Про Федота-стрельца

Андрей Ганчев
"Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Федот-стрелец, удалой молодец. Был Федот ни красавец, ни урод, ни румян, ни бледен, ни богат, ни беден, ни в парше, ни в парче, а так, вообче".
Леонид Филатов

Это, детки, замечательная, весьма талантливая, остроумная, добрая и во многом пророческая сказка, написанная ярким и живым языком. Многие тенденции развития общества автор подметил очень точно. И между прочим, про Крым в составе Российского государства Филатов угадал еще в 1985 году, когда ещё был СССР, и ни России, ни Украины, как суверенных и не слишком между собой дружественных государств, и в помине не было, ибо времена были почти былинными, когда динозавры уже вымерли, а Советский Союз ещё не развалился, но тревожный треск распада начинал угадываться чутким ухом настоящего художника.

На первый взгляд это весёлая сказка про некое царство, где в конечном итоге, после положенных сказочных и не слишком перипетий, была при помощи народного восстания свергнута старая власть и всё стало замечательно. Но что там было после, неясно. Заканчивается сказка, как ей и положено по жанру, грандиозным пиром.
Да, детишки, я знаю, вы сейчас начнёте спрашивать про трудовую иммиграцию, а сказка вроде и не про это. Спокойно, будет вам и белка, будет и свисток и трудовая иммиграция. Всему своё время.

Хорошо ведь известно, что в каждой сказке есть доля сказки. А есть и намёк – добрым молодцам урок. Вот и попробуем для начала рассмотреть в сказке не вполне сказочные элементы и явления.

Многие усматривали в этой сказке сатиру на период позднего СССР, как это модно было называть – эпоху застоя. Конечно, немало особенностей позднего советского времени в сказке упомянуто:
- привлечение армии к работам в сельском хозяйстве, на уборке урожая. Правда, посылали «на картошку» и студентов со школьниками, и инженеров с преподавателями, и прочие категории населения. Даже устойчивое выражение было: «битва за урожай». Звучало очень торжественно, почти как «война за еду»;

- снисходительное и не слишком серьёзное отношение к образованной части населения со стороны почти всех слоёв общества. Кто там в сказке образованный? Да это же Царевна. А кто там ещё хоть что-нибудь изучал? Она вон и «сольфеджию» учила, и с послами заморскими ухитрялась общаться без переводчиков, и про экономические законы явно имела понятия, поскольку единственная была против продажи сырья за границу любой ценой. Это пока другие уверенно отличали незабудку от дерьма, и этот навык считали необходимым и достаточным условием для нормальной жизни. Но, по высказываниям окружающих, даже самых близких, она и тоща, как полвесла, и дурёха, и сбрендила с ума. Образованность у Царевны вполне органично уживается с полной беспринципностью и непоследовательностью: она сходу и без малейших колебаний предаёт Царя в тяжёлую минуту, готова одновременно выйти замуж за Стрельца или передать того «прямо в лапы палачу», или вступить с ним в сговор для поиска другого жениха;

- антиалкогольная компания, проводимая Горбачёвым, намёк на тайные ожидания в народе, что с окончанием этой власти можно будет снова пить;

- старый дряхлеющий Царь, теряющий остатки адекватного восприятия реальности, и уже не способный к эффективному управлению государством, что в итоге приводит к катастрофе государства, прямое указание на «геронтократию» последних десятилетий Советской власти;

- Нянька, как представитель части правящей элиты, понимающей, что заигрывание с заграницей в экономической и идеологической сфере смертельно опасно для существующего государства. Стремится вытолкнуть Царевну «в энтот... как его... в Бруссель» ;

- преклонение перед заграничными культурой, модой и технологиями;

- уверенность в том, что просто фактом смены руководства можно добиться процветания в стране;

- если не хочется работать, то без проблем можно взять больничный. Это, кстати, проблема не только СССР, а всех реальных не сказочных стран, где есть государственные служащие, защищённые всеми мыслимыми и немыслимыми социальными программами. Но это, детишки, уже совсем другая сказка.

В целом, прекрасное юмористическое произведение, написанное с великолепной стилизацией под народную речь и элементами эпатажа.
Автор полностью придерживается позиций лёгкой фронды по отношению к официальной советской идеологии. Это и не удивительно, такой подход был весьма модным у большинства представителей творческой интеллигенции в конце периода застоя, когда за политический анекдот реальный срок уже не давали. Эпатажно и безопасно.

Анекдот в тему:
- Как будет выглядеть человек коммунистического будущего?
- У него будут маленькие руки, т.к. он ничего не будет делать руками - за него будут работать машины. У него будут маленькие ноги, т.к. он не будет ходить, а только ездить, плавать или летать. У него будет маленький живот, т.к. он будет питаться высококалорийными пилюлями. У него будет очень большая голова, т.к. он будет очень много думать... думать, как достать эти пилюли...

А в сказочном королевстве не всё было ладно. Хотя из текста ниоткуда прямо не следует, что экономическая ситуация в царстве-государстве была невыносимо плохая. То, что еду приходилось добывать с применением труда, ну так это нормально для любой страны во все времена. Так уж повелось с Адама и Евы, которым было завещано в поте лица своего есть хлеб.

Товарно-денежные отношения в сказочном царстве-государстве действуют, деньги ходят. «Пятак на водку» Царь стрельцу выдаёт. Товарами, обеспечивающими национальную валюту, являются: меха, пенька, лес. А это явный признак аграрно-сырьевого типа экономики.

Войны или угрозы со стороны соседей тоже не просматривалось, иначе не было бы смысла использовать профессионального военного не по прямому профилю, а для производства еды. И в длительную заграничную командировку царь спокойно своего телохранителя и главного добытчика еды спокойно отправляет. Да и Генерал больше занимается не армией и вопросами обороны, а выполняет функции полиции и госбезопасности, отслеживая настроения собственного народа.

Но уже проявляются отдельные симптомы надвигающихся кризисов и потрясений. Голода нет, но нехватка деликатесов уже наметилась. Хотя разносолы типа «одному омаров, другому - кальмаров, третьему – сардин» требовались только иностранным послам. Которые, правда, и на отечественную селёдку иваси неплохо налегали.

Царь в сказке химически чистый отрицательный персонаж Власть всегда и везде не любят. Традиции такие во всех странах во все времена. Вслух об этом не всегда говорят, так как чаще всего это бывает опасно. Раньше за критику власти и на кол могли посадить, и голову отрубить, и в масле сварить, и шкуру на барабан ободрать. Всё зависело от фантазии и вкусов властителей. В последнее время больше используются тюремные сроки и увольнение с работы, это считается более гуманными и демократическими методами, хотя зрелищность и эффективность наказаний значительно уступают традиционным.

Но мы посмотрим повнимательнее, а так ли уж плох был самодержец и его методы правления? В сказке о Царе положительно отзываются только два персонажа: он сам, и его Генерал. Последний, надо полагать, делает это не вполне искренне. Все остальные не жалеют для Царя негативных эпитетов. Подразумевается, что его власть абсолютна и деспотична. И сам он постоянно грозит рубить головы почём зря, и окружающие в это верят. Но вот когда ему действительно понадобилось избавиться от стрельца, то и Генерал отказывается выполнять преступные приказы, и Царь требует действовать «строго по закону». А казалось бы, чего проще – отрубил стрельцу голову и нет проблемы. В действительности же, после долгих предварительных действий, приходится отправлять Федота в заграничное путешествие с невнятно поставленным заданием. Интересный деспотизм получается: разницу между «оттяпать башку» и послать «в заграничное турне» чувствуете?

Что там Царь с самого начала требует от Стрельца, пугая всеми карами земными вплоть до усекновения главы? Обеспечить правящий класс едой, высокотехнологичной техникой и элитным транспортом. Эти требования в конечном итоге и стоили Царю трона. Точнее, не сами требования, а их практическое воплощение в жизнь. Не зря же древнекитайские мудрецы предупреждали: бойтесь ваших желаний, они могут реализоваться! Но кто в наше время слушает всяких там китайцев, особенно древних?

По старинке самодержец интересуется проблемами армии, моральным духом военнослужащих, численным составом, техническим состоянием вооружения:
Али служба не мила,
Али армия мала,
Али в пушке обнаружил
Повреждение ствола?

Пытается властелин отслеживать заграничные изменения и новшества в различных сферах человеческой деятельности:
Вызывает антирес
Ваш технический прогресс…
Ваш питательный процесс…
И такой ишо разрез:
Как у вас там ходют бабы --
В панталонах али без?

Заграничные посланники не стремятся предоставить точную и исчерпывающую информацию, ограничиваясь вежливыми отговорками:
Посол Йес!
Царь смирился с необходимостью импорта продовольственных товаров, и явно понимает, что расплачиваться неизбежно придётся, отечественной продукцией и сырьём:
А попутно мне поправишь
И торговые дела.
Я под энтот антирес
Сплавлю им пеньку и лес

Настроения в народе явно благоприятны такой экономической политике, и только одна Царевна против:
Вся обчественность согласна,
Только ты идешь вразрез!

И Генерал готов расплачиваться сырьём и валютой:
За добро плачу добром:
Хошь -- куницей, хошь -- бобром,
А не хошь -- могу монетой,
Златом али серебром!

Царь посылает Федота на добычу еды, но про причину наметившейся нехватки продовольствия, затрагивающей даже высшие слои общества, сказка не рассказывает. Вроде ни про неурожаи и засухи ничего не говорилось. При отсутствии войн и стихийных бедствий единственным разумным объяснением может быть только низкая производительность отечественного сельского хозяйства и пищевой промышленности. По крайней мере, стрельцу не удаётся добыть никакой еды.

Анекдот в тему:
Интурист приехал в Ленинград. Заходит в Елисеевский магазин. Туда-сюда походил, носом поводил, и к продавцу:
- Скажите пожалуйста, а почему у вас нет в продаже черной икры?
Продавец:
- А Вы минут 15 постойте возле прилавка - всё и поймете.
Ну, значит, стоит буржуй, глазеет, как народ кильку в томате покупает. Прошло 15 минут. Продавец:
- Ну что, видите - никто черную икру даже не спрашивает. Не пользуется спросом!

И вот в сказке появляется новый, ключевой персонаж: Голубица, она же Горлинка.

С незапамятных времён голубь и горлица во всех религиях и культурах были символами мира, семьи, чистоты. Но также использовались для обозначения души, духа, идеи. То есть, это в сказке скорее идеология, а не жена. Ну вот какая может быть семейная жизнь, возникшая вот так неожиданно, даже не по залёту? Увидел персонаж птицу на ветке, и сразу согласился на ней жениться. Точнее, его согласия даже и не спрашивают. Не пристрелил сразу и получил комплекс проблем. Без всяких ухаживаний, без соответствующего ритуала, без регистрации брака в конце-то концов. Ни в жизни, ни тем более в сказках, так не бывает. Это в не слишком приличных анекдотах только и случается подобное: «нашёл Иван-Царевич лягушку и давай со страшной силой на ней жениться!», а у нас речь всё-таки идёт про добрую сказку, где герою полагается приложить невероятные усилия, совершить беспримерные подвиги, истребить всех врагов, победить всех конкурентов, привести из-за морей всякие дива дивные и чуда чудные, завоевать как минимум полцарства, и только после этого получить в качестве приза жену-красавицу и устроить себе свадьбу и грандиозный пир на весь мир. По всем сказочным канонам герою жена полагается после всех приключений и подвигов. А в данном случае наоборот – жена появляется, а дальше как из рога изобилия обрушиваются приключения. И Федот-то не красавец и не богатей. За что ему такое счастье вдруг?

Да и Голубка тоже много вопросов вызывает. Слишком уж странный персонаж сказочный получается. Такой комплекс положительных качеств: и красавица, и кормит, и мгновенно решает все проблемы, сразу пообещала очень много. Такой программе любой политик позавидует. Больше всего ситуация с Федотом и Голубицей напоминает подписание договора на получение кредита. И тогда вся эта история смотрится и воспринимается совсем по-другому. Но, как знал ещё незабвенный Штирлиц, запоминаются только последние слова, а именно: герою обещано решение бытовых и коммунальных проблем, и мгновенное решение всех затруднений на работе. И вроде ничего взамен не требуется? Точно? А мы по конечным результатам посмотрим.

Итак, первые строки договора гласят:
Как внесешь меня в светелку
Стану я твоей судьбой.

Далее расписывается программа предлагаемых услуг:
Буду шить, стирать, варить,
За обиды не корить,
И играть тебе на скрипке,
И клопов тебе морить!

Но: в сумку он кладёт голубку, а дома извлекает горлинку. Кстати, горлица и голубь – птицы хотя и похожие, но всё-таки разные, и Федот постоянно использует разные названия. Почему? Очень странно для человека, профессионально занимающегося охотой. Это для обычного человека все птицы делятся на ворону и курицу, а стрелок должен дичь различать безошибочно. Может быть потому, что горлица птица перелётная, а голубь – нет. Видимо есть сомнения в происхождении. Двенадцать раз в тексте встречается слова голубь и голубица. Вначале Федот называет свою жену голубицей. Правда два раза этим словом называют и Генерала (голубь и голуба). Два раза – горлинка. То есть стрелец берёт оседлую местную птицу, а дома она оказывается уже перелётной птицей.

Стрелец сразу верит на слово первой встречной птичке и полностью вручает ей свою судьбу. Ему ведь, как вы помните, высшая мера наказания светит за недобытую дичь.
С момента появления Горлицы в сказке начинаются чудеса.

Первая же неувязочка: одновременно с новой женой Стрелец получает и двух «дюжих молодцев» непонятного происхождения. И никакого изумления и возмущения это у героя не вызывает, что лишний раз подчёркивает, что Горлинка – не человек, а идея, относящаяся к кредитам. Ну в самом-то деле, какого мужа порадует наличие у молодой жены двух здоровенных приятелей неизвестно откуда появляющихся по первому требованию? Что-то в сказке ничего не слышно про практикующееся в царстве-государстве многомужестве. И Федот не торопится перестрелять дюжих молодцов, как бешеных собак. Он вообще на них внимания не обращает.

Молодцы дисциплинированы, исполнительны, технически грамотные. По крайней мере, в схемах и чертежах разбираются.

Имена у молодцев интересно подобраны. Имя первого прямо взято из гуляющей в народе поэмы крайне непристойного содержания: Фрол Фомич. Пламенный привет новобрачному!

Имя второго тоже достаточно любопытно. Самый знаменитый Тит – Тит Ливий, древнеримский историк. Прославлен многими трудами и афоризмами. Один из самых ярких афоризмов которого гласит: «горе побеждённым». Второй известный из истории Тит - Тит Флавий Веспасиан младший. Прославился неслыханно щедрой социальной политикой и, в связи с этим, полным разорением в кратчайшие сроки государственной финансовой системы.

Это сейчас, по прошествии многих лет и десятилетий, можно понять, что возникало новое явление, которое приняло название и успешно мимикрировало под такую форму общественной деятельности, которая вначале невинно называлась кооперативным движением. С настоящей-то кооперацией новый экономический феномен имел из общего только название. Ведь истинная кооперация возникает в капиталистическом обществе и носит характер общественных, социалистических экономических связей. «Кооперация» же, возникающая в начале перестройки, устанавливала чисто капиталистические, частнособственнические экономические отношения. А какие капиталистические экономические отношения без кредитов и банковских структур? Никак там без кредитов.

Народ в то время в стране критичностью восприятия общественно-экономических явлений не обладал в принципе. Жизнь при Советской власти отучила от объективного анализа особенностей жизни в своей стране и за рубежом. Иммунитет от любой пропаганды был утерян. Своей не верили, а чужую воспринимали некритично. Успешно внедрялась мысль, что у себя дома всё плохо до невозможности, а вот за границей всё чудесно до изумления.

Общество тогда делилось на три несмешивающиеся и неравные части. Первой была общая инертная масса. Исчезающе малую часть составляли последователи официальной идеологии. И наконец те, которые полностью, безоговорочно и бездоказательно отвергали официоз, наивно полагая, что при отмене существующей социально-экономической системы, противоположная автоматически будет замечательной – сторонники истребления тараканов при помощи поджога собственного дома.

Немудрено, что Стрелец не смог распознать в новых нарождающихся явлениях что-то чуждое, или даже враждебное. Ну не разбираются сказочные персонажи в суровой реальной жизни! У них в сказках другие законы действуют.

Анекдот в тему:
Мужик сидит в банке за стойкой, выдает кредиты, вдруг бац - зуб заболел. Он подорвался, бегом к стоматологу, там ему договор на лечение, он подписывает, прыгает в кресло... Приходит в себя без больного зуба, одной почки, левой руки, правой ноги и неясно какого глаза. Мужик, естественно, орать:
- Как вы могли со мной так поступить, я к вам за помощью пришел!
- Дядя, ты мелкий шрифт в договоре на лечение читал?
- Я думал, уж в больнице-то не обманут!
- Я тоже думал, что в банке не обманут, когда к тебе за кредитом приходил.

Теперь рассмотрим поподробнее сказочные дары от горлицы, полученные при помощи дюжих молодцев. Надо отметить, что даже по сказочным меркам ничего необычного и волшебного в дарах не просматривается. Еда, ковёр, олень, всё достаточно обыденно. Необычны только сроки изготовления и заграничное происхождение большинства товаров.

«Вдруг -- как с неба: каравай хлеба, икры бадейка, тушеная индейка, стерляжья уха, телячьи потроха -- и такой вот пищи названий до тыщи!»
Пока речь идёт об отечественных продуктах и яствах.
Выражение «как с неба» - вы до сих пор верите, что речь идёт о не о кредите?

Далее «ковер - шитый золотом узор», который планируется использовать для наблюдения за ситуацией в стране. Это уже не просто изделия лёгкой промышленности и товары народного потребления, а высокотехнологичные изделия. И поставляется между прочим: «всё согласно договору – и фактура, и колёр».
Чтоб на ём была видна,
Как на карте, вся страна,
Потому как мне с балкону
Нет обзору ни хрена!

И олени уже требовались не простые, а уже с золотыми рогами и явно импортного происхождения. Иномарки класса люкс. Вот слышу возражения, что оленя можно и на мясо использовать, а не только в виде транспорта. Мол, колбаса из оленя замечательная, особенно если сырокопчёная. Конечно можно, но зачем тогда выискивать оленя с золотыми рогами? И если кто не помнит, а не помнят уже очень многие, в советские времена фигурка оленя украшала капот автомобиля Волга. И машина эта использовалась в качестве служебной на всех предприятиях и в партийных организациях всех уровней, начиная с района. Для простого народа в те времена Волга была почти недоступна и являлась признаком или значительной зажиточности владельца, или свидетельствовало о высоком социальном положении пассажира. Недаром же в известной в своё время юмореске персонаж Райкина-старшего заявлял: «да за такие деньги я раньше мог купить всю Волгу вместе с пароходами».

Анекдот в тему:
Заходит в салон Бентли пролетарий в робе и сапогах, спрашивает:
— Почём Бентли GТ Соuре?
— 250 000 евро.
— А в кредит на год?
— 25 000 евро в месяц.
— Дофига, а на два года?
— 12 500.
— Дофига, а на три года?
— Может есть смысл взять машину подешевле?
— Смысл может и есть — но, сука, плита упала именно на такую.

Дальше в сказке в волшебную Горлинку влюбляется Генерал, и, что вообще не вписывается ни в какие разумные рамки, сам Царь. Царь ведь воспылал страстью заочно, только по словесному описанию Генерала. Но у старого Царя с Горлинкой никакого консенсуса не получается.
Стрельцу к этому моменту близкое знакомство с Горлинкой счастья явно не принесло. Угроза расстаться с головой никуда не делась, а тут ещё и поступает приказ ехать за границу.

Вот тут-то, детки, в сказке впервые появляется трудовой мигрант. Верьте, аль не верьте, но в настоящее время среди всех иммигрантов из стран бывшего СССР значительную долю составляют те, которые в лихие девяностые попытались развить свой бизнес в первой волне становления дикого капитализма, набрали кредитов и разорились. И пришлось им волей-неволей искать пути выхода из этой ситуации. Многие решились ехать на заработки за границу. Количество уехавших огромно. Как пел Высоцкий, хотя и немного по другому поводу: «А там на четверть бывший наш народ». Да и среди остальной части иммигрантов почти все работают на погашение потребительских кредитов, ссуд и ипотек, которые набрали они сами, или их дети. То есть само наличие трудовых эмигрантов является одним из показателей экономического нездоровья страны, из которой они выехали. Вот Федот наш отправился искать что-что, даже чётко зная, что это – «то, чего не может быть».

И оставшимся в стране Царю и Генералу явно не принесло счастья использование даров Горлинки.

Пушкин сразу вспоминается с его сказкой о Золотом петушке, где ситуация очень похожа: стареющий царь, уже не в состоянии сопротивляться нападениям со стороны соседей. Своим сыновьям, вполне уже взрослым и самостоятельным, он власть отдавать не спешит. Царю достаётся устройство оповещения о нападениях системы «Золотой петушок» с отплатой платежа и на не вполне определённых условиях. Устройство к тому-же было снабжено и функцией уничтожения заказчика при несоблюдении условий договора, но об этом в момент поставки заказчику не сообщалось. Появляется заграничная женщина и всё рушится. У Александра Сергеевича царю за решение своих проблем при помощи сказочного персонажа пришлось заплатить максимально возможную цену: смерть детей, войска и свою собственную. Тот же самый вариант кредита – сначала мгновенная услуга, а потом расплата по неприемлемой цене, часто несовместимой с жизнью.

Анекдот в тему:
Ваш банк дает кредиты под честное слово?
— Без проблем...
— А если я не верну?
— Вам будет стыдно перед Всевышним, когда предстанете.
— Когда это еще будет...
— Вот, если пятого не вернете, шестого предстанете.

Во время странствий за границей Федот находит-таки чудо и возвращается назад. И находит там разрушенный дом и всё ту-же Голубицу. Дюжих молодцев не видно, и они не появляются, чтобы отстроить жилище.

Да и для всей страны путешествие стрельца приносит сильнейшие социальные потрясения, произошёл государственный переворот, было свергнуто законное правительство. В сказке государственный переворот случается до пира, но вообще-то дело происходит почти одновременно, в тот-же день.

На жителей страны обрушивается поток дармовых товаров и продуктов, которые охотно предоставляет «то, чаво не может быть». Но вот в бесплатность-то как раз и не верится. В самом названии прямо указано: «не может быть», чтобы иностранный кредит приносил долгосрочный положительным эффект для экономики.

Происходят резкие изменения в структуре потребления – кредиты, которые народ бездумно соглашается брать.

Количество же «дармовой» еды, как уточняется, тоже не бесконечно, и определяется количественными и не очень-то уж и большими показателями: «пуды», «полцентнера».

Анекдот в тему:
— Привет, как дела?
— Банк ограбил!
— ?!?!?!
— Меня! Я кредит взял!

Вернувшийся стрелок устраивает и возглавляет народные волнения, свергает старую власть, и устраивает суд, с немедленным вынесением приговора:
Мы посадим вас в бадью,
Кинем в море -- и адью!
Обойдетесь и бадьею,
Не давать же вам ладью!
И неси вас окиян
Прям на остров на Буян!

Кстати, на тот самый Буян, где Стрелец нашёл чудо.
Ну а чтоб не одичали,
Вот вам личный мой баян.
Правда, он -- моя вина! -
Не играет ни рожна,
Но какая-никакая,
А культура вам нужна!

Странно, но ни Горлинка, ни её дюжие молодцы ни в восстании, ни на пиру не присутствуют.

К чему сводится суд: выслать из страны, отправить в эмиграцию трёх персонажей: Царя, Генерала и Бабу Ягу. С Царём всё ясно, законы дворцовых переворотов и революций неизменны в веках. Бабу Ягу – тоже понятно, славные революционные традиции, «Отречёмся от старого мира, отряхнём его прах с наших ног», «раскулачить и уничтожить, как класс». Баба Яга – «фольклорный элемент», чисто народное явление, исторические корни народа, а революционерам национальные традиции не нужны, им подавай общечеловеческие ценности. А вот с Генералом ситуация посложнее будет. Это уже прямой подрыв обороноспособности своей собственной страны. Или прав был Царь, и Стрелок за границей был подвергнут враждебной идеологической обработке: «это где же ты злодей набрался таких идей»?

Сколько у нас в сказке всего персонажей, которые играют хоть какую-то роль? Скомороха считать не будем, это рассказчик. Итак, действующие лица: Стрелец, Царь, Генерал, Нянька, Царевна, Баба Яга, Голубка-Горлица, Тит Кузьмич и Фрол Фомич, Посол. Из них исконных обитателей шестеро: Стрелец, Царь, Генерал, Нянька, Царевна, Баба Яга, каждый из которых представляет определённый социальный слой. Троих предлагается выслать за границу. Три пришлых персонажа добавляются. Общая картина в обществе должна измениться радикальным образом. Плюс бездумно пирующий народ. Минус культура, которую тоже предлагается отправить в изгнание, хотя Стрелец и признаёт, что с культурой ситуация неладная по его вине. Лихо получается, общество предлагают менять с большевистским размахом и варварскими методами. Ладью осуждённым не дают, а посадить в бадью – больше напоминает такой метод борьбы с политическими оппонентами, как «топить буржуев и белогвардейцев баржами». Эдакая разновидность массовых расстрелов по классово-социальному признаку. Повторимся: сказка написана в мирные, вполне политически вегетарианское времена, начало перестройки, когда ничего страшнее антиалкогольной кампании и далёкой, мало известной афганской войны в советской действительности ещё не было. Фронда и вольнодумство творческой интеллигенции, радостно поддерживаемые публикой, по сути подразумевают те же большевистские методы, против которых и протестуют.

И снова хочется процитировать Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

Предлагаемая программа дальнейших действий развития страны:
Нам теперь не слезы лить,-
Песни петь да меды пить!

Читаем, что там народу предлагается, из-за чего революция произошла:
Угости честной народ
От заморских-то щедрот!
Чай, они таковской пищи
Отродясь не брали в рот.

Предложи им наяву
Самаркандскую халву,
И турецкую фисташку,
И персидскую айву!

Ставь на скатерть все подряд -
Шоколад и мармелад,
И голландскую грудинку,
И чухонский сервелат!

Не забудь швейцарский сыр,
Тот, который весь из дыр!
Закати нам пир на славу,
Каковых не видел мир!

Ну а коль попросит кто
Бражки граммов эдак сто -
Так и быть!.. Сегодня можно!..
Слава Богу, есть за что!..

Тут уже видим преимущественно импортные продукты, которые простые жители никогда до этого даже и не пробовали.

И всё возвращается на круги своя:
Хватит делать дураков
Из расейских мужиков!
Мне терять теперя неча,
Кроме собственных оков!

Вообще-то никаких оков у стрельца не просматривается, если не считать брачных уз.
А влезание в долги и проедание кредитов совсем как-то не тянет на показатель большого ума.

И что из всего этого праздника жизни в конце-то концов Федоту перепало: разрушенный дом и солёный огурец. То есть еда местная, незатейливая. Импортные разносолы ему, в сущности, не нужны, но дело сделано, государство разрушено, долгов перед заграницей немеряно. Но об этом пока никто не задумывается. Но уже салат по милански с трюфелями в повседневный рацион не входит. И если разрушение дома можно списать на происки и козни старой власти, то уж за все события после возвращения прямую ответственность несёт Федот со своим чудом заморским.

А народ пирует. Ничего не меняется в мире. Как написал поэт Ювенал в Древнем Риме: «Этот народ уж давно … все заботы забыл, и о двух лишь вещах беспокойно мечтает: Хлеба и зрелищ!», так всё без изменений и происходит с неумолимой периодичностью. Ни у кого не возникает вопрос, который резонно терзал исполняющего обязанности царя в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»: «За чей счёт этот банкет? Кто оплачивать будет?»