Сердца степных сел

Ирия Гай Вторая
В древние времена, прежде чем приступить к строительству нового поселения, люди искали воду. Наши предки, пришедшие в ставропольские степи, умели бережно относиться к ней. Практически рядом с каждым селением имелся источник, которому отводили сакральную функцию. Не были исключением и первые жители нашего села. Естественной водой для них служила река, протекающая через него.
Отец  мой, потомок основателей села, облюбовавших ту его часть, которую называли Верходонкой, учил нас с детства простым вещам: не плевать и не мочиться в воду. Учил, подойдя к роднику, здороваться с ним, как с человеком, расчистить зеркало от мусора. А после произнести: «Во имя Отца, и Сына, И Святого Духа», пожелать тому, кто когда-то открыл родник, чтобы болезни обошли его стороной, если он жив; «мир духу его»,- если он мертв. И только потом можно было, присев на корточки, зачерпнуть ладонями воду, утолить жажду. Пить, приникнув к воде лежа, никогда не разрешал. Учил замечать недалеко от родника или еще где на почве влажное место, углублять его, чтобы дать выход воде возможного ключика.
Наше село было богато колодцами и криничками. И сохранившуюся до настоящего времени малую часть из них можно смело называть памятниками гидротехнической мысли и труда наших предков.
Один из братьев моей бабушки рассказывал, что наиболее подходящим для того, чтобы найти воду и выкопать колодец, считался день Федора Стратилата, в народе прозванного Колодезником (21 июня). Сейчас мало кто знает о такой дате, а в далеком прошлом это был особенный день, когда копание колодца непременно должно было стать успешным. Впрочем, наши предки были мудрыми людьми. Именно к середине лета можно точно понять уровень, на котором залегают воды, и отыскать нужную жилу со «сладкой водой».
Рытье колодцев всегда начиналось с поиска воды при помощи лозы. С вечера на найденные точки клали вверх дном глиняные крынки, а утром, сравнив количество конденсата внутри них, определяли наиболее подходящее место. Именно так на протяжении тысячелетий люди находили воду и в степи, где глубина колодцев достигала иногда более 100 метров.  Колодцы обязательно освящали, в некоторые дни воду из них брать не разрешалось, а сами колодцы украшали иконами или вырезали кресты. Начиная рытье, мастера обязательно шли  в храм, и там служился молебен. Считали, что так «никакие злые умыслы не перейдут на воду». Особое внимание при обустройстве уделялось навершиям.
Наши сельские колодцы – колодцы шахтного типа, обкладывались диким или пиленым камнем. Кладка делала сооружение долговечным, предохраняя воду от засорения. В верхней части колодца, как правило, устанавливался цельный каменный сруб диаметром около метра и высотою около 70-80 см. Воду из неглубоких колодцев доставали, вытягивая веревку с ведром без каких-либо приспособлений. Зачастую такие колодцы копались на меже – границе усадеб двух хозяев, для совместного пользования. И были они не очень глубокими, по сравнению с общественными. Вода в них - горьковато-соленая, практически не пригодная для питья; её использовали для хозяйственных нужд. (Кстати, поливать ею тоже не рекомендуется, особенно луковичные, во избежание засоления почвы на участке). В некоторых дворах тугулучан еще недавно можно было наблюдать  колодцы, известняковый сруб которых испещрен бороздами, протертыми веревкой. В общественных колодцах чаще всего использовали ворот с т.н. барабаном, на который во время подъема воды из глубины накручивалась цепь или веревка с закрепленным на ней ведром. Около такого колодца была огромная кадка и корыто для водопоя животных. Часть таких корыт можно увидеть в экспозиции местного музея камня под открытым небом.
В самом селе в то время колодцев с хорошей водой было мало, но достаточно для водоснабжения отдельных улиц.  Поэтому во время дождей собирали всю возможную воду и хранили в погребах. А зимой, если был снег, то использовали его для водопоя животных и хозяйственных нужд.  С конца XIX века во дворах стали устраивать цементные бассейны, цистерны, куда собирали дождевую воду, стекавшую по желобам с крыши.
   Твачелидзе, характеризуя вопрос водоснабжения здесь, писал, что «Вполне хорошая и всегда имеющаяся в достаточном количестве вода для питья употребляется жителями из ко¬лодцев, находящихся в самом селе, и из источников - в рас¬стоянии версты от села». Одним из таких источников, куда, в частности, по воду ходило население Пампушевки, был т.н. Ключик. Каптаж этого колодца в наши дни истоптан  домашним скотом сельчан, но вода вполне пригодна для питья.
Встречалась мне пара мест в селе, где колодцы представляют систему в виде нескольких рядом расположенных  источников, из которых  вода по специально проделанным отверстиям стекала в один самый глубокий основной колодец, играющий роль накопителя. Одно из таких мест – т.н. Меркуловы колодцы, находящиеся у одного из истоков речки. Подобные сооружения просматривались и в Филипповом овраге.
На дне некоторых колодцев, в местах, откуда били ключи, ставились фильтры из нескольких слоев шерсти, промытого речного песка и гальки, которые устанавливались при помощи обожженных кольев, сделанных из кизиловых веток. С помощью таких устройств заиливание, засорение колодцев происходило значительно медленнее.
Сам же фильтр был толщиною 15-20 см., состоял из трех слоев шерсти, пересыпанных двумя слоями  промытого, крупного речного песка с галькой, и зажимался между двумя решетками из тонких кизиловых веток. Именно такие фильтры послужили основой местной легенды о том, что кочевники, использовавшие родники и колодцы до заселения славянским населением наших мест, «забили их шерстью и вода в речке иссякла».
В селе было несколько именных колодцев. Существовал обычай - строить общественные колодцы, получая право называть их своим именем
До конца XIX века, да и после революции 1917 года в селе сохранялся и другой обычай: вырывать копани - неглубокие воронкообразные колодцы метровой глубины с земляными стенками. Изредка стенки копаней также выводили пиленным местным камнем-ракушечником. Чаще всего их устраивали в низинах. Скапливающуюся там воду, которая была разного вкуса, в основном использовали для вымачивания конопли, рогоза, реже использовали для питья домашним животным. У нас копанями еще назывались и кринички, которых раньше было много по сельским балкам оврагам . Как правило, они все были именными, и сейчас я знаю только одну такую именную копань, нуждающуюся в реставрации, в которой вода пригодна для питья
Копка колодцев породила много интересных обычаев и поверий. Например, мужчины бросали оружие в колодец после окончания своего пути воина, а странники оставляли около попавшегося на пути колодца любую свою вещь, чтобы благополучно добраться до следующего.
Устройство колодца, как и многое другое, в те времена связывали с таинственными силами. Поэтому у нас до сих пор в некоторых труднопроходимых оврагах и зарослях встречаются когда-то устроенные первопоселенцами кринички.
С колодезной и криничной водой разговаривали старики, отождествляя ее с мудростью предков. Да и вообще, к колодцу относились как к месту, где можно на некоторое время отрешиться от мирских забот. На Руси колодец служил символом дома. Возвращающегося из паломничества, военного похода или поездки казака встречали ковшом холодной колодезной воды. Колодцы всегда закрывали крышками. Мне раньше думалось, что это лишь элементарное средство защиты воды от засорения. Но, как рассказывали пожилые жители села, это делали, чтобы «не напугать домового».
Вот почему, когда тугулучане строили общественные колодцы, то не просто заботились о добыче воды, но этим еще закладывали фундамент  будущего села. И видели  в этой степи свой дом.
Социальные катаклизмы отразились и на менталитете односельчан, и на их качественном составе. Изменилось и отношение к земле, традиционным ценностям, к источникам воды. Примером такого отношения служит письмо жителя селя Д.Д. Гладкова в газету «Ленинская правда»  летом 1952 года.
«В селе на территории колхозов  расположено 7 колодцев. Из них берет воду все население. Сейчас лето-жаркое время. Потребность в хорошей воде большая: вода нужна для людей, животных, машин. Воды не хватает по причине того, что колодцы находятся в полуразрушенном состоянии, загрязнены и захламлены. Председатели колхозов, председатель сельсовета тов. Наумов В.И, врачебный персонал, до сих пор не догадались, что колодцы-источники воды, должны быть в образцовом порядке. Гладской Д.Д., колхозник. От редакции: обращаем внимание Райсовета депутатов трудящихся и Райздравотдела на необходимость принятия мер по вопросу приведения в порядок водных источников»…
В настоящее время оставшиеся в селе колодцы заброшены и лишь меньшая их часть, самый глубокий из которых больше 50 м глубиной, сохранилась и используется отдельными жителями.