Сила рекламы

Израиль Рубинштейн
               
               

       В бескровно упокоившейся Стране Советов рекламное дело было, мягко говоря, не на высоте. Не было нужды в рекламе-то.  «ХРАНИТЕ ДЕНЬГИ В СБЕРЕГАТЕЛЬНОЙ КАССЕ». Как будто, у сберегательной кассы была альтернатива, за исключением маминого бюстгалтера. Так бы и написали: «НЕ ХРАНИТЕ ДЕНЬГИ ПРИ СЕБЕ. ЭТО ОПАСНО».

       Или вот такой прикол. В городе Минске на углу проспекта Ленина (бывший Сталина) и улицы Комсомольской в шестидесятых годах стоял городской универмаг. Так на его крыше неоновым огнём светился слоган: «ТОТ, КТО УТРОМ КОФЕ ПЬЁТ, ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ НЕ УСТАЁТ». Кофе в Минске и с фонарём было не сыскать. Разве что в валютном магазине «Берёзка».  В 1964 году на крыше универмага в Петропавловске-камчатском читаю тот же, слегка подправленный слоган: «МОЛОКО КТО УТРОМ ПЬЁТ, ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ НЕ УСТАЁТ». . .  Да-да, утренние «молочные» очереди из мам и бабушек разрастались в «Питере» до панических размеров.

       Вино-водочная продукция в рекламе тоже не нуждалась. Во времена СССР водка являлась чуть ли не основным предметом продажи населению. И всё же одна «реклама» на уровне театрального действа врезалась в память: привалившись к стене магазина «Водка», видавший виды пожилой алкаш рашпилем выравнивает побитое горлышко водочной бутылки; скрежет железа-по-стеклу проникает глубоко в душу.

      Утверждать, что с пьянством в СССР не боролись, было бы не справедливо. Боролись. И всё на правительственном уровне, начиная ещё с 1918 года.  Сколько их было, этих «анти-алкогольных компаний»! В целях повышения производительности труда и культурного уровня населения Страна Советов сокращала посевы зерновых культур, вырубала виноградники, закрывала вино-водочные отделы продовольственных магазинов, не продавала водку по утрам, взвинчивала на неё розничные цены. И ни разу не обратились к человеческому достоинству. Ну, хотя бы, в шутку. А в ответ лились реки неиссякаемого народного фольклора:

       «Спутник, спутник, ты могуч: разгоняешь стаи туч!
       Если выйдешь на орбиту, захвати с собой Никиту*!
       И, на радость всей стране, сбрось генсека на луне!»

        «Водка стоит шесть и восемь. Всё-равно, мы пить не бросим.
        Передайте Ильичу**: нам и десять по плечу.»

        «Спасибо партии родной и Горбачёву лично!
        Мой трезвый муж пришёл домой и вылюбил отлично!»

       «В шесть утра поёт петух, в восемь – Пугачёва.
       Магазин закрыт до двух, ключ – у Горбачёва».
      
      А у нас в Израиле всё не так. У нас обращаются напрямую к интеллекту. Например, дошло до Кнессета, что израильская молодёжь последнее время уж очень налегает на водку. Вследствие чего, участились случаи разборок с поножовщиной. Немедленно на телеэкран выпустили видеоклип-антирекламу: упившийся алкаш, интеллигентного вида, нелепо падает в кухонные отбросы, рассыпанные рядом с мусорным контейнером. И голос за кадром: "Ты этого не хотел! Так получилось! Ситуация вышла из под контроля!.. Не пропей свою жизнь!"
 
      И всё!!!... И уже через два месяца проката антирекламы производители крепких напитков забили тревогу: продажа водки упала на тридцать процентов. Вот так успешно мы боремся с пьянством. И где эти бесталанные хрущёвы, брежневы и горбачёвы?

                Израиль, 2016
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
*  генсек Никита Сергеевич Хрущёв;
** генсек Леонид Ильич Брежнев.