О ШОФЁРЕ
В начале августа 1957 года наша лодка была направлена на совместные учения с поляками и немцами. Мы пополнили все запасы на полную автономность, и пришли в Балтийск. Стали мы у причала в центре города. Переночевали. После завтрака к нам пришли начальник политуправления флота и заместитель командующего по боевой подготовке. Осмотрели наше хозяйство, побеседовали с личным составом и ушли.
Перед обедом мы все вышли на берег подышать свежим воздухом. Все люки были открыты и работали вентиляторы, вытяжной и нагнетательный. Обед уже был готов. Погода стояла жаркая, солнце припекало. Мы стали в круг и начали играть в волейбол.
Тут подъехала военная грузовая машина. Это командир заказал, чтобы отвезти постельное бельё команды в стирку. Молодой солдат – шофёр вышел из машины и рассматривал лодку. Подошёл из штаба флота наш командир и распорядился:
– Доктор, пока машину будут грузить, накормить шофёра.
Боцман со своей командой пошёл грузить бельё, а доктор повёл шофёра в лодку на обед. Обед был хороший, морской, обильный:
1.Закуска из рыбных консервов.
2.Наваристый вкусный борщ.
3.Плов, гордость нашего кока, (ещё он готовил отлично макароны по-флотски).
4.Компот.
Пока не было команды на обед, мы продолжали играть. Не хотелось спускаться вниз раньше времени. Предстоял поход и неизвестно, когда мы опять будем на берегу.
Наконец солдат вылез из люка, вышел на берег и подошёл к нам. Гимнастёрка на нём почернела от пота. Спрашиваем его.
– Ну как наш обед?
– Отлично! Просто нет слов,- довольный говорит он.
– Вот и переходи к нам служить. Всему научим.
– Э! Нет! Ни за что! Лучше я буду каждый день по сто километров свою машину по асфальту толкать, чем у вас служить.
Он это сказал таким серьёзным тоном и так это у него прозвучало естественно, как будто черти хотят заманить его в ад.
На причале грохнул взрыв смеха.
– Сейчас люки все открыты и вентиляция работает – это же просто курорт. А вот когда все люки будут задраены и никакой вентиляции, вот тогда немного хуже, - пояснил ему старшина команды мотористов Коля Астраханкин.
Шофёр поёжился, как от озноба, вздрогнул.
– Ужас какой-то,– пробормотал он и полез в кабину своего грузовика.
* * *
ЭКСКУРСИЯ ГЕНЕРАЛОВ
В Балтийске мы простояли восемь дней. За это время к нам один раз приходила экскурсия генералов. Было какое-то совещание в Балтийске, их и привели посмотреть нашу лодку. Но не как уникальный экспонат, а как боевую подводную лодку вообще.
Я в это время по распоряжению командира находился в центральном отсеке возле своей рубки. Спустилось их в лодку человек двадцать пять. Один полковник, два генерал – лейтенанта, остальные генерал – майоры. Даже в глазах позеленело от их мундиров. Все мужики довольно плотные, по люкам лазить непривычные. Стоят в отсеке отдуваются, оглядываются. Приборов, маховиков, рычагов, кнопок, щитков сигнальных полно.
Подходят они к распределительной колонке воздуха высокого давления и гидравлики, спрашивают:
– Сколько человек обслуживают здесь одновременно?
– Один, – отвечает наш командир.
– Чьё это заведывание? Кто отвечает?
– Командир боевой части пять.
– И в каком он звании?
– Капитан – лейтенант.
– И он один вот с этим всем управляется? – Показывают на колонки.
Тут только наш командир сообразил, что генералы его не понимают.
– Да нет, товарищи генералы. Командир БЧ-5 отвечает за техническую часть всей лодки, а здесь на посту управляет старшина второй статьи или младший сержант по-сухопутному.
Те удивлённо переглядываются и обмениваются репликами.
Подошли ко мне, стали расспрашивать о моих приборах. А когда узнали, что в моём ведении находятся три радиолокационные станции и две гидроакустические, тоже очень удивились.
Как это один главный старшина или старший сержант по-сухопутному заведует таким количеством сложной техники.
Особенно они удивлялись, как это мы бегаем по тревогам через круглые люки диаметром 0,8 метра. Так они потискались по отсекам лодки, покряхтели в люках и удалились.