Вдалеке от родного села

Петр Панасейко
         Пассажирский поезд подходил к очередной железнодорожной станции. В тамбуре вагона находились два молодых человека, на которых очень красиво смотрелась военная форма с погонами и петлицами ВДВ. Однако с «дембельским» чемоданом стоял только один из десантников, другой просто вышел его проводить.
       
        - Слушай, Ярослав, иди бери свой чемодан и пошли со мной,- предложил тот, который крепко в руках держал чемодан.- Погостишь у меня недельку и поедешь к себе домой, моя мама будет рада видеть моего сослуживца, спасшего меня во время  прыжков на парашюте. А если найдёшь невесту в нашем селе, то останешься насовсем. У нас незамужних девчат много.
        - Невеста у меня дома есть. Но ваше село я бы хотел посмотреть по другой причине: там снимался, на сколько я знаю, один из известных советских фильмов, - отвечал армейский друг.
        - О да, его в нашем селе смотрят часто, там многие мои односельчане снимались в «массовке»,- подтвердил Роман.
        - Ты – тоже?
        - Увы, я тогда «под стол пешком ходил».
         
        В это время в тамбур зашла проводница и напомнила, что станция Степная через десять минут, стоянка поезда три минуты. Через шестьсот секунд два бывших десантника  в парадной форме сошли с поезда. Роман направился прямиком к киоску «Цветы». Купив их для мамы, которая накануне отметила свой очередной День рождения, они оба сели на рейсовый автобус, следующий проездом через  село Первомайское.
         
           В пути находились ровно  час. Сошли на окраине села.  Впереди  утопало в зелени Первомайское, радовало глаз и синее-синее небо над головами. Посидев немного, друзья отправились дальше. Идти им ровно километр, но для десантников это пустяк. Сами даже не заметили, как вошли в калитку дома Романа Чемлыкова, где сына со слезами на глазах встретила мама.
         - Это мой друг-спаситель, мама, Ярослав Чуенков, - представил друга Роман.
         
          Мама, знавшая историю спасения сына, низко ему поклонилась, обняла и по-матерински поцеловала. Следом тоже самое сделал и отец. Из дома вышла и сестра Романа, бросившаяся в объятия брата. Ей было шестнадцать лет.
         - А вот, Ярослав, тебе и невеста, - с улыбкой произнёс  друг.
         «Невеста» засмущалась и убежала обратно в дом.
         
         Вечером во дворе  Чемлыковых накрыли праздничный стол по случаю возвращения сына из армии. Гостей набралось много. Сначала поздравили солдат с возвращением, выпили за это. Потом поздравили маму Романа с прошедшим Днём рождения, выпили и за это.  Потом ели и пили за всё прекрасное, что есть в жизни.
Затем начались танцы под магнитофон. То ли случайно, то ли заранее подготовлено, но первый танец выпал под песню «Как тебе служится». Роман танцевал со своей невестой-одноклассницей Зоей, а Ярослав – с его сестрой Дашей.
         
            Когда же зазвучал «Белый танец», то Дашу опередила девушка, сидевшая до того тихо в уголке и  наблюдавшая за десантником. Последний её приметил ещё после первого танца, но особого значения не придал:
          - Мало ли похожих лиц. Видимо, обознался. Здесь же не наше село.
          
           В разгар танца девушка спросила:
           - Ярослав, ты меня узнал? Я же твоя одноклассница.
           - Узнать-то узнал, Варя, но ни никак понять не могу, что ты здесь делаешь? Вдалеке от нашего родного села? И где твоя первая любовь из восьмого нашего класса?
            - Первая любовь после того, как я поступила в медицинское училище, осталась в селе,   нашла себе новую любовь. Сейчас, говорят, живут «припеваючи», но где-то в городе. Меня же после учёбы по распределению направили медсестрой в местную больницу. В прошлом году вышла замуж за главврача.
            - Надеюсь, счастлива? Муж-то на руках носит?
            - Возраст не позволяет, на двадцать лет старше.
            - И зачем же ты, Варя, вышла за него замуж?
            - Так получилось.
            
            После торжества проводить Варю домой на край села Ярослав не смог: к этому времени вернулся с работы её муж. Расстались бывшие одноклассники так же неожиданно, как и встретились. Спустя неделю Ярослав сел в поезд на известной нам станции и поехал к себе домой.  По пути у него всё время перед глазами «стояла» красавица-одноклассница Варя. Тогда он её просто не замечал, а сейчас  готов оказаться на месте её мужа.
         
           Приехав в родное село, десантник в тот же вечер сидел ещё за одним праздничным столом: теперь праздновали его возвращение. «Белый танец» повторяли несколько раз: три одноклассницы, «положившие на него глаз», наперебой приглашали Ярослава на танец. Он сказал  другу неправду: невесты он не имел, имелись просто подруги. Особенно старалась в этом плане Света, с которой он сидел несколько лет за одной школьной партой. Его родители это заметили и после торжества спросили:
          - Ну что, сынок, не пора ли к свадьбе готовиться? Света нас устраивает: мама член правления колхоза, папа – завуч в сельской школе, живут богато, не то, что мы, твои родители.
          - Поживём-увидим.
         
          Ярослав не хотел обижать родителей: Света в школе ему не нравилась, а та, которая нравилась, сейчас уже  замужем и находилась вдалеке от села. Речь шла о Варе. Заинтересовала его в тот вечер совсем другая девчонка. Та, которая из-за забора наблюдала за происходившим во дворе Чуенковых. Ею оказалась пятнадцатилетняя Нина, которую он несколько раз видел в детстве, когда   родители приезжали с ней в гости к соседям. Уже год она жила у них, оказавшись по воле трагического случая сиротой. На следующий вечер они с ней уже сидели на лавочке и говорили о любви. Однако большая разница в возрасте поцеловаться  не позволила. Если для Ярослава это была просто игра, то для Нины это - настоящая первая любовь.
       
          Расставаясь вскоре, когда Ярослав, поступив на дневное отделение института, на пять лет уезжал из села, они встретиться больше не надеялись. Однако судьба распорядилась по-иному. Когда болезнь приковала его родителей к постели, именно Нина осуществляла за ними бескорыстно уход пока сын не вернулся после учёбы агрономом в село. Искать себе другую невесту в такой ситуации  Ярославу не позволила совесть. Ей исполнилось уже двадцать лет. Они поженились. И жили счастливо.
       
            Прошло много-много лет. В один из июльских дней почтальон принесла в дом Чуенковых телеграмму. К этому времени в нём находилась только Нина: муж работал, его родителей  не было в живых, дети с внуками жили в городе.
         
          "Привет, мой друг-спаситель Ярослав. Десятого июля праздную свой пятидесятилетний юбилей. Твоё присутствие обязательно. Приезжай,- говорилось в телеграмме.
          - Хочешь поехать? - спрашивала вечером жена мужа.
          - Без тебя не поеду, а бросить хозяйство нам не на кого. Отправь завтра от моего имени телеграмму с поздравлениями и извинениями.
          - Ладно, сделаю.
         
           На следующий вечер телеграмма лежала  на столе. Поужинав Ярослав, спросил жену:
          - С телеграммой проблем не имела, приняли? Запятые расставила правильно?
           Нина, зная о том, что в телеграммах  запятых никогда не ставили, только заулыбалась. В те далёкие советские времена отсутствовали и электронноя почта, и «Одноклассники» с их личными сообщениями, и «Скайпы»,  а связь с «миром» держалась только за счёт телеграфных и телефонных проводов. Каждый дополнительный знак в телеграмме – это лишние деньги. Вот и экономили их отправители.
          
          - Телеграмма на столе лежит, -отвечала жена, - возьми и проверь  запятые.
           - Не понял, моя дорогая?- удивился муж, прочитав текст отправленной телеграммы, - ты что тут написала?
           В телеграмме говорилось всего несколько слов: «Буду в назначенный день. Ярослав».
           - Нина, ты понимаешь, что теперь я не поехать не могу?- возмутился Ярослав.- И тебя взять не могу.
           - Так езжай. Я просто хочу сделать тебе приятное. Тогда в небе, на одном парашюте вы с Романом спускались вместе, будьте вместе и на его юбилее.
           Вместо слов, он обнял жену и поцеловал.
          
           Ярослав прибыл на торжество к другу прямо к праздничному столу, не успев таким образом рассказать ему о своей счастливой семейной жизни. А друг не успел рассказать о своей не менее счастливой. Бог, видимо, спас их тогда в небе и одновременно дал им «счастливые билеты» на семейную жизнь.  Однако за столом из их знакомых не все были счастливы. Приглашённая подругой, она же жена Романа, Варя сидела грустная. Год назад она похоронила мужа. Ей не хотелось больше жить одной вдалеке от родного села, она надеялась с помощью одноклассника Ярослава вернуться в родные места. В школе он ей тоже нравился. Идея пригласить его на юбилей мужа подруги принадлежала ей. Роман «без задней мысли» «клюнул» на это предложение. О чём потом сожалел.
          
          Грусть, вначале торжества захватившая Варю целиком, буквально после первого тоста испарилась. С этой минуты она не давала «прохода» однокласснику. Ярослав сначала её сторонился, но чем больше рюмок было выпито, тем она ближе к нему "приближалась". Ночью, скорей всего, он оказался бы в её постели, если бы не помощь друга. Его жена рассказала ему правду, в том числе и о том, что Ярослав женат и живёт счастливо. Просто Варя решила использовать последний свой шанс: развести одноклассника с женой и выйти  за него замуж. Такие случаи, когда подруги поступают именно так, не редки.
          
          Пока жена отвлекала Варю, Роман с помощью трезвого соседа на его личном автомобиле повёз друга на железнодорожную станцию со словами: «От греха подальше».
         
          Приехав домой, Ярослав рассказал о своих приключениях жене, просил прощения за своё там поведение. На что последняя ответила:
          - А кто тебя туда послал? Не помнишь? Нечто подобное я предполагала, но хотела сделать приятное твоему другу. Надеялась на то, что тот, который тебе обязан жизнью, не предаст никогда. Так и получилось. Через полгода у тебя юбилей, пригласи их обоих в наше село, они же живут не одни, есть кому смотреть за хозяйством.
         
          Спустя полгода супруги Чемлыковы приехали по приглашению на пятидесятилетний юбилей Ярослава. Да так навсегда и остались в его селе. Армейская дружба оказалась сильнее расстояния, измеряемого в сотнях километров. А что же Варя? По-прежнему живёт вдалеке от родного села, живёт одна в пустом доме. А всё потому, что в своё время, выходя замуж, она допустила массу непростительных ошибок. За что и расплачивается одиночеством под старость.

25.03.2016 г.

Фото из Интернета