Горы и кони. Часть3

Олег Ярошенко
        Геологи часто используют лошадей для перевозки полевого снаряжения вьюками, а вот для охоты – очень редко, просто на это не остается времени.

        С безответными и несчастными трудягами, какими являются вьючные лошади, Роман имел дело в Забайкалье, проходя производственную практику после четвертого курса. А после третьего и пятого курсов, в горах Тянь-Шаня, ему довелось прямо с лошади поохотиться на каменных куропаток – кекликов и еще – на зайцев. И даже добыть, тоже не без помощи лошади, горного козла.

        Охотиться на кекликов с лошади удобно, когда эти красивые куропатки гуськом поднимаются по склону от водопоя. И, нужно сказать, что с седла попасть из ружья и тем более из мелкокалиберной винтовки в бегущую среди камней куропатку не так-то просто. Но у Романа, в этом отношении, кое-какие успехи были!

        Пробовал он охотиться на кекликов и с самодельным луком, правда, безрезультатно.
 
        Лишь однажды Роман участвовал в охоте с лошади на зайцев. Это происходило на поросшем мелким кустарником острове, посреди широкой реки Иныльчек, вблизи ее устья: там, где она впадает в очень бурную реку Сарыджаз. Причем абсолютная высота местности составляла более 2500 м.

        Чтобы вспугнуть зайца, Роман рысью, а то и галопом, вместе с таким же как он практикантом (погибшим, кстати, через несколько лет в этих же горах), разъезжали по островку и, когда заяц выскакивал из кустов, они навскидку стреляли в него на скаку.

        Затратив два десятка патронов, они добыли двух зайцев. Но, зато, какой увлекательной была эта охота!

        Охота же на горного козла оказалась весьма драматичной.   Тогда, после третьего курса, Роман проходил производственную практику в качестве техника-геолога. Его и рабочего – промывальщика шлиховых проб, имя которого было Кадыр, руководство поисково-разведочной партии направило на отдаленный участок.

        Они получили очень скромный запас продуктов на десяток дней, мелкокалиберную винтовку, спальные мешки и палатку и, приторочив этот груз к задней луке седел, верхом отправились на объект работ.

        Отбирая пробы из отложений горных ручьев и на склонах водоразделов, Роман и Кадыр неоднократно замечали, что с высоких скальных вершин и гребней за ними наблюдают горные козлы.
 
         Однажды, закончив работу раньше обычного, Роман решил попытать счастья в охоте на это осторожное животное. По горному склону он верхом поднялся к основанию отвесных скал.

        Оставив лошадь пастись, Роман пошел вдоль подножия скал, выискивая удобное для дальнейшего подъема место.

        Вскоре он увидел грот в скале и вошел в него, чтобы осмотреть. И тут же, ему послышалось, что сверху со скал свалился небольшой камешек. Осторожно выбравшись из грота, Роман глянул вверх и увидел почти над собой молодого козла, стоящего на скальном выступе приблизительно стометровой высоты.

        Выходит, что добыча сама пришла к нему! Став на одно колено и прицелившись, Роман выстрелил.
 
        Далее, произошло нечто странное: козел в момент выстрела вдруг сжался, как пружина, и прыгнул вниз. Он пролетел эту сотню метров, не переворачиваясь, и головой врезался в каменные глыбы, лежащие буквально в трех метрах от Романа. При этом, еще во время падения, он издал громкий и протяжный звук, похожий на стон.

        Скорость падения козла была так велика, что, ударившись о глыбу он размозжил себе череп. Мало того, в момент удара о камни задняя часть его туловища запрокинулась вправо и левый бок, обращенный к Роману, лопнул, от чего его лицо и одежда оказались забрызганными кровью и сгустками полупереваренной растительной пищи.
 
        Все случившееся произвело на Романа неизгладимое впечатление: эта совершенно невероятная удача в охоте, этот непонятный, но четко выполненный прыжок, странный стон, звучный удар о глыбу и пахучие брызги долго не позволяли ему успокоиться. 

        Так или иначе, но ему пришлось волоком спустить тушу к ручью, обмыть ее, освежевать, умыться самому, подняться за лошадью к скалам и спуститься с ней к добыче, сложить мясо в мешки из плотной бумаги и погрузить на лошадь, а затем уже спуститься вдоль ручья к их стоянке.

        Сделать все это было очень нелегко, так как лошадь постоянно шарахалась и от мешков с мясом и от самого Романа.
 
        Ни пули, ни пулевого отверстия в туше козла Роман отыскать не смог и, учитывая тот необычайный смертельный прыжок животного, предположил, что его мог столкнуть со скалы соперник, напав на него сзади. А может быть козел прыгнул, спасаясь от хищника, отрезавшего ему путь к отступлению?

        Возможно также и то, что разрыв туловища прошел как раз через сквозное пулевое отверстие в теле козла. Но, в любом случае, мяса у них теперь было в избытке.

        За время совместной работы с тридцатилетним Кадыром, который был из местных киргизов, они подружились и однажды тот рассказал Роману грустную историю о том, что его девушку Айгюль насильно выдали замуж за пожилого мужчину. Сейчас она со своим мужем и еще несколько пожилых семей из их села находятся со своим скотом на летнем пастбище, километрах в пятнадцати от стоянки Романа и Кадыра.

        Обида и ревность, владевшие Кадыром, и сочувствие Романа толкнули обоих на безрассудное предприятие: они приняли решение похитить эту женщину. Тем более, что Кадыр утверждал, что она несчастна и мечтает соединиться с ним.
 
        Разрабатывая план похищения, Роман и Кадыр решили, что на случай погони им следует взять с собой винтовку, чтобы отстреливаться от преследователей.

        Это было похоже на настоящее романтическое приключение в духе вестерна! Ведь всего год назад в нашей стране с невероятным успехом прошел американский фильм «Великолепная семерка».
 
        Однако, проснувшись среди ночи от какого-то кошмара, Роман трезво переосмыслил, во что он ввязывается, и утром предупредил Кадыра, что он не будет стрелять даже в сторону людей, а не то, что в них.

        Как можно стрелять в таких же советских людей, как они сами? Ведь, в любом случае, это будет наказуемым преступлением!

        Но Кадыр и при таком условии не отказался от похищения. Мало того, он заявил, что может сделать это и в одиночку. И Роман решил просто подстраховать Кадыра, особо не вмешиваясь в дела местного населения.

        Нужно сказать, что у Романа было еще одно веское основание, чтобы поступить подобным образом. В детстве его бабушка много раз рассказывала ему о восстании киргизов в 1916 году против русских поселенцев и царской администрации.

        Ее семья жила в то время в Иссык-Кульской котловине; большинство же русских мужчин находилось тогда на фронтах первой мировой войны.

        Вот и пришлось бабушке и другим русским женщинам, вместе со своими малыми детьми спасаться от жестокой резни, прячась на пшеничных полях. А повстанцы разъезжали по этим полям на повозках в надежде наехать колесом на беглецов. И в ряде случаев им это удавалось.

        Восстание было жестоко подавлено присланными сюда отрядами казаков.

        Молодые киргизы – однокурсники Романа, также знали о восстании от своих родителей и утверждали, что оно было вызвано не только массовой мобилизацией киргизских мужчин на «тыловые работы», но и тем, что русские поселенцы заняли под земледелие их лучшие пастбища в долинах, вытеснив аборигенов на склоны гор.
 
        Конечно, в 60-х годах никаких национальных конфликтов в Киргизии не было и в помине, но Роман опасался спровоцировать такой конфликт на местном уровне.  Ведь местные киргизы, фактически – сыновья участников восстания, прекрасно знали, где базировалась поисково-разведочная партия Романа, большинство работников которой были русскими.

        Работы оставалось на один день и Кадыр, тайно встретившись с Айгюль, договорился с ней о побеге в следующую ночь. В назначенный час, лунной ночью, Кадыр из условленного места забрал Айгюль с узелком ее личных вещей, и они пешком добрались до Романа, укрывавшегося вместе с лошадьми в густых зарослях неподалеку. Здесь Айгюль устроилась на лошади позади Кадыра, и они рысью направились к своей стоянке.

        Стараясь запутать следы, они часть пути проехали по руслу ручья. Но это не сбило преследователей с толку и вскоре похитители услышали шум погони. По-видимому, парочка любовников не смогла осуществить свой заговор в тайне, а без этого такое предприятие было просто обречено на провал.

        Уставшая лошадь Кадыра не могла состязаться со свежими скакунами преследователей и те настигли его с Айгюль, а двое из них продолжили преследование вырвавшегося вперед Романа.

        Роман, скорее всего, мог уйти от погони, но он, не проскакав и сотни метров, остановил лошадь, поднял винтовку стволом вверх и выстрелил.

        Преследователи были с дубинками, но без ружей; они остановились, недолго посовещались и повернули коней назад, а Роман на виду сопровождал их поодаль. Это было необходимо, чтобы они не решились на убийство Кадыра и не увели его лошадь.

        Преследователи, а всего их было пятеро умудренных жизненным опытом пожилых мужчин, конечно, все поняли и, забрав Айгюль, ускакали.

        Иллюстрация: Природа Тянь-Шаня