Жаркое лето в июне. Часть 1

Эдуард Зайцев
 Перебирая старые бумаги своего архива, перелистал страницы с полётной документацией полётов в Афганистан. Своими впечатлениями решил поделиться с командирами кораблей, участниками  этих полётов.  С прискорбием узнал, что их уже нет.
Стремительно сокращается круг людей, которые, по приказу своего государства, выполняли свой воинский долг в небе этой маленькой страны. 
Решил восполнить память тех далёких лет, где мы были участниками боевой работы военно – транспортной  авиации.

                ******************

 Июнь,в том году, выдался очень жарким. Солнце палило нещадно. Оно заставляло искать укрытие в любой тени.
 
 Природная жара добавляла нервного напряжения после ежедневного просмотра телевизионных новостей.
В стране было не спокойно.
Политическая нестабильность, народные волнения, вольности в законодательной сфере, - плодили разгул бандитизма и преступности. Назревал политический кризис в СССР.
 
 Воинские части, на юге страны, сохраняли спокойствие, но на душе у каждого военнослужащего было тревожно. 
 Авиационные полки военно-транспортной авиации, с прежним напряжением, выполняли все поставленные задачи: продолжали работу по подготовке лётного состава, участвовали в  перевозке воинских грузов и людей в разные уголки страны.
 
Особые задания выполняли специальные группы по доставке воинских грузов на аэродромы Афганистана.
 Группы эти, базировались на аэродроме в г. Ташкент и периодически сменяли друг друга. Замена  проводилась под контролем руководящего состава дивизии.
Учитывая сложные системы заходов на посадку, с каждым  экипажем, вновь прибывшей группы, выполнялись контрольные полёты с инструктором по аэродромам Афганистана.

 С очередной группой 37 втап (военно-транспортного авиационного полка), состоящей из трёх экипажей, мне предстояло произвести замену и выполнить контрольные полёты с вновь прибывшими экипажами.
 
 В должности начальника политического отдела 6 гв. втад (военно-транспортной дивизии) мне уже не раз приходилось летать в качестве инструктора со многими экипажами дивизии.
В этот раз, группа из трёх экипажей с аэродрома Арциз, вылетела рано утром. Я летел в экипаже майора Царёва И.В.  За нами следовали экипажи капитана Барсукова И.В. и майора Саватеева Б.Е.
Полёты выполнялись по воздушным трассам по общим правилам для всех воздушных судов и сложности не представляли.

 Через несколько часов полёта, наши Ил-76 приземлились на аэродроме временного базирования в г. Ташкент.

 Узбекистан встретил нас ещё более жаркой погодой. Даже дорожные  камни, прокалённые до основания, источали тепло. Укрыться от изнурительной жары  можно было только внутри помещений. Тяжело приходилось работать техническому персоналу на аэродроме. Солнце раскаляло металл, до которого нельзя было прикоснуться рукой.
 
 Разместившись в местной гостинице,  я проверил размещение личного состава. Бытовое устройство было, по военному, скромное.  Кровать, тумбочка, шкаф и общий душ, туалет. К таким условиям все были привычны.
 
После небольшого отдыха, лётный состав собрался для постановки задач на вылет. План доставки воинских грузов, по заданию Генерального штаба ВВС, состоял из серии полётов с загрузкой на аэродромах Чимкент и Карши.
 
 После загрузки на этих аэродромах, экипажи должны были возвращаться в Ташкент для прохождения таможенного и пограничного контроля.
В заявленном порядке, производился вылет в Кабул.
 
 Вылеты по доставке груза, в ежедневном ритме, составляли повседневный план работы .
 
 Первые полёты экипажи выполняли с инструктором для ознакомления с особенностями выполнения захода на посадку на аэродроме г. Кабул, в ограниченной и охраняемой на земле, зоне аэродрома.
 

 Очередной вылет, с экипажем майора Саватеева выполняем в Кабул с пассажирами - военнослужащими, которые летят в Афганистан на замену, отслуживших свой срок солдат.

  Подъем в 3 часа ночи. Медицинский контроль  прошли у едва проснувшейся дежурной медсестры.
В столовой лётного состава, быстро позавтракали.
День предстоял долгий.
 
 Разрешение на вылет нам выдали без задержки.
  Обозначено, для нас, и время пересечения государственной границы.
 
 Вызываем пограничный наряд и таможенную группу.
 
 Наши пассажиры – это, в основном, военнослужащие, молодые солдаты.  На их лицах  улыбки, чистое новое обмундирование и постоянные шутки. Только в глазах можно увидеть, проблески тревоги и озабоченности.
 
 Поднимаясь в кабину пилотов, чувствую на себе их тревожные взгляды. Несколько молодых солдат, видимо впервые поднявшиеся на борт самолёта, с интересом разглядывают меня.
 Снял куртку комбинезона. Погоны полковника, думаю, произвели впечатление и доверие за благополучный исход полёта.
 
 Конечно, этим ребятам известно, что за полётами, с личным составом воинских частей, охотятся душманы. Поэтому, не спокойно на душе у многих наших пассажиров.

 Совсем недавно, только  случайность, спасла  экипаж, с лётным составом  афганцев, подготовленных в наших авиационных училищах.
Сбор этих авиаторов для вылета продолжался так долго, что они не уложились в обозначенное время.  Их самолёт вылетел с опозданием от заявленного времени. Это их спасло.
 Пострадал гражданский экипаж Ил-76 с товарами военторга, который вылетел в назначенное  время для военного самолёта. Ракета, пущенная в воздушный корабль на подходе к Кабулу, ударила в кабину штурмана. Пробоина фюзеляжа привела к разгерметизации самолёта.
Воздушный корабль сохранил свои лётные качества. Командир корабля принял решение на срочную посадку. Мастерство пилота позволило произвести приземление на грунт. Экипаж остался жив, но самолёт, из-за значительных повреждений, был потерян. Он долго потом лежал в конце лётного поля аэродрома, немым предупреждением об опасности.

  Убедившись  у бортового техника о наличии воды для пассажиров, я поднялся в  кабину пилотов.
 
 Правое кресло инструктора уже давно привычно.
Командир корабля, майор Саватеев Б.Е., так же, как и я, выпускник Балашовского училища лётчиков. Это опытный и хороший командир, который прошёл полную подготовку, на базовом аэродроме.  Сегодня ему предстоит выполнить полёт в реальных условиях боевой обстановки.
 
 По команде командира корабля, старший бортовой техник, старший лейтенант Чуняев,  начал запуск двигателей. Кабина привычно оживает приборами, световыми табло и звуками радиоэфира.
 Сонный голос руководителя полётов разрешает нам руление к взлётной полосе. Неровности рулёжки покачивают наш тяжёлый корабль в неспешном движении по аэродрому.
 Занимаем стартовую позицию.

   - Я борт 78775! Карту выполнил! Рули проверил! Разрешите взлёт!
 
  - Борт 78775! Ветер у земли: 230 градусов, 5 м/сек, Взлёт разрешаю!

 В 5.30 утра наш корабль поднялся в небо.
 После всех взлётных процедур, прощаемся с Ташкентом, набираем высоту заданного эшелона. В кабине прохладно, легкий, освежающий поток воздуха, из системы кондиционирования, приятно холодит лицо.
 
 На горизонте, под лёгкой дымкой облаков, видны горы. К пересечению государственной границы подходим в назначенное время. Время пресечения, в открытой связи, не сообщаем.
Помним: «Враг слушает!»

 Пейзаж Афганистана живописен своими горными массивами.  От горизонта до горизонта – сплошные горы. Среди этого нагромождения скал, кое -где, пробиваются русла маленьких рек, около которых заметны редкие поселения людей.
 
 Отдельные горы, наплывают на нас, в непосредственной близости от самолёта. К их вершинам  подходим с особой осторожностью, стараясь пройти вершины со стороны Солнца. Во все глаза, наблюдаем за земной поверхностью. У радиста, рука на кнопках отстрела инфракрасных ловушек.

 Ранним утром, Солнце светит нам в левый борт. Обходим эти вершины слева. Штурман скорректировал направление, самолёт послушно развернулся на заданную поправку в курсе.
 Такой маневр затрудняет отслеживание коридора пролёта с земли, а влияние Солнца не позволяет тепловым системам самонаведения ракет прицелиться по нашему самолёту.
 
  Горные массивы составляют основной пейзаж по всему маршруту. Летим на большой высоте. Этот эшелон полёта обеспечивает безопасность от поражения зенитными средствами с земли.
 
 Напряжение в экипаже не спадает за всё время полёта. Всматриваемся в каждую необычную деталь рельефа. Все понимают, что если своевременно удастся заметить пуск ракеты, то радист сможет начать отстрел пиротехнических средств. Они отведут ракету от нашего самолёта. Тепловые ловушки снижают вероятность поражения.

 Через час полёта, подходим к воздушной зоне аэродрома Кабул.
 В эфире слышен голос руководителя полётов. Для сопровождения нашего захода на посадку поднимается пара вертолётов.
 
 С воздушной трассы отворачиваем на радиомаяк (Мурад), начинаем снижение.
 
 С высоты, почти в 8000 метров, готовимся к необычному способу захода на посадку. Способ этот называется «снижением с максимальным градиентом». Он предусматривает такое построение маршрута, которое бы обеспечивало снижение самолёта без выхода из охраняемой зоны аэродрома. Радиус этой зоны не превышает 10 км. На земле, этот район охраняется боевыми постами  наземных войск. На дальних подступах, воздушное пространство контролируется вертолётами. Они сопровождают наш воздушный корабль до посадки.
 
 - Экипаж! Приготовиться к снижению! - команда командира корабля определяет этап дальнейших действий экипажа. По карте обязательных проверок все члены экипажа доложили о своей готовности.
 После информации штурмана:
 - до привода "ЛЛ" 70 км.-
 Приступаем к снижению.
 - Снижение! Малый газ!- действия командира корабля уверенные, но внутренним чувством, замечаю его волнение. Это нормальное состояние. Заход на посадку в таком режиме - сложное занятие для всего экипажа.

 - Рубеж 40 км!

 -Погашение! Скорость 390!

 Мягкая балансировка самолёта стабилизатором, последовательный выпуск механизации в положение для захода на посадку (предкрылки 25, закрылки 30 градусов).
 
 -Шасси выпустить!
 
 - Щелкнувшие замки и зелёные лампы на табло подтвердили готовность шасси к встрече с землёй.
 
  Выпущенные заранее шасси и механизация крыла существенно снижают аэродинамическое качество крыла, то есть, позволяют произвести бОльшую потерю высоты на каждый километр пройденного пути. Это и означает снижение с максимальным градиентом.

Командир корабля и бортовой техник работают слаженно, штурман следит за местом воздушного корабля в пространстве. Самолёт стремительно теряет высоту.
 
 - До ПРС 10 км.
 - Установить давление аэродрома...

 Резкий звонок маркера подтвердил проход приводного радиомаяка.

 - Отворот! Курс 130 гр., - доложил штурман.
 - Радист! Включить программу отстрела пиропатронов!
 - Продолжаем снижение!

 По секундам контролируя полёт на расчётном курсе, интенсивно приближаемся к земле.
 
 По команде штурмана:
- Разворот! - с креном в 30 градусов производим первый круг над аэродромом.

 Высота 5100 метров. Проходим над полосой со снижением до 2400 м. За нами виснут гирлянды гаснущих пиропатронов. Их высокая температура служит защитой от наведения ракет с тепловой головкой самонаведения.
 
 Штурвалом прижимаем нос самолёта к земле. Стрелочка вариометра лежит на цифре 25 м/сек. 
 Штурман корабля Алисеев, по секундомеру отсчитывает время до разворота.
Самолёт «валится» к земле с максимальной скоростью.
 
 На подходе к третьему развороту выпустили закрылки в посадочное положение (43 градуса).
 
Высота 700 метров. Скорость 270 км/час.
 
 Точное определение места третьего разворота очень важно для выхода на посадочный курс. Штурман, заранее вносит коррективы в направление полёта, чтобы точно вписаться в глиссаду.
 
 Перед разворотом, успеваю взглянуть на дворец Президента в Кабуле.  Голубые зеркала бассейна  ярко выделяются среди серых зданий. 
Ещё несколько секунд – разворот на посадочный курс.
 
 Помогаю командиру корабля держать крен в 30 градусов. Важно сохранить расчётные параметры разворота. Ошибки здесь могут существенно осложнить заход. Да и уход на второй круг сопряжён со многими сложностями для тяжёлого самолёта.
 
Командир, периодически, через левое боковое окно кабины, наблюдает за положением посадочной полосы.
 
 В развороте, бросив взгляд на землю, я замечаю отчётливый пыльный след двигающейся автомашины. Через мгновение, пыль оседает, машина останавливается. В кузове её заметно движение человека.
 Через мгновение, нос самолёта накрывает машину. Всеми внутренностями тела жду выстрелов. На высоте в 200 метров мы уязвимы.

 -Стрелок! Внимание! Машина по правому борту!
  - При обстреле - открыть огонь на поражение!
  -Есть! Командир! - отозвался стрелок.

 Может нацеленные и следящие  кормовые пушки произвели впечатление, на того, кто был в машине.
  Выстрелов с земли не последовало.
 
 Подходим к посадочному курсу.
 С приближением земли, предметы земных сооружений становятся крупнее, они быстро уплывают под наш воздушный корабль.
До посадочной полосы 1,5 км. Плавно уменьшили крен и вертикальную скорость, выходим на посадочный курс.
 Высота 150 метров. Штурвалом, опустив нос корабля к  торцу полосы, продолжаем снижение. Тёмное пятно места приземления на земле выделяется на сером фоне аэродрома. Нам туда.
 
 Ещё раз бросил взгляд на приборы контроля скорости и высоты, потом снова всё  внимание  в торец посадочной полосы.
 Очередной доклад штурмана:

 - Высота 10, скорость 250.
 - Малый газ!

Двигатели, облегчённо вздохнув, снизили обороты, самолёт носом накрыл полосу.

Штурвал на себя, задержали чуть – чуть, снова мягко на себя.

 -Высота 5, 4, 3, 2, 1 метр, - штурман помогает вести контроль за положением самолёта.

 Колёса основных шасси упруго коснулись бетона. Самолёт, взревев реверсом, замедляет свой бег. Он долго ещё бежит по полосе. Высота горного аэродрома, почти в 2000 метров. Это оказывает влияние на посадку. Скорости приземления выше, увеличивается и длина пробега тяжёлого самолёта.
 
 На малой скорости катимся по рулёжной дорожке. Медленно разворачиваемся к перрону аэровокзала.
   
 У места стоянки делаем крутой разворот в направлении к взлётной полосе.
Приводим все системы в готовность к быстрому взлёту.
 Аэродром часто подвергается миномётным обстрелам. В этом случае, воздушный корабль должен максимально быстро уйти на взлёт.
 
 
 После выключения двигателей, через открытые двери и люки пассажиры стремительно покидают самолёт. Для них, пребывание на земле отозвалась неподдельной радостью от благополучного завершения полёта. Они теребят свои уши, чтобы восстановить слух. Интенсивное снижение сказывается глухотой в ушах.
 Терпите ребята! Это вам не гражданский флот и вы прибыли не на курорт.
 
Аэродром живёт тревожными ожиданиями. На специальных вышках аэропорта вооружённые люди следят за воздушным пространством. По периметру аэродрома  боевые машины в готовности к действиям.
Чувствуется напряжение военного аэродрома.
Группа руководства полётами предупредила нас о сокращённой стоянке. На подходе другие воздушные корабли. Надо ускорить загрузку.
 
 Постепенно самолёт вновь заполняется новыми пассажирами.  Автобусы и грузовики доставляют имущество и людей, которые возвращаются домой. Их лица, загорелые от Афганского солнца, утомлены войной. В глазах усталость и радость от возвращения.
 
 Жаркий удушливый воздух аэродрома наполняет кабину через открытые двери и люки. Назойливо шумит пусковая установка /ВСУ/. 
 В ожидании вылета, в тени крыла размял ноги, обошёл вокруг самолёта.

 Вспоминаются полёты в Кабул десятилетней давности. Тогда, после ввода войск в эту страну, мы без особого опасения прогуливались по оживлённым улицам этой столицы, заходили в маленькие магазинчики, где торговали японской радиотехникой. Активные продавцы радостно предлагали нам изделия из пушнины, кожи и меха. К нам обращались с дружескими улыбками, без тени озлобленности и недоверия.
 За годы войны многое изменилось. Страна оказалась втянута в полноценную войну с нашими войсками.

 Через час, пребывания на афганской земле, наш корабль снова готов к взлёту. Грузовая кабина  заполнена людьми и военным имуществом.

 Запускаем двигатели.
Над аэродромом, другой воздушный лайнер Ил -76 выполняет свой заход на посадку.
   
 Медленно  выруливаем на стартовую позицию.  Вдали, на грунтовой полосе, повреждённый гражданский Ил-76. Ему уже больше не подняться в небо.

 Взлётный режим двигателей прижал нос самолёта к земле. Корабль, как бы собравшись с силами, вновь воспрянул всей своей мощью.
 Самолёт долго бежит по  полосе, медленно набирает высоту. Высокогорный аэродром и жаркий воздух значительно увеличивают дистанцию взлёта. Впереди громоздится горный массив. Он быстро приближается после взлёта.
 
 Разогнав скорость, отворачиваем на север, интенсивно набирая заданную  высоту.
 Опасность снова подстерегает на каждой возвышенности и горной вершине. Обходим вершины с безопасной стороны. Солнце, для нас, хороший защитник.
 
Постепенно выбираемся на свой эшелон. Слышны голоса встречных бортов. Обмениваемся с ними условиями на посадке. Это поможет им точно рассчитать схему  захода  на аэродроме.
 
 Вглядываюсь в пейзажи земной поверхности.
 Повсюду безжизненные горные пространства. Размышляю о жизни тех людей, которые живут в этой местности. Отсутствие плодородной земли и промышленности вынуждают население искать условия для выживания. Основной источник жизни для коренного населения – это животноводство. Оно кормит, одевает людей и согревает утлые дувалы из глины и навоза. За годы войны, население втянулось в войну. Для многих, война стала основным источником дохода. Страна на военном положении без видимых мирных перспектив.

 Через час полёта, мы снова на своей территории. На связи  Ташкент.
Наши пассажиры заметно оживились. Для них, война позади. Привычно снижаемся к своему аэродрому.  Жаркое солнце пробивается в кабину. Вентиляторы задувают за ворот, охлаждают тело.  Экипаж уверенно выполняет все предпосадочные процедуры.  Полоса аэродрома приветливо встречает наш борт.

 Через несколько минут заруливаем на свою стоянку.

 По команде командира корабля выключаются двигатели. Закончен первый день работы.

 
 В раскрытые люки, радостные пассажиры быстро покидают наш самолёт. Некоторые уже навеселе, благодарят экипаж.
 Нагруженные вещами, они уезжают в аэропорт.

 Разобрав с командиром корабля особенности полёта, отправляюсь в гостиницу.
  Майор Саватеев Б.Е. уверенно выполнил задание и не вызывает сомнения в успехе самостоятельных полётов.
 Наскоро пообедав, встречаюсь с экипажем капитана Барсукова И.В.
 Завтра, рано утром, я вылетаю с ним под загрузку на аэродром Чимкент и далее в Кабул.  Наша работа продолжается.

Продолжение. Часть 2.    http://www.proza.ru/2015/05/15/732