Homo Ludens

Ирина Дмитриевна Кузнецова
Игра – универсальная форма общения,  о чем умные люди знают давно. Конечно, не все с этим согласны, но и опровергнуть это дано не каждому. В основе игры лежат правила, которые устанавливаются играющими.  Но в какой-то момент правила нарушаются, и тогда игра сходит  с рельсов. Вступая в игру, мы не всегда отдаем себе отчет в том,  чего ждем от нее. Игра манит, ибо она – обещание чего-то живого, нового, завлекательного. Хотя, конечно, кто-то вступает в игру и скуки ради. Но это не самая многообещающая партия. Игра предполагает активность, азарт, изящество исполнения. И результат? Насчет последнего можно поспорить. В некоторых случаях ценностью обладает сам процесс игры.

Возьмем, например, «Почтовый роман» - игру изысканную и пленительную. История знает множество почтовых романов. И почти каждый из них уникален (если, конечно, не является вульгарным подражанием). «Почтовый роман» начинается как бы случайно. И в этом «как бы» таится милое лукавство, но даже в этом обстоятельстве есть блик игры. Итак, первое письмо – порыв в сиреневом тумане. Сказано много, но  больше скрыто. Недосказанность – стиль первого письма. Многообещающая недосказанность, интрига. Далее  ответное письмо в заданном стиле: ответная интрига. Серебристый крючок на конце лески – глотайте, сделайте милость…

«Почтовый роман»  предполагает хотя бы минимальную степень владения пером, раскрепощенное воображение и легкую дерзость. В противном случае он обречен на раннюю гибель от скуки. А так, при благоприятных обстоятельствах, он может продлиться почти вечно (то есть от полутора месяцев до полутора лет). Но есть верное средство прервать почтовый роман – это личная встреча корреспондентов. Такого испытания он выдержать не в силах…

Теперь поговорим об игре весьма  популярной среди всех слоев населения. Она называется «Мы в хороших отношениях». Вступать в нее можно по разным причинам: 1.быть в хороших отношениях принято в обществе; 2. хорошие отношения могут быть полезны для достижения частных целей; 3. умение ладить с любым человеком – свидетельство полноценности личности в глазах других. Можно было бы назвать десяток других причин, но не станем отвлекаться. Эта игра имеет нехитрые правила. Надо быть участливым, но не навязчивым; внимательным, но не слишком догадливым; вежливым, но не карамельно-любезным; готовым давать советы, но когда  об этом попросят;  щедрым, но не безоглядно.

Игра в хорошие отношения может быть празднично-поздравительной, вялотекущей, волнообразной, пунктирной, точечной, хронической (с сезонными обострениями) и пр. Эта игра привлекательна не только своей доступностью, но и тем эмоционально позитивным фоном, который ею создается и поддерживается. Она имеет целый ряд положительных побочных эффектов: формирует культуру общения, иногда исключает из обихода ненормативную лексику, всегда способствует самоутверждению и поддерживает высокую самооценку участников. Можно сказать, что эта игра имеет только один недостаток: она уязвима и может  быть разрушена извне коварными усилиями заинтересованной стороны. Причиной такой экспансии в сферу чужого благополучия может оказаться зависть постороннего. Хорошие отношения двоих часто раздражают третьего.

А вот еще игра под названием «Мы в контрах» (название народное, по научному - в отношении контрадикторности). Надо сказать, что эта игра гораздо интересней предыдущей, поскольку требует большей изобретательности, фантазии и  мастерства. Играющие ни в коем случае не должны расслабляться, упускать возможность даже в самом безобидном случае продемонстрировать свое «терпеть не могу». Здесь нужен особенный талант, чтобы доводить всякое высказывание партнера до полного абсурда, любое слово  объявлять вздорным, каждое его действие низводить до поступка бессмысленного и даже порочного. Может показаться странным, но именно играющие в эту игру связаны наиболее прочными узами и в буквальном смысле жить друг без друга не могут. Почему? Вероятно, по той причине, что мыслят себя только в противопоставлении другому, самоутверждение каждого происходит через отрицание другого. Правило здесь одно: ни при каких обстоятельствах не допускать компромисса. Противник, соперник, враг (он же партнер) не должен утратить своего  ключевого статуса отвергаемой персоны. Обычно эта игра отличается длительностью и стабильностью отношений, с перманентным повышением градуса противостояния. В некоторых нетипичных случаях игра может привести к алогичному результату – острой взаимной страсти.

Нельзя обойти вниманием игру «Non finite», получившую достаточно широкое распространение среди городского населения. Это удобная форма заочных контактов, не требующая вообще никаких физических усилий (кроме удерживания телефонной трубки). Играющие строят планы  будущей совместной деятельности  (встречи, поездки, посещения интересного места, благотворительного визита и пр.), обсуждают детали, назначают сроки, переносят сроки, анализируют неблагоприятные побочные следствия намеченного, аргументируют полный или частичный отказ от выполнения планов. Игра исключает любое целедостижение. Главное условие – ни в коем случае не довести задуманное до конца. Планы выстраиваются в течение длительного времени (месяцами, годами) и часто являются единственной точкой соприкосновения партнеров. Потеря этой точки может повлечь таяние контакта. По этой причине и не допускается завершение. Проигравших обычно не бывает, выигравших тоже. Господствует хроническая ничья.
;