Семейство Сложноцветных

Наталья Катаева-Вергес
      - Вы обратили внимание на то, что Одуванчик уже второй день не раскрывается? – озабоченно сказала Хризантема. – Я думала, дождь пойдёт, но солнышко ярко светит, и туч никаких не видно!
      - Неужели наш главный синоптик заболел? – встревожились растения.
      Одуванчик вдруг раскрылся, и Подсолнух, взглянув на него, ахнул:
      - Смотрите! Он стал седым!
      Подул ветерок, белые пушинки сорвались с головы Одуванчика и закружились в воздухе.
      – Вы же теперь совсем лысый и не сможете предсказывать погоду! - расстроилась Хризантема.   
      - Ничего страшного в этом не вижу! - ответил Одуванчик. - Семена улетят далеко от меня, прорастут и так же, как я, будут предсказывать погоду! Жизнь продолжается!
      Но растения, глядя на его поникшую голову, понимали, что он грустит и о том, что не является больше синоптиком, и о своей исчезнувшей красоте.
      Чертополох, росший возле забора, сказал, обращаясь в Хризантеме и Подсолнуху:
      - Что же теперь поделаешь? Наш братец стал некрасивым, зато вам это не грозит! Вы оба так прекрасны!
      - Да! – с гордостью произнёс Подсолнух. - Мы - растения красивые, изысканные, а вот Вы, уж простите за прямоту, как и Одуванчик, сорняк!
      Чертополох обиделся и растопырил свои колючки.
      - Я - символ Шотландии уже более пятисот лет. Впервые моё изображение появилось в 1470 году на серебряных монетах во времена правления Джеймса III. А в 1687 году даже был создан рыцарский Орден Чертополоха.
      - Надо же, вот заврался! Орден? Из колючки? – усомнилась Хризантема.
      - Зря Вы его обижаете! – сказало Пугало. - Да будет вам известно, что в рыцарский Орден Чертополоха входят даже члены королевской семьи.
      - А почему именно этот сорняк, а не какое-то благородное растение, стало таким почитаемым в Шотландии? - удивился Подсолнух.
      - Существует легенда, согласно которой спящее шотландское войско было разбужено воплями противника, наступившего босой ногой на колючий чертополох. Благодаря этому шотландцы успели мобилизоваться после сна и одержать победу, - ответило Пугало. - Вот и Василёк был когда-то сорняком, а теперь изображен на гербе Швеции.
      И тут вдруг отважился заявить о себе Репейник, росший у забора.
      - А хотите знать, как с моей помощью  наблюдательный человек смог создать удивительное изобретение? 
      - Конечно, - сказал Одуванчик, - ну-ка расскажите!
      - Случилась эта история  в Швейцарии в 1941 году. Инженер Жорж де Местраль, во время прогулки с собакой, попал в репейник. Вынимая репьи из шерсти пса, он внимательно их рассмотрел и увидел, что каждый репей был прочно прикреплён с помощью крючков. 
      - Ах, немудрено, Вы же ко всем цепляетесь! Даже поговорку придумали: «Навязчивый как репей», – проворчала Хризантема.
      - Не перебивайте его, пожалуйста! – сказал Одуванчик и обратился к Репейнику:
      - И что же было дальше?
      - Так вот, этот наблюдательный человек придумал застёжку – липучку. Она прочно вошла в жизнь людей, они используют её теперь в одежде, на обуви.
      - Не похоже, что люди стали Вас за это уважать! Вы ведь до сих пор растёте возле забора! - насмешливо произнёс Подсолнух.
      - Не смейтесь, братец! Я не в обиде на людей! А липучка теперь даже используется на Международной космической станции для крепления предметов! – сказал Репейник и с гордостью посмотрел на всех. 
      - Какой я тебе братец! – вдруг перешёл на «ты» Подсолнух. - Я - благородное растение, а ты - сорняк! – возмутился он.
      Ничуть не смущаясь, Репейник продолжил:
      - Зря Вы сердитесь, мы ведь с Вами из одного семейства Сложноцветных.
      - Ужас какой! Всякие сорняки подзаборные будут ко мне в родственники набиваться!
      - И чем Вы так гордитесь? – обиженно спросил его Репейник.
      - Я-то в отличие от всех вас, прекрасен! – сказал Подсолнух и гордо поднял голову. - Я украшал оранжереи и сады! Меня воспевали поэты! Художник Ван Дейк написал автопортрет не с каким-нибудь Репейником, а вместе со мной, Подсолнухом! Даже писатель Оскар Уайльд вдевал меня в петлицу!
      - Ну, тогда-то Вы были совсем маленьким! Это позже люди вывели сорта с крупными  цветками, - сказало Пугало, - ведь и с Вами когда-то не знали, что делать!   
      В разговор вмешался Одуванчик.
      - Нас, сорняков, может обидеть каждый! Но ведь все сорняки – это растения, которые люди ещё не оценили по достоинству! 
      - А ведь сорняками не брезгуют даже Орлы! – сказала Полынь, скромно стоящая в стороне.
      - Уж не о себе ли Вы говорите, голубушка? – ехидно спросила Хризантема.
      - Можете представить, именно о себе! Орлы в свои гнёзда приносят мои листья и таким образом избавляются от блох и клещей.
      - А я являюсь лекарственным растением, - с гордостью сказала Календула.
      - И я тоже! - сказала Мать-и-Мачеха.
      Одуванчик расстроился: «Ах, каким я был синоптиком, а теперь мне даже похвастать нечем!»
      Пугало взглянуло на него и решило ободрить.
      - Не печальтесь! Приходилось ли Вам слышать о памятнике доброты?
      - Нет, а разве такой существует? – удивился Одуванчик.
      - Существует, и не один. Памятники доброты установлены в Швейцарии, Китае, Колумбии, Венгрии и других странах мира. Найти символ доброты скульптору Григорию Потоцкому было нелегко, в этом ему помог писатель-сатирик Михаил Задорнов, который, однажды, придя к нему в гости, предложил поставить памятник одуванчику,  семена которого разлетаются по всему миру, прорастают и радуют людей своими солнечными цветами.
      - Ой, спасибо Вам за эту новость! Как хорошо! – обрадовался Одуванчик. - Пусть мои семена доброты разлетаются по всей земле!
      - А почему только Одуванчику поставили памятник? – обиделся Подсолнух. - Вообще-то в нашем семействе так много растений!
      - Не беспокойтесь, уважаемый Подсолнечник! В честь Вас установили памятники в Иркутске и Бердянске! А в США существует «штат Подсолнуха» - Канзас.
      Подсолнух радостно улыбнулся. 
      - А Хризантема украшает государственный герб и печать Японии, - продолжило Пугало, - и даже императорский трон называют «хризантемовым»!
      Хризантема гордо подняла свою голову.
      - А вообще-то, многие растения из вашего семейства похожи на солнышко: георгин, рудбекия, топинамбур, ромашка. Они, как и Солнце, несут всем людям свет и радость.

      КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА БЕЗ УКАЗАНИЯ АВТОРСТВА НЕДОПУСТИМО.