В Балтийске. Рассказы старого моряка

Николай Вознесенский
О   ШОФЁРЕ
    
     В  начале  августа  1957  года  наша  лодка  была  направлена  на  совместные  учения  с  поляками  и  немцами.  Мы  пополнили  все  запасы  на  полную  автономность,  и  пришли  в  Балтийск.   Стали  мы  у причала  в  центре  города.  Переночевали.  После  завтрака  к  нам  пришли  начальник политуправления  флота  и  заместитель командующего  по  боевой  подготовке.  Осмотрели  наше  хозяйство,  побеседовали  с  личным  составом  и  ушли.
      
Перед  обедом  мы  все  вышли  на  берег  подышать  свежим  воздухом.  Все  люки  были  открыты  и  работали  вентиляторы,  вытяжной  и  нагнетательный.  Обед  уже  был готов. Погода стояла  жаркая,  солнце  припекало.  Мы  стали  в  круг  и  начали  играть  в  волейбол.   

Тут  подъехала  военная  грузовая  машина.  Это командир  заказал,  чтобы  отвезти  постельное  бельё  команды  в  стирку.   Молодой  солдат – шофёр  вышел  из  машины  и  рассматривал  лодку.  Подошёл  из  штаба  флота  наш  командир  и  распорядился:

– Доктор,  пока  машину  будут  грузить,  накормить  шофёра.

Боцман  со  своей  командой  пошёл  грузить  бельё,  а  доктор  повёл  шофёра  в  лодку  на  обед.   Обед  был  хороший, морской, обильный:
1.Закуска  из  рыбных  консервов.
2.Наваристый  вкусный  борщ.
3.Плов,  гордость  нашего  кока, (ещё  он  готовил  отлично  макароны  по-флотски).   
4.Компот.

Пока  не  было  команды  на  обед,  мы  продолжали играть.  Не хотелось  спускаться  вниз  раньше  времени.  Предстоял  поход  и  неизвестно,  когда  мы  опять  будем  на  берегу.
Наконец  солдат  вылез  из  люка,  вышел  на  берег  и подошёл  к  нам.  Гимнастёрка  на  нём  почернела  от  пота.  Спрашиваем  его.

– Ну  как  наш  обед?

–  Отлично!  Просто  нет  слов,-  довольный  говорит  он.

– Вот  и  переходи  к  нам  служить.  Всему  научим.

– Э!  Нет!  Ни  за что!  Лучше  я  буду  каждый  день по  сто  километров  свою  машину  по  асфальту  толкать,  чем  у  вас  служить.

Он  это  сказал  таким  серьёзным  тоном  и  так  это  у  него  прозвучало естественно,   как  будто  черти  хотят  заманить  его  в  ад.
На  причале  грохнул  взрыв   смеха.

– Сейчас  люки  все  открыты  и  вентиляция  работает – это  же  просто  курорт.  А  вот  когда  все  люки  будут  задраены  и  никакой  вентиляции,  вот  тогда  немного  хуже, -  пояснил  ему  старшина  команды мотористов  Коля Астраханкин.

Шофёр  поёжился,  как  от  озноба, вздрогнул.
– Ужас  какой-то,– пробормотал  он  и полез  в  кабину  своего  грузовика.

                * * *



ЭКСКУРСИЯ   ГЕНЕРАЛОВ

     В  Балтийске  мы  простояли  восемь  дней.  За  это  время  к нам  один  раз  приходила  экскурсия  генералов.  Было  какое-то  совещание  в  Балтийске, их  и  привели  посмотреть  нашу  лодку.  Но  не как  уникальный  экспонат,  а  как  боевую  подводную  лодку  вообще.
    
Я  в это  время по  распоряжению  командира  находился  в центральном отсеке  возле  своей  рубки.  Спустилось  их  в  лодку  человек  двадцать  пять.  Один  полковник,  два  генерал – лейтенанта,  остальные  генерал – майоры.  Даже  в  глазах  позеленело  от  их  мундиров.    Все  мужики  довольно  плотные,  по  люкам   лазить  непривычные.  Стоят  в  отсеке отдуваются, оглядываются.  Приборов,  маховиков,  рычагов, кнопок,  щитков  сигнальных  полно.
    
Подходят  они  к  распределительной  колонке  воздуха высокого  давления   и  гидравлики,  спрашивают:

– Сколько  человек  обслуживают здесь  одновременно?

– Один, – отвечает  наш  командир.

– Чьё это  заведывание?  Кто отвечает?

– Командир боевой  части  пять.

– И  в  каком он  звании?

– Капитан – лейтенант.

– И  он  один вот  с  этим  всем  управляется? – Показывают  на  колонки.

Тут  только  наш  командир  сообразил, что  генералы  его не понимают.

– Да  нет,  товарищи  генералы.  Командир  БЧ-5  отвечает  за  техническую  часть  всей  лодки,  а  здесь  на  посту  управляет  старшина  второй  статьи  или   младший  сержант  по-сухопутному.

Те  удивлённо  переглядываются  и  обмениваются  репликами.

Подошли ко  мне,  стали  расспрашивать  о  моих приборах.  А когда узнали,  что  в  моём  ведении  находятся три  радиолокационные станции  и  две гидроакустические,  тоже  очень  удивились.   

Как  это  один  главный  старшина  или  старший  сержант по-сухопутному   заведует  таким  количеством  сложной  техники.   
Особенно  они  удивлялись,  как  это  мы  бегаем  по  тревогам  через  круглые  люки  диаметром  0,8  метра.  Так  они  потискались  по  отсекам  лодки,  покряхтели  в  люках  и  удалились.