

Постсоветская Украина не является национальным государством. Она представляет собой типичную империю, разные территории которой имеют разную историю, разную мифологию, разные языковые и культурные предпочтения. Попытки ее унификации наталкивались на сознательное и бессознательное противодействие части населения, и закончились теми катастрофическими событиями, которые мы сейчас наблюдаем.
Добавлю, в заключение, что идеология этно-национализма, в духе «Россия для русских», «Украина для украинцев», мало пригодна для стабильного существования империй и чревата их распадом. Народы любой империи должны уважать друг друга, слушать и слышать друг друга, избегать по отношению друг к другу любого насилия. Только такое государство может быть сильным и стабильным.